Назад в библиотеку

Измерение User Experience чат-ботов: подход к оценке коммуникативной компетентности

Авторы: Коваль К.О., Искра Е.А.
Источник: III Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Кибернетика, информатика, аналитика: модели, инструменты, методы» Донецк, 25 апреля 2023 г. — с. 437-442.

УДК 004.5

Аннотация:

В статье рассматриваются чат-боты и методы оценки user experience, которое формируется у пользователей при взаимодействии с ними. Популярность виртуальных собеседников за последние пять лет значительно возросла, что подтверждается не только объемом рынка чат-ботов, но и статистикой их применения крупными компаниями-ритейлерами. Однако, несмотря на их распространенность и потенциал роста их рынка, чат-боты часто не соответствуют ожиданиям клиентов. Для полного раскрытия потенциала чат-ботов как инструмента обслуживания клиентов необходимо развивать методы оценки и мониторинга пользовательского опыта, а также сместить фокус внимания такого научного направления, как человеко-компьютерное взаимодействие, с усовершенствования графического интерфейса в диалоговых системах на разговорные интерфейсы. Необходимо также развивать теоретическую и методологическую базы user experience.

Ключевые слова:

Чат-бот, User Experience, юзабилити, человеко-компьютерное взаимодействие.


За последние пять лет общение с клиентами посредством чат-ботов стало популярным инструментом обслуживания в сфере электронной коммерции. Рост популярности виртуальных собеседников заметен как в мировом масштабе, так и в России: российский рынок чат-ботов в 2020-м году составил, по оценкам компании Just AI, 5,5 млрд рублей с учетом госзаказов или 2,8 млрд рублей по оценкам компании Naumen. Также Naumen подтвердила, что в 2022-м году треть ритейлеров страны из топ-120 применяли в своей деятельности чат-ботов. Их популяризация вызвана подорожанием H2H-маркетинга (human-to-human), которое провоцирует прирост пользователей.

Чтобы потенциал чат-ботов в обслуживании клиентов раскрывался наиболее полно, коммуникация с ним должна формировать у людей положительный user experience (UX) – т.н «пользовательский опыт». Это особенно важно, поскольку, вопреки большой применимости, чат-боты часто не соответствуют ожиданиям клиентов. Как следствие, компаниям необходимо развивать инструменты оценивания и мониторинга пользовательского опыта ботов, а также по-новому взглянуть на своих пользователей и их паттерны взаимодействия с продуктом. Десятилетиями исследователи рассматривали общение между человеком и машиной через призму графического интерфейса, но на смену ему пришёл диалоговый интерфейс, о чем говорится в научной работе «Чат-боты и новый мир человеко-компьютерного взаимодействия» о построении диалога с машиной на естественном языке.

Человечеством накоплен значительный объем знаний об оценке эффективности и качества диалоговых систем, однако поскольку в большинстве исследований используются методы автоматизированного анализа, возникает риск упущения из виду аспектов беседы, заметных лишь аналитику-человеку. Человек способен не только оценивать правильность и соответствие контексту языковых конструкций, но и более тонко и точно воспринимать тон, коннотацию и эмоциональное отношение человека к боту. Важно помнить, что чат-бот – не исключительно функциональная, но ещё и социальная технология.

Брайан Шпицберг утверждает, что уровень коммуникативной компетентности определяется по тому, как человек воспринимает своё взаимодействие с окружающими и насколько общение соответствует контексту, в котором оно протекает. «Компетентное общение – это процесс, который формирует межличностную перцепцию и позволяет достичь желаемых результатов в процессе взаимодействия».

Большинство социальных исследований направлено на изучение коммуникативной компетентности людей в общении с другими людьми, и лишь небольшая часть современных научных работ применяла этот принцип к диалогу между человеком и ботом. Так, удалось установить, что участники, считавшие своего бота недостаточно общительным, с большей вероятностью прекращали общение с ним.

Таким образом, несмотря на осознание важности поддержания позитивного социального взаимодействия при проектировании диалоговых систем, эта тема недостаточно раскрыта в литературе по user experience и, конечно, слабо изучена в контексте чат-ботов.

В сравнении с usability, оценка user experience носит более субъективный характер. Юзабилити, или удобство использования, выражается во внешне наблюдаемом поведении, которое поддаётся количественной оценке [1]. Так, например, можно построить шкалу и измерить скорость достижения пользователем определенной цели, заданной маркетологом. UX является попыткой оценить удовлетворенность пользователя от совершения определенных действий. В основе user experience лежит не только способность продукта быть правильно понятым и использованным, но также и впечатления, полученные от его использования. Определение UX можно найти в международном стандарте ИСО 9241-210:2010 «Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем». Оно звучит так: «Впечатления пользователя, возникающие в результате использования и/или предстоящего использования продукции, системы или услуги» [2].

Соответственно, целью юзабилити является создание легкого в использовании продукта, тогда как user experience ставит задачу сделать пользователя счастливым до, во время и после использования – то есть фокусируется на более гедонических аспектах. Иначе говоря, с точки зрения юзабилити, главный вопрос заключался в том, «Может ли пользователь достичь своих целей?», в то время как с точки зрения пользовательского опыта вопрос был бы таким: «Получил ли пользователь максимально приятные впечатления?».

Нам необходимо перестать ограничивать дизайн продукта строго объяснительной функцией – демонстрацией пользователю доступного функционала и способов его использования, и дополнить его интерпретационными методами.

Исследовательское тестирование (под которым подразумевается ad-hoc, то есть свободное тестирование) обычно проводится в неформальной обстановке, при участии двух людей – респондента и модератора. Организаторы стремятся получить достаточный объем данных, сохраняя при этом естественность поведения респондента – часто модератор и респондент изучают продукт вместе, при этом модератор регулярно поощряет его как можно больше «размышлять вслух», но, если одновременно использовать продукт и отвечать на вопросы становится сложно, исследователь принимает роль молчаливого наблюдателя, откладывая опрос до окончания тестирования.

Чтобы оценить пользовательский опыт на этапе создания прототипа чат-бота, рекомендуется проводить несколько экспериментальных испытаний, построенных на принципах «партизанского тестирования» – посещения общественных мест и опроса случайной выборки людей. Партизанское тестирование не всегда позволяет задействовать целевую аудиторию, но может обеспечить быстрым ревью в перерывах между более формальными сессиями тестирования прототипа. Иначе говоря, такие тестирования не придерживаются научной строгости – они существуют для быстрой оценки технической целесообразности дальнейшей разработки.

После партизанского тестирования проводятся более основательные тесты. Согласно рекомендациям из книги Джеффа Рубина и Даны Чиснелл по юзабилити-тестированию, заключительный тест следует проводить в комнате, охарактеризованной как «минималистичная портативная лаборатория». В комнате размещают два стула, письменный стол и компьютер с картой видеозахвата, чтобы записывать экран устройства участника. Стулья были расставлены так, чтобы участник и модератор могли сидеть друг к другу под углом 90 градусов. Модератору предоставлялась возможность в режиме реального времени следить за происходящим на экране участника через компьютер.

Перед началом тестирования участников просят заполнить предварительную анкету, чтобы оценить предыдущий опыт взаимодействия с чат-ботами и проанализировать ожидания от испытания данного прототипа. Анализ ожиданий помогает установить взаимосвязь между предубеждениями человека о продукте и показателями юзабилити во время его использования. Анкета также, как правило, содержит вопросы демографического характера и вопросы о технических параметрах устройства участника, таких как модель смартфона, которые помогают определить, насколько используемая модель влияет на результаты.

Если участник выбивается из разговора, исследователь смотрит, сможет ли он самостоятельно вернуть его в прежнее русло. В процессе тестирования исследователь делает заметки, используя предварительно определенные коды в отношении таких показателей, как успешно завершенное действие, прерванное действие, баг, а также положительные и негативные отзывы.

По окончании тестирования проводится опрос с целью оценить полезность, простоту использования и пользовательские предпочтения по 5-бальной шкале Лайкерта – психометрической шкале для измерения удовлетворенности. Модератору также рекомендуется задавать респонденту открытые вопросы об улучшении прототипа бота.

Несмотря на то, что во время юзабилити-тестирования участникам не предлагается высказать личное отношение к виртуальному собеседнику, тестирование бота, который предоставлял образовательные материалы на тему психического благополучия молодых людей, показало, что пять из десяти респондентов ощутили некую связь с ним [3]. Таким образом, можно получить данные о пользовательском опыте и там, где исследование изначально имело цель оценить юзабилити-сторону продукта.

В результате проведенного исследования удалось определить шесть правил хорошего user experience:

  1. Скорость отправки сообщений должна соответствовать не сколько скорости печати среднестатистического пользователя, сколько скорости обработки человеком информации, которую он привык получать в мессенджерах, особенно если бот использует другие медиа, такие как картинки и GIF-файлы. В таком случае необходимо ещё больше увеличить интервал между сообщениями.
  2. Несмотря на то, что чат-бот явно пытался управлять ожиданиями пользователя посредством предопределенных ответов-кнопок и специально поставленных вопросов, тем самым направляя собеседника по определенной ветке дерева сценариев, почти все респонденты изначально ожидали такой же свободы общения, как от человека. Заранее сформулированные ответы иногда казались слишком ограничивающими. Кроме того, в целом ожидалось, что разговор будет более человечным, например, что бот не будет оставлять последнее сообщение без ответа или сможет продолжить разговор с того места, на котором он оборвался.
  3. Пользователи ожидали четкого и лаконичного общения. Это относилось как к развернутым сообщениям, так и к быстрым ответам. Неоднозначность в разговоре расценивалась как плохой пользовательский опыт.
  4. Навигация в диалоговом интерфейсе давалась пользователям сложно. В ходе разговора человеку требовалось много времени на то, чтобы понять лежащую в основе диалога архитектуру. Сбившись, пользователь возвращался к меню, а не к тому меcту, где оборвался разговор, что вызывало у него разочарованность.
  5. Личность чат-бота была признана очень важной. Она способствовала эмоциональному вовлечению людей в диалог с машиной, что, в свою очередь, положительно влияло на скорость освоения человеком программного продукта.
  6. Пользователи ожидали полной прозрачности от чат-бота, в отличие от собеседника-человека. Если виртуальный собеседник открыто сообщал, подписывается ли пользователь на большее количество сообщений или на рассылки, это воспринималось очень положительно.
  7. Круглосуточная, ограниченная только техническими неполадками доступность чат-бот также была воспринята положительно в вопросах оценки пользовательского опыта.

Выводы

Результаты исследования позволяют сделать два на первый взгляд противоречивых вывода. С одной стороны, пользователи хотят, чтобы бот обладал человеческими чертами и мог с минимальными ограничениями понимать их так же, как живой собеседник. С другой стороны, они отмечают, что есть аспекты, которые в некоторых ситуациях делают бота лучшим партнером для общения. Его беспристрастность и непредвзятость позволяли выстраивать более честное и открытое общение с ним.

Подводя итог, можно сказать, что исследование столкнулось с ограниченностью теоретической базы и недостаточной глубиной методологических основ тестирования для выявления не только количественных, но и качественных показателей пользовательского опыта. Чтобы улучшать и развивать методы оценки пользовательского опыта, рекомендуется применять такие опросники, как Attrakdiff и Godspeed, измеряющих сходство диалоговых интерфейсов с поведением человека, а также шкал для измерения социального присутствия по таким психосоциальным критериям, как теплота и холод, личность и безличность.

Список использованной литературы

  1. Хворост, В.С. Анализ подходов к пониманию пользовательского опыта и пользовательского интерфейса (UX / UI) / В.С. Хворост, Н.П. Шутько : Информационные технологии. Материалы 83-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). Отв. за издание И.В. Войтов. – 2019. – С. 7-8.
  2. Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293750/4293750543.pdf. (дата обращения: 07.04.2024).
  3. Zeljko Maric. The User Experience of Chatbots: A Design Science Approach. Copenhagen Business School. 2018; 66: 47-48.