Научно-техническое и инновационное сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху: переформирование модели и выбор подхода с точки зрения китайских экспертов
Автор: Гао Ц., Цзин Ц.
Источник: Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 6(195). – С. 109-119. – DOI 10.47711/0868-6351-195-109-119. – EDN IKXQOU.
Аннотация
Гао Ц., Цзин Ц. Научно-техническое и инновационное сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху: переформирование модели и выбор подхода с точки зрения китайских экспертов В статье lля реконструкции модели сотрудничества был рассмотрен интеграционный инновационный путь, который органично сочетает различные источники инноваций, связанные как с информацией и знаниями, так и с потребностями рынка.
Введение. В последние годы научно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией является горящей темой в исследовании китайско-российских экономических отношений. Известно, что 2020 и 2021 гг. были официально объявлены лидерами двух стран «годами научно-инновационного сотрудничества между Китаем и Россией». Продвижение научно-инновационного сотрудничества между Китаем и Россией придает мощный импульс подъему уровня и повышению качества китайско-российских экономических отношений, также является одним из самых перспективных направлений ближайшего будущего.
В настоящее время научно-техническая революция (НТР) и трансформация промышленности развиваются небывалыми темпами, по-иному форматируют глобальную политическую и экономическую карту, перестраивают международное разделение труда. Мир находится в критическом периоде перехода к цифро-визации и искусственному интеллекту.
В условиях жесткой конкуренции на рынке инноваций и инклюзивного сотрудничества между странами, при наличии нарастающего дефицита ресурсов и ограничений по времени интеграция независимых инноваций и открытых инноваций постепенно становится общей тенденцией. Столкнувшись с беспрецедентными историческими возможностями и серьезными вызовами, попытаемся выполнить оценку текущих достижений и проблем в сфере научно-технического сотрудничества Китая и России, а также выявить его узкие места. На основе реальных изменений научно-технических потенциалов стран и новых взаимных ожиданий попробуем скорректировать идеи, поискать иные подходы, предложить другие модели инновационного взаимодействия Китая и России.
Перед общими вызовами укрепление стратегической координации и совместное продвижение научно-технического и инновационного сотрудничества имеют актуальное значение для Китая и России. Оно имеет три направления:
- помогать друг другу удерживать лидирующие позиции в сфере высоких технологий и обеспечивать поступательное развитие;
- способствовать устойчивому прогрессу китайско-российского стратегического партнерства в новую эпоху;
- участвовать в глобальном управлении научно-техническими инновациями и совместно содействовать их глобализации.
В целях продвижения китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества в новую эпоху двум странам необходимо направить усилия на совершенствование механизма сотрудничества на высоком уровне, углубление взаимодействия в области фундаментальных исследований, подготовку профессиональных кадров по международному трансферу технологий и предоставлению комплексных технических услуг, реализацию совместных высокоэффективных проектов, обеспечение ведущей роли предприятий в научно-техническом и инновационном сотрудничестве, стимулирование жизнеспособности такого сотрудничества на региональном уровне, создание новой модели международного инновационного анклава.
При реконструкции модели сотрудничества необходимо выбрать интеграционный инновационный путь, в основе которого концентрируются различные источники инноваций, связанных как с информацией и знаниями, так и с потребностями рынка.
Достижения и проблемы научно-технического и инновационного сотрудничества между Китаем и Россией. В первые годы существования КНР при поддержке Советского Союза были решены вопросы становления новой базовой промышленной системы Китая, создания научно-исследовательских организаций и подготовки научно-технических кадров. После распада СССР китайско-российское научно-техническое партнерство формируется как многоуровневая, многопрофильная и целостная цепочка сотрудничества.
Первое. Различные механизмы продвижения двухстороннего сотрудничества работают стабильно и продолжают способствовать устойчивому и перспективному сотрудничеству в научно-инновационных сферах между Китаем и Россией. С 1997 г. научно-техническое сотрудничество между правительствами двух стран базируется на деятельности двух основных организаций: «Подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству» и «Координационный комитет российско-китайского инновационного сотрудничества» в рамках механизма подготовки регулярных встреч глав правительств России и Китая. Научно-техническое сотрудничество между двумя странами сместилось от ориентации на внедрение технологий к совместным исследованиям и разработкам, высокотехнологичному промышленному сотрудничеству и углублению научно-инновационной кооперации. На уровне регионального научно-технического сотрудничества некоторые провинции и города Китая создали специальные институты и платформы взаимодействия в области научных и технологических инноваций с Россией и странами СНГ. Например, Харбин в Хэйлунцзяне, Чанчунь в Цзилине, Яньтай в Шаньдуне, Гуанчжоу и Шэньчжэнь в Гуандуне, Сиань в Шэньси, Нанкин в Цзянсу, Ухань в Хубэй, и другие. Они активно развернули инновационный диалог и сотрудничество с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Томском, Новосибирском и прочими субъектами РФ.
Второе. Партнерство университетов и исследовательских центров двух сторон привело к положительным результатам. В дополнение к сотрудничеству в области образования престижные китайские и российские вузы в полной мере использовали свои соответствующие преимущества для активного расширения взаимодействия в научно-технической сфере. Созданы совместные научно-исследовательские институты, совместные лаборатории и совместные исследовательские центры, связанные с исследованием космоса, климата и искусственного интеллекта, астрофизикой, океанскими технологиями, высокоскоростными железнодорожными, полярными, лазерными технологиями, сверхпроводящими протонами и многими другими областями исследований. Это сыграло важную роль в усилении взаимодействия между двумя странами в области науки и технологий, развитии промышленного сотрудничества, углублении технологического развития, повышении технологического уровня продукции, ускорении исследований, разработок и трансформации научно-технических достижений, а также эффективном увеличении скорости технологических инноваций.
Третье. Взаимодействие между Китаем и Россией в области фундаментальных исследований достигло определенных результатов. Характерный пример - совместное сотрудничество в области фундаментальных исследований, финансируемое Национальным фондом естественных наук Китая и Российским научным фондом (РНФ). В последние годы увеличилось количество финансируемых проектов, большинство из которых нацелено на решение фундаментальных вопросов. Если в 2017 г. гранты получили 53 проекта, то в 2018 г. их количество возросло до 189, а в 2019-ом -стало уже 256. Кроме того, Китайская Академия Общественных Наук также сотрудничает с РНФ. Ежегодно проводится открытый конкурс на проведение совместных исследований по актуальным проблемам двух стран в областях общественных наук и философии.
Четвертое. Продолжается формирование баз научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией с плодотворными результатами по ключевым направлениям. Как правило, базы сконцентрированы на географически прилегающих территориях или в областях с развитой экономикой и научным потенциалом. Кроме того, при содействии Министерства науки и технологий Китай учредил «Союз научно-технического сотрудничества с Россией», в который в настоящее время входят более 40 членов. Задача «Союза» - содействие интеграции национальных научных и технологических ресурсов на основе раскрытия преимуществ, укрепления связей и достижения кластерного эффекта. В частности, в последние годы две страны совершили прорывы в масштабных проектах научно-технического сотрудничества, в передовых научных и технологических областях, а также в научно-техническом финансировании. В целом, нынешнее китайско-российское научно-инновационное сотрудничество развивается в направлении совместных инноваций на основе интеграции науки, образования и производства.
Пятое. Плодотворные результаты получило научно-техническое инновационное сотрудничество в различных областях. Китайско-российское научно-техническое инновационное сотрудничество охватывает много отраслей: военные и коммуникационные технологии, авиакосмическую промышленность и биотехнологии, новые материалы и ядерную энергетику, машиностроение и электронику, медицину и науки о жизни, химическую промышленность, энергосбережение и защиту окружающей среды, финансовые технологии и другие. В этом ряду - многочисленные масштабные проекты. Например, в области атомной энергетики Китай и Россия сотрудничают в строительстве экспериментальных реакторов на быстрых нейтронах и энергоблоков 1, 2, 3 и 4 Тяньваньской АЭС. В аэрокосмической сфере стороны подписали ряд документов о сотрудничестве в областях спутниковых технологий и их применения, космической науки, освоения дальнего космоса и т. д. В настоящее время две страны совместно разрабатывают большой широкофюзеляжный пассажирский самолет СИ929 и 40-тонный тяжелый вертолет. Начаты работы по координации собственной глобальной спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» и «ГЛОНАСС». Сотрудничество в аэрокосмической сфере предполагает освоение Луны и дальнего космоса, разработку специальных материалов, взаимодействие в построении орбитальных группировок, дистанционное зондирование Земли и работы над проблемой космического мусора. В сфере финансирования научно-технического сотрудничества был создан Российско-китайский научно-технический инновационный фонд и т. д.
Безусловно, практика китайско-российского научно-технического сотрудничества выявила проблемы и противоречия, которые требуют своего разрешения. По нашему мнению, причина затруднений в сотрудничестве имеет шесть аспектов.
1. Недостаточная субъектность предприятий в китайско-российском сотрудничестве. Большая часть программ двустороннего научно-технического сотрудничества ориентирована на исследовательские и образовательные организации. Предприятия реального сектора экономики, как привило, не участвуют в выработке и принятии решений. Такая ситуация приводит к низкой рыночной значимости результатов сотрудничества, снижает темп инноваций и не создает ощутимой поддержки промышленному сектору.
2. Информационные каналы для развития китайско-российского научно-технического сотрудничества весьма фрагментарны. До сих пор существуют определенные препятствия к доступу к информации о стратегиях и политиках научно-технического развития, о международном научно-техническом сотрудничестве, о научных кадрах, о научно-технической библиографии, о научно-технических данных, о реализованных проектах двухстороннего научно-технического сотрудничества. Все перечисленное крайне необходимо инновационным субъектам.
3. Интенсивность финансирования фундаментальных исследований относительно невелика, а категории проектов достаточно единообразны и находятся на уровне обмена персоналом и двусторонних обсуждений. Общих исследовательских проектов, предполагающих интенсивную совместную работу ученых, все еще мало.
4. Научно-техническое сотрудничество, в основном, остается на уровне передачи технологий. Кооперативные проекты, которые реализуются либо через совместные исследования, либо в высокотехнологичном производстве, либо объединяют инновационную и производственную цепочки предприятий обеих стран, представлены недостаточно.
5. Обе стороны недостаточно ознакомлены с текущим научным потенциалом и новыми инновационными возможностями друг друга. Также сказывается многолетняя негативная пропаганда о защите прав интеллектуальной собственности китайской стороны. Все это препятствует поступательному развитию китайско-российского научно-технического сотрудничества.
6. Острый дефицит профессионалов с необходимым набором компетенций: базовое научное или инженерное образование, а также владение, как минимум, обоими языками (китайским и русским). В настоящее время в КНР - 19 тыс. российских студентов, а в РФ - 35 тыс. китайских. Этого недостаточно. В дальнейшем количество обучающихся в Китае россиян должно быть увеличено. В ведущих российских инженерных вузах (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ) необходимо с первого курса начинать обучение китайскому языку в качестве иностранного, по мнению российских экспертов".
Новые возможности и вызовы в научно-техническом и инновационном сотрудничестве между Китаем и Россией. В условиях нового цикла НТР и трансформации промышленности глобальная научно-техническая и инновационная повестка претерпевает глубокие изменения, суть которых в следующем:
- подчеркнуто исключительное значение фундаментальных исследований;
- вложения материальных и интеллектуальных ресурсов в выбор передовых технологических маршрутов беспрецедентны, а риски приближаются к критическим отметкам;
- междисциплинарная, транспромышленная и межотраслевая интеграция становится новой тенденцией;
- в первые ряды, как не допускающие отлагательств, вышли совместные инновации, стимулирующиеся сценариями с участием ученых, предпринимателей, инвесторов, правительств и других участников;
- независимые и контролируемые инновации с открытым исходным кодом становятся тенденцией;
- появляется тренд на сетевое взаимодействие, оцифровку, платформизацию и социализацию технологических инноваций;
- достижения научно-технических инноваций в основном являются групповыми прорывами.
Изменение парадигмы технологических инноваций распространяется и на государственный уровень. Любая страна, независимо от ее инновационного потенциала, должна участвовать в международном научно-техническом сотрудничестве, интегрироваться в глобальную инновационную цепочку, использовать ресурсы глобальной инновационной системы для повышения эффективности и уровня инноваций, а также снижения затрат и рисков в целом.
США, используя свое монопольное положение во многих международных структурах, следуя политике популизма и изоляционизма, пытаются сдерживать Китай и Россию в различных областях, включая науку и технику. С одной стороны, нарастает интенсивность санкций против России, доступ к передовым технологиям блокируется через «юрисдикцию длинной руки» и другими способами. С другой стороны, Соединенные Штаты, продолжая усиливать технологические ограничения в отношении Китая, стремятся препятствовать его движению к вершинам инновационной и производственных цепочек, а также купировать возможности по созданию добавленной стоимости с высокой долей инновационной компоненты. В настоящее время США и их союзники формируют международную систему сдерживания Китая и России путем координации технической политики, модификации технических стандартов и норм, а также изменением моделей научно-технологического управления.
Китай и Россия в современном турбулентном мире занимают ключевое положение. Перед общими вызовами укрепление стратегической координации и совместное продвижение научно-технической и инновационной глобализации являются обязанностью двух стран. С точки зрения двусторонних отношений, сотрудничество в научно-технологической и инновационной областях является примером нового типа контактирования между крупными странами и закладывает фундамент устойчивого и долгосрочного стратегического партнерства между Китаем и Россией. Углубленное продвижение китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества является стратегическим выбором двух стран, направленным на включенность в современные тренды научно-технической революции и промышленной трансформации нового цикла. Это взвешенная позиция обеих сторон, нацеленная на совместное противостояние общим вызовам, сохранение достигнутого научно-технического лидерства каждой страны и прорыв стратегического сдерживания.
Новая реальность и новые ожидания в развитии китайско-российского научно-технического инновационного потенциала. В соответствии с общей тенденцией научно-технической революции и промышленной трансформации нового цикла, научно-технический потенциал Китая и России претерпел существенные изменения, что потребовало корректировки содержания и объема научно-технических инноваций. В последние годы Китай активно продвигает строительство инновационной страны, его научно-технический и инновационный потенциал достиг исторических целостных и структурных изменений. Сейчас стоит вопрос о переходе от количественного накопления к качественным скачкам, от точечных прорывов - к овладению системными возможностями.
Согласно Глобальному инновационному индексу Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2021 г. Китай поднялся на 12-е место по рейтингу. Но, безусловно, на данный момент у Китая есть недостатки, такие, как слабый первоначальный инновационный потенциал, низкая доля выпуска высокотехнологичной продукции и частичный контроль иностранных корпораций над основными промышленными технологиями. В связи с этими недостатками на 19-м съезде ЦК КПК поставлена задача: путем поэтапных преобразований инновационной системы страны к 2035 г. войти в группу передовых инновационных стран, а к 2050 г. построить научно-инновационную державу. На Пятом пленуме ЦК КПК 19-го созыва было особо подчеркнуто: придерживаться ключевой позиции инноваций в общей модернизации, принять научно-техническую самостоятельность и самосовершенствование в качестве стратегической опоры национального развития. В то же время укреплять международный научно-технический обмен и сотрудничество на открытых условиях, чем способствовать подъему инновационного потенциала.
По рейтингу Глобального инновационного индекса Всемирной организации интеллектуальной собственности в 2021 г. Россия занимает 45-е место. Россия традиционно сохраняет сильные позиции в области фундаментальных наук. РФ -в группе мировых лидеров по теоретическим исследованиям в математике, физике, химии, материаловедении и других научных направлениях. Опираясь на глубокие фундаментальные исследовательские способности и уникальные инновационные идеи в области физики, Россия активно возглавляет крупные международные научные проекты. По ряду прикладных технологий (аэрокосмические, лазерные, биоинженерные, ядерно-энергетические, новые материалы и т. д.) Россия стабильно занимает лидирующие позиции. Российские технологии военного назначения (дальние стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты, авиационные и аэрокосмические двигатели, подводные лодки и т. п.) находятся в мировом авангарде.
На данный момент проблемы, существующие в сфере научно-технических инноваций, в основном, имеют два аспекта. Первый - неустойчивые связи между инновационной и производственной цепочками. Второй - отставание России от мирового уровня в исследованиях и разработках наукоемких и передовых технологий, определяющих потенциал будущего развития (имеются в виду биотехнологии и ИТ). Для исправления ситуации в июле 2020 г. президент Путин подписал Указ, утверждающий цели развития России до 2030 г. и предлагающий войти в десятку ведущих стран мира в области исследований и разработок. В конце 2020 г. была утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 гг.) с объемом финансирования до 2,1 трлн руб.
Научно-инновационная политика России фокусируется на шести направлениях:
- поддержание международного статуса в области фундаментальных исследований;
- ориентация на развитие предприятий в сфере высоких технологий;
- стремление к созданию открытых инновационных цепочек от фундаментальных исследований до технологий, исследований и коммерческих разработок, к повышению эффективности научно-технических инноваций;
- создание платформы инновационного сотрудничества;
- содействие применению новых технологий;
- регулирование и содействие развитию цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.
Переоформление новых концепций и новой модели в китайско-российском научно-техническом инновационном сотрудничестве. В целях стремления к росту благосостояния народов каждой страны на основе совместного участия в глобальном управлении научно-техническими инновациями и укреплении стратегического партнерства Китаю и России необходимо скорректировать концепции и модель научно-технического и инновационного сотрудничества. Новая концепция должна строиться на основе текущего уровня научно-технических потенциалов обеих стран, с учетом возможностей и вызовов внешнеполитической обстановки, а также обоснованных взаимных ожиданий.
При переоформлении концепций следует опираться на прошлый опыт сотрудничества и разрешения проблем взаимодействия. При этом, наряду с учетом общемировых тенденций и содействием устойчивому развитию, следует вводить больше новых элементов, таких, как ориентированность на будущее, открытость и ин-клюзивность, совместное построение и совместное использование, взаимодополняемость преимуществ и другие концептуальные элементы.
«Ориентированность на будущее» означает, что китайско-российское научно-техническое и инновационное взаимодействие, консолидируя традиционные области и проекты сотрудничества, должно быть ориентировано на перспективную компоновку в соответствии с будущим направлением научно-технического и промышленного развития и, в то же время, проводить изучение полезных глобальных решений в области управления научными и технологическими инновациями.
Суть «открытости и инклюзивности» заключается в отказе от устаревшей традиционной концепции безопасности и игрового мышления с нулевой суммой, разблокировании каналов связи научно-технического персонала, устранении барьеров, купирующих передачу и трансформацию технологий. Иными словами, для притока и интеграции инновационных элементов должна быть создана дружественная среда.
«Совместное построение и совместное использование» означает стимулирование всех участников к интеграции в инновационную сеть. Сетевое взаимодействие обеспечивает быстрое получение инновационных ресурсов из более широкого пространства, совместное использование инновационных достижений и разделение рисков продвижения НИОКР. Очевидно, что такой подход существенно поднимает эффективность научно-технических инноваций в обеих странах. (Любая инновация как проект всегда заключена в треугольник «содержание-стоимость-длительность».)
«Взаимодополняемость преимуществ» базируется на реальных обстоятельствах и позволяет избежать нехватки финансирования прикладных исследований, снизить затраты на организацию производства, а также открыть возможности рыночного продвижения.
Преимущества Китая - это высокий энтузиазм населения в отношении инноваций и предпринимательства, существенная доля бюджетов всех уровней, направляемых на НИОКР, широкое рыночное пространство и хорошая промышленная база. Преимущества России - глубина фундаментальных исследований и наличие кадрового резерва высокой квалификации.
При переоформлении модели необходимо обратить внимание на интеграционный инновационный путь, в основе которого лежит рассмотрение различных источников инноваций, связанных как с информацией и знаниями, так и с потребностями рынка.
Особенностями интеграционной модели являются тесная связь НИОКР с производством (например, интеграция систем автоматизированного проектирования и гибких производственных систем), более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов), создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.
Межгосударственная интеграционная модель инновационного развития состоит из таких элементов, как участники, источники финансирования, ресурсы.
Участники. В нашем случае это Китай и Россия, представленные не только структурами государственного и межгосударственного уровня, но и союзами, сообществами, имеющими потребность в инновациях и стремление к образованию взаимосвязей такого рода. Потребители продукта и любые бенефициары инновационной деятельности.
Источники финансирования. Банки, венчурные фонды и прочие финансовые структуры, созданные совместными усилиями стран-участниц с разделением первоначального вложенного капитала. Ресурсы. Университеты, квалифицированные кадры, технопарки, лаборатории, производственные центры, оборудование, жилые помещения для специалистов и т.п.
Качество и жизнеспособность интеграционной модели определяются совершенством (гибкостью, способностью к масштабированию, глубиной) взаимосвязей между всеми элементами. При отсутствии скоординированного сетевого взаимодействия между участниками инновационного процесса невозможно добиться позитивного результата.
Выбор подхода к продвижению китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества в новую эпоху. Первое: необходимо совершенствовать механизм сотрудничества на высоком уровне. Правительства КНР и РФ должны усилить координацию в перспективном планировании и деятельности по единому плану, обеспечить институциональные гарантии сотрудничества и способствовать плавному сопряжению интересов. С одной стороны, целесообразно в полной мере проявить стимулирующую и координирующую роль межгосударственного механизма научно-технического сотрудничества. С другой стороны, следует внедрить стабильные механизмы поддержания взаимных связей, способствовать бесперебойной работе друг друга в своих отраслях, продвигать межотраслевую кооперативную деятельность, налаживать эффективную интеграцию инновационных ресурсов.
Второе: обратить внимание на сотрудничество в области фундаментальных исследований. Предлагается расширить масштабы финансирования от Национального естественнонаучного фонда Китая и Российского научного фонда, а также увеличить поддержку междисциплинарных и молодежных исследовательских проектов. Разнообразить источники финансирования: шире использовать возможности социальных и корпоративных фондов.
Третье: уделять внимание подготовке кадров, чтобы создать профессиональную команду менеджеров по международному трансферу технологий и предоставлению комплексных технических услуг. Они должны не только ориентироваться в технических вопросах и владеть иностранным языком, но и иметь опыт кросскуль-турного взаимодействия при ведении бизнеса. Подготовка такой команды требует немало времени для приобретения практического опыта. По этому направлению в провинции Гуандун Китая, одном из известных и сильных международных инновационных центров, накоплено немало опыта. При поддержке регионального правительства был создан международный союз научно-технического сотрудничества Гуандун-СНГ. Этот союз практически выращивает подобные молодежные команды и предоставляет профессиональные комплексные технические услуги двум сторонам.
Четвертое: неукоснительно продвигать совместные проекты, направленные на получение фактического эффекта. Реальные достижения демонстрируют ведущую роль крупных проектов и избавляют участников от озабоченности по поводу перспектив подобных начинаний. Подписание в 2020 г. соглашения об участии Китая в возглавляемом Россией проекте сверхпроводящего ускорителя тяжелых ионов (NICA) служит образцом укрепления китайско-российского сотрудничества в проектах «большой науки».
Пятое: обеспечить первостепенную роль предприятий в научно-техническом и инновационном сотрудничестве. С одной стороны, предприятия имеют возможность улавливать потребности рынка в инновациях. С другой стороны, крупные предприятия являются материальной основой построения инновационных систем. Предприятиям такого масштаба по силам стимулировать создание центров НИОКР в другой стране, укреплять сотрудничество с исследовательскими университетами или организовывать оффшорные инновационные базы, используя местные научные ресурсы для выполнения работы. Компании венчурного капитала и технологические предприятия могут рассматривать технологические стартапы другой стороны в качестве важных партнеров в научно-технических исследованиях, разработках и индустриализации.
Шестое: стимулировать жизнеспособность научно-технического инновационного сотрудничества между Китаем и Россией на региональном уровне и попытаться создать новую модель международного инновационного анклава для регионального научно-технического сотрудничества.
Необходимо углубить взаимопонимание между региональными предприятиями двух стран и признать, что целью сотрудничества является достижение взаимовыгодного результата. Для достижения этой цели требуется: точно определить позиционирование спроса и сформулировать перечень требований (техническое задание), предложить техническое решение или новый метод, а только затем выполнить конверсию производства. Важно отметить, что длительность и стоимость являются критичными факторами любого проекта.
Иными словами, необходимо стимулировать рыночный спрос предприятий, как основу положительной обратной связи в развитии регионального научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией.
В условиях антироссийских санкций из-за ситуации на Украине многие западные технологические компании ушли с российского рынка или приостановили работу на территории России, такие, как Apple, Dell, Intel, Ericsson, Oracle, Microsoft, и т.д. Сотрудничество в области науки и образования находится под санкциями. German Research Foundation заморозил все научное сотрудничество с Россией; QS больше не включает российские университеты в рейтинги; Web of Science закрыл доступ к базе данных для российских ученых.
Под санкционным давлением со стороны западных стран научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем не прекращается, а развивается нормально, как заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь2. В дальнейшем необходимо усилить сотрудничество в географической мобильности ученых и экспертов и в взаимном признании периодических изданий, образования, квалификации и ученых степеней. Сотрудничество не должно быть ограничено между двумя странами, а может осуществляться в рамках ШОС, БРИКС, сопряжения инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС.
Список использованной литературы
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. //Цифровая экономика: 2019. Крат. стат. сб. М., НИУ ВШЭ, 2019. [Abdrahmanova G.I., Vishnevskij K.O., Gohberg L.M. i dr. // Cifrovaya ekonomika: 2019. Kratkij statisticheskij sbornik. M., NIU VSHE. 2019. (In Russ.)]
2. Макеева А., Савельев А. Неполное высшее образование. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3006400 [Makeeva A., Savel'ev A. Nepolnoe vysshee obrazovanie. (In Russ.)]
3. Власова В.В., Гохберг Л.М., Дьяченко Е.Л. и др. Российская наука в цифрах. Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики». М., НИУ ВШЭ, 2018. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/215179745 [Vlasova V.V., Gohberg L.M, D'yachenko E.L. i dr. Rossijskaya nauka v cifrah. Nac. issl. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M., NIU VSHE, 2018. (In Russ.)]
4. Высокотехнологические компании — российские и мировые тренды. Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/institute/vysokotehnologicheskie-kompanii-rossiyskie-i-mirovye-trendy/ [Vysokotekhnologicheskie kompanii — rossijskie i mirovye trendy. Institut ekonomiki rosta im. PA. Stolypina (In Russ.)]
5. Гохберг ЛМ., Дитковский КА., Дьяченко Е.Л. и др. Индикаторы науки: 2019. Стат. сб. М., НИУ ВШЭ, 2019. [Gohberg LM., DitkovskijKA., D'yachenko EL. i dr. Indikatory nauki: 2019. Stat. sb. M.: NIU VSHE, 2019. (In Russ.)]
6. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». 29 марта 2019 г. № 377. URL: http://government.ru/docs/36310/ [Gosudarstvennaya programma «Nauchno-tekhnologicheskoe razvitieRossijskojFederacii». 29 marta 2019g. № 377. (InRuss.)]
7. Ерохина Е. Российская наука в Scopus и WoS: количество или качество. 8 февраля 2019 г. URL: https://indicator.ru/engineering-science/rossijskaya-nauka-v-scopus-i-wos-kolichestvo-ili-kachestvo.htm. [Eroh-ina. E. Rossijskaya nauka v Scopus i WoS: kolichestvo ili kachestvo. 8 fevralya 2019 g. (In Russ.)]
8. Комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла и комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла 9 февраля 2019 г. № 162. URL: http://government.ru/docs/35824/ [Kom-pleksnye nauchno-tekhnicheskie programmy polnogo innovacionnogo cikla i kompleksnye nauchno-tekhnicheskie proekty polnogo innovacionnogo cikla 9 fevralya 2019 g. № 162. (In Russ.)]
9. Ячменникова Н. Научный центр мирового уровня «Сверхзвук» получит государственную поддержку. URL: https://rg.ru/2020/09/03/ [Yachmennikova N. Nauchnyj centr mirovogo urovnya «Sverhzvuk» poluchit gosudarstvennuyu podderzhku. (In Russ.)]
10. Ульянов Н. Как перестать жить чужим умом. URL: https://expert.ru/expert/2019/24/ [Ul'yanov N. Kak perestat' zhit' chuzhim umom. (In Russ.)]
11. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. 10 октября 2019 г. № 490 [Nacional'naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda. 10 oktyabrya 2019 g. № 490].
12. Мау В. и др. Российская экономика в 2018 году: Тенденции и перспективы. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. [Mau V. i dr. Rossijskaya ekonomika v 2018 godu: Tendencii i perspektivy. M.: Izd-vo In-ta Gajdara. 2019. (In Russ.)]
13. Развитие отдельных высокотехнологичных направлений (Белая книга). НИУ ВШЭ. 2022. URL: http://www.economy.gov.ru/[Razvitie otdel'nyh vysokotekhnologichnyh napravlenij (Belaya kniga). NIU VSHE. 2022. (InRuss.)]
14. Сагиева Г.C., Коцемир М.Н. Внешняя торговля технологиями России. URL: https://issek.hse.ru/news/300490064.html [Sagieva G.C., Kocemir M.N. Vneshnyaya torgovlya tekhnologiyamiRossii. (In Russ.)]
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. 2016 г. № 642. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 [Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. 2016 g. № 642.]
16. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 21 июля 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 [Ukaz «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». 21 iyulya 2020 g.]
17. Хейфец А. Импортозамещение и конкурентоспособность // Россия и современный мир. 2016. № 2. [Hejfec A. Importozameshchenie i konkurentosposobnost'//Rossiya i sovremennyj mir. 2016. № 2. (In Russ.)]
18. BCG Tech Challengers : The Next Generation of Innovation in Emerging Markets. 2020. URL: https://www.bcg.com/publications/2020/bcg-tech-challengers-thrive-in-emerging-markets
19. OECD. Main Science and Technology Indicators. 2018-2.
20. Ху Линьюань, Сюй Цзе, Дэн Дашен. Сравнительное исследование масштабов расходов на НИОКР Китая. Science Park Today. 2020. № 8. [Hu Lin'yuan', Syuj Cze, Den Dashen. Sravnitel'noe issledovanie massht-abov raskhodov na NIOKR Kitaya. Science Park Today. 2020. № 8.]
21. Си Цзиньпин. Си Цзиньпин о государственном управлении. Том II. Foreign Languages Press. 2017 г. [Si Czin'pin. Si Czin'pin o gosudarstvennom upravlenii. Tom II. Foreign Languages Press. 2017.]
22. Чен Цзинь. Наука, техника и инновация: путь Китая к державе в ближайшие 30 лет. Пекин: Изд-во Китайской энциклопедии, 2020. [Chen Czin'. Nauka, tekhnika i innovaciya: put' Kitaya k derzhave v blizhajshie 30 let. Izdatel'stvo Kitajskoj enciklopedii, 2020.]
23. «14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025) и долгосрочных целей Китайской Народной Республики до 2035 года». URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm [«14-j pyatiletnij plan social'no-ekonomicheskogo razvitiya (2021-2025) i dolgosrochnyh celej Kitajskoj Narod-noj Respubliki do 2035 goda»].