Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Характеристика социально-экономических процессов региона, содержание управления ими
- 2. Сущность и структура финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами региона
- Выводы
- Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что создание в регионах эффективного финансово-кредитного механизма необходимо в связи с объективной потребностью как оптимального сочетания централизации и децентрализации управления социально-экономическими процессами в стране, так и разработки конструктивных механизмов достижения целей такого управления. От того, как действует и отлажен финансово-кредитный механизм, зависит уровень экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Объект исследования - финансово-кредитный механизм управления социально-экономическими процессами региона. Предмет исследования - закономерности и методы формирования финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами региона. Цель исследования - теоретическое обоснование научно-методических подходов к определению сущности и структуры финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами региона. Задачи исследования: - дать определение понятия «регион», рассмотреть содержание социально-экономических процессов региона; - охарактеризовать сущность финансово-кредитного механизма, его место в системе управления социально-экономическими процессами региона; - изучить структуру финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами региона, систематизировать его основные элементы.
1. Характеристика социально-экономических процессов региона, содержание управления ими
На современном этапе развития экономики России, в условиях межрегиональной дифференциации, необходимости решения стратегических задач развития страны особенно актуальными становятся вопросы изучения особенностей развития и управления регионами, а также их теоретическое, методологическое и практическое обоснование [1, 2]. Возрастание роли регионального управления обусловливает актуальность изучения и анализа различных вопросов, связанных с его разработкой и реализацией.
«Регион - это относительно самостоятельная, способная к саморазвитию целостная социально-экономическая система, обладающая определённым набором природных ресурсов, экономическим потенциалом и человеческим капиталом, которая, в целях поддержания устойчивости единого экономического пространства, повышения эффективности его развития и качества жизни населения, интегрируется с другими регионами» [3, 17].
Вопросам управления региональной экономикой посвятили свои работы многие ученые: Белоконская Е.Г., Бильчак В.С., Гароян А.О., Гутман Г.В., Добрынин А.И., Доменко Ю.Ю., Доронина Ф.Х., Кожурин В.Д., Лагутин И.Б., Самарина В.П., Сизова И.В. и др. [6, 7, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 23, 26, 31, 36, 37, 47].
Под социально-экономическими процессами региона понимаются сложные, постоянно изменяющиеся, непрерывные процессы создания, функционирования и развития региональной социально-экономической системы, ее отдельных секторов [39, 48]. Существует значительное количество признаков классификации социально-экономических процессов [8], при этом представляет интерес их классификация по содержательному признаку (рис. 1).

Рисунок 1 – Социально-экономические процессы региона
Экономические процессы региона включают:
– процессы в реальном секторе экономики (в сфере материального производства, сферах услуг и торговли). Реальный сектор экономики создает материальную основу финансов – валовой региональный продукт (ВРП), в процессе распределения и перераспределения которого и происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных целевых фондов денежных средств, движение соответствующих денежных потоков. Рейтинг регионов России по ВРП свидетельствует о неравномерности развития регионов [25, 35];
– процессы в непроизводственном секторе экономики (в сферах здравоохранения, образования, культуры и др.). Непроизводственный сектор экономики и социальная сфера: сферы образования, здравоохранения, культуры и т.п. финансируются в порядке перераспределения созданного продукта из государственных фондов финансовых ресурсов (бюджетов, внебюджетных фондов) или за счет частных финансовых ресурсов (юридических лиц, населения);
– процессы в финансовом секторе экономики. Финансовый сектор экономики необходим, в первую очередь, для обеспечения субъектов всех секторов экономики дополнительными внешними источниками финансовых ресурсов и для ускорения их оборачиваемости.
Следует отметить, что к перечисленным экономическим процессам относятся процессы создания, функционирования и развития указанных секторов.
К социальным процессам относятся [24, 37]: демографические процессы; процессы занятости и охраны труда; процессы в сфере обеспечения населения жильем; процессы обеспечения социальной безопасности; процессы в сфере здравоохранения; процессы в сфере образования; процессы в сфере культуры; информационные процессы; экологические процессы; процессы модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и др.
Приведенные процессы можно охарактеризовать с точки зрения социального и экономического эффекта их реализации, поэтому они и называются социально-экономическими. Так, можно заметить, что процессы в сферах здравоохранения, образования и культуры перечислены как в составе экономических, так и в составе социальных процессов.
Управление социально-экономическими процессами представляет собой систематическое целенаправленное воздействие государства на эти процессы с целью обеспечения желательных изменений в экономике и социальной сфере [39]. Общие и специфические функции управления социально-экономическими процессами представлены на рис. 2.

Рисунок 2 – Функции управления социально-экономическими процессами
На начальном этапе на основе статистических данных за предшествующие периоды выполняется анализ социально-экономических процессов, дается их оценка. Прогнозирование тенденций развития социально-экономических процессов позволяет предвидеть перспективы и разработать научно обоснованные стратегические планы и программы.
Их реализацию возможно обеспечить с помощью организации экономического регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. Реализация на практике принятых управленческих решений позволяет на конечном этапе осуществлять контроль, что является основанием для реализации следующего витка непрерывной спирали управления.
2. Сущность и структура финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами региона
В целом, управление социально-экономическими процессами в стране осуществляется с помощью реализации государственной экономической политики [10, 14, 43].
Основные составляющие государственной экономической политики: социальная политика, финансово-кредитная политика, ценовая политика, институциональная политика, структурная политика, аграрная политика, промышленная политика, инновационная политика, инвестиционная политика, внешнеэкономическая политика.
Важное место среди них занимает финансово-кредитная политика, проводимая государством, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе действующего законодательства, а также привлечением кредитных ресурсов, их вложением в разные секторы экономики [32].
Финансово-кредитная политика включает в себя: бюджетно-налоговую политику; денежно-кредитную политику; таможенную политику; валютную политику; страховую политику; политику финансирования социальной сферы; политику управления государственным долгом.
При этом финансово-кредитная политика рассматривается как самостоятельная составляющая экономической политики государства, а также является средством реализации государственной политики во многих областях общественной жизни: социальной сфере, экономике, международных отношениях, военной реформе [38]. Она должна быть направлена на формирование максимального объема финансовых ресурсов, так как они являются материальной базой развития социально-экономических процессов, и ориентирована на обеспечение финансово-экономической безопасности государства [23].
Финансово-кредитная политика осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма [4, 5]. В связи с тем, что финансовая и кредитная системы существенно взаимосвязаны, движение финансовых и кредитных ресурсов практически неразделимы, ряд ученых-экономистов предлагают рассматривать единый финансово-кредитный механизм [9, 13, 27, 28, 44, 46].
Финансово-кредитный механизм представляет собой совокупность форм, методов и способов организации финансово-кредитных отношений, применяемых в обществе с целью обеспечения соответствующего вектора развития социально-экономических процессов [30, 42, с. 501]. Анализируя приведенные определения можно конкретизировать термин финансово-кредитный механизм как средство воздействия государства (субъекта) на финансово-кредитные отношения (объект) (рис. 3) [49].

Рисунок 3 – Финансово-кредитный механизм управления социально-экономическими процессами
Основными составляющими финансово-кредитного механизма являются [27, с. 241; 28; 50]: обеспечивающие подсистемы, функциональные подсистемы и финансовые рычаги, воздействующие на финансово-кредитные отношения (рис. 4).

Рисунок 4 – Структура финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами
Обеспечивающие подсистемы используются для регламентации и информационного обеспечения финансово-кредитных отношений, и включают правовое обеспечение (кодексы, законы, указы, постановления); нормативное обеспечение (нормативы, инструкции, методические указания); информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).
В составе функциональных подсистем выделяются прямые и косвенные формы финансовых методов, способы обеспечения воспроизводственных затрат в ходе реализации финансово-кредитных отношений и финансово-кредитные инструменты.
К прямым финансовым методам относятся финансовый учет и составление финансовой отчетности, финансовое регулирование и финансовое регламентирование, а также финансовый контроль. Косвенные финансовые методы: финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое стимулирование и финансовое прогнозирование.
Основными способами обеспечения воспроизводственных затрат в ходе реализации финансово-кредитных отношений являются: бюджетное финансирование, самофинансирование, кредитование, инвестирование, страховое возмещение, лизинг. При этом используются финансово-кредитные инструменты, которые подразделяются на первичные, условные и производные. К первичным относятся: базовые (денежные средства, аккредитивы); долевые (акции, долевое участие в деятельности предприятий); долговые (облигации, кредиты, финансовая аренда (лизинг), казначейские обязательства). Условные инструменты - это договоры поручительства и банковской гарантии, наделение правами, авали, резервные аккредитивы. Производные финансово-кредитные инструменты включают: спекулятивные (валюта, депозитарные расписки) и хеджерские (фьючерсные контракты, форвардные контракты, валютные свопы, процентные свопы, финансовые опционы).
Финансовые рычаги - это элементы распределения доходов (цена, амортизационные отчисления, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию и распределению финансовых ресурсов, а также использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям финансовые рычаги подразделяются на стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты, ставки, курсы. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций - пени, штрафы и т.д.
Все изученные составляющие финансово-кредитного механизма на практике действуют системно и комплексно, отражая проводимую государством финансово-кредитную политику, которая должна быть направлена на формирование оптимальной величины централизованных финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, но при этом также должна задействовать рыночные механизмы, стимулировать финансово-экономическую активность, кредитование реального сектора экономики [22, 28, 40, 41].
Цифровизация социально-экономических процессов, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, способствует качественному изменению функционирования финансово-кредитного механизма, всех его структурных элементов [20, 21, 50]. Внедрение цифровых технологий в организациях финансового сектора по отдельным технологиям существенно превышает их использование в организациях других видов экономической деятельности [45]. Согласование функционирования всех рассмотренных составляющих и элементов финансово-кредитного механизма, а также дальнейшее развитие тенденций цифровизации может способствовать повышению конкурентоспособности, эффективности и безопасности отечественной социально-экономической системы в целом, а также региональных социально-экономических систем [29, 33, 34].
Таким образом, управление социально-экономическими процессами предполагает выполнение общих и специфических функций, требует разработки и реализации разных составляющих государственной экономической политики, задействования соответствующих механизмов, важнейшим из которых является финансово-кредитный, имеющий в своем арсенале значительное количество действенных методов, рычагов, инструментов.
Выводы
1. Регион - это относительно самостоятельная, способная к саморазвитию целостная социально-экономическая система, обладающая определённым набором природных ресурсов, экономическим потенциалом и человеческим капиталом, которая, в целях поддержания устойчивости единого экономического пространства, повышения эффективности его развития и качества жизни населения, интегрируется с другими регионами.
2. Под социально-экономическими процессами региона понимаются сложные, постоянно изменяющиеся, непрерывные процессы создания, функционирования и развития региональной социально-экономической системы, ее отдельных секторов.
3. Управление социально-экономическими процессами в стране осуществляется с помощью реализации государственной экономической политики, важное место среди составляющих которой занимает финансово-кредитная политика.
4. Финансово-кредитная политика - политика, проводимая государством, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе действующего законодательства, а также привлечением кредитных ресурсов, их вложением в разные секторы экономики.
5. Финансово-кредитная политика осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов и способов организации финансово-кредитных отношений, применяемых в обществе с целью обеспечения соответствующего вектора развития социально-экономических процессов.
6. Основными составляющими финансово-кредитного механизма являются: обеспечивающие подсистемы, функциональные подсистемы и финансовые рычаги, воздействующие на финансово-кредитные отношения.
7. Составляющие финансово-кредитного механизма на практике действуют системно и комплексно, отражая проводимую государством финансово-кредитную политику, которая должна быть направлена на формирование оптимальной величины централизованных финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, но при этом также должна задействовать рыночные механизмы, стимулировать финансово-экономическую активность, кредитование реального сектора экономики.
8. Цифровизация социально-экономических процессов, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, способствует качественному изменению функционирования финансово-кредитного механизма, всех его структурных элементов.
9. Согласование функционирования всех рассмотренных составляющих и элементов финансово-кредитного механизма, а также дальнейшее развитие тенденций цифровизации может способствовать повышению конкурентоспособности, эффективности и безопасности отечественной социально-экономической системы в целом, региональных социально-экономических систем.
Список использованных источников
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). – Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 29.01.2024). – Текст : электронный.
- Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года". – URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/. – Текст : электронный.
- Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. – 350с.
- Барулин, С.В. Финансы : учебник / С.В. Барулин. – 2-е изд., стер. –Москва : КНОРУС, 2017. — 640 с.
- Безручко, А. В. Финансовый механизм - активный элемент в системе управления финансами / А. В. Безручко, Г. Н. Манеров // Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие : Материалы научно-практической конференции, Донецк, 25 октября 2017 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2017. – С. 272-275. – EDN PIHSXM.
- Белоконская, Е. Г. Формирование финансового механизма промышленно-территориального кластера / Е. Г. Белоконская // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". – 2009. – № 26. – С. 22-27. – EDN PCDDIN.
- Бильчак, В.С. Региональная экономика / В.С. Бильчак, В.Ф. Захаров. Калининград, 1998. – 316 с.
- Вертакова, Ю. В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. – М. : КНОРУС, 2012. – 336 с.
- Власенко, В. А. Роль финансово-кредитного механизма в управлении экономикой региона / В. А. Власенко // Научный журнал молодых ученых. – 2022. – № 1(26). – С. 103-106. – EDN UNOFTY.
- Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
- Гароян, А. О. Характеристика региона как социально-экономической системы / А. О. Гароян // Социально-экономические процессы современного общества : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 25 мая 2023 года / Гл. редактор Э.В. Фомин. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 34-44. – DOI 10.31483/r-106814. – EDN DNHHSY.
- Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.
- Демченко, И. В. Цифровизация социально-экономических процессов как предпосылка развития финансово-кредитного механизма / И. В. Демченко, Е. В. Ильяшенко, М. А. Терещенко // Университетская наука. – 2023. – № 2(16). – С. 116-118. – EDN DDTTWC.
- Дзусова, С. С. Цифровая трансформация и перспективы развития финансовых технологий в секторе государственного управления / С. С. Дзусова // Финансовая жизнь. – 2020. – № 1. – С. 69-73.
- Добрынин, А.И. Региональные пропорции воспроизводства / А.И. Добрынин. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та., 1977. – 127 с.
- Доменко, Ю. Ю. Теоретические аспекты определения понятия "регион" / Ю. Ю. Доменко // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – С. 29. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10466. – EDN YILJKV.
- Доронина, Ф.Х. Современные подходы к определению понятия «Регион» / Ф.Х. Доронина // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – №1 (16). – С. 72–77.
- Доронина, Ф.Х. Анализ подходов к формированию стратегий регионального развития // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте», 2016. – С.197-205.
- Доронина, Ф.Х. Пространственный подход в стратегии развития регионов / Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 4 (15). – С. 15-18.
- Измайлова, С. А. Цифровые технологии в финансовом секторе эко-номики России / С. А. Измайлова, Г. С. Дьякова // Вестник Московского гу-манитарно-экономического института. – 2020. – № 2. – С. 150-163.
- Индикаторы цифровой экономики: 2022 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с.
- Кайтмазов, В. А. Угрозы финансово-кредитной и налоговой политики в системе угроз национальной экономической безопасности / В. А. Кайтмазов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 3. – С. 155-157. – DOI 10.56539/20733305_2022_3_155. – EDN AMWZGC.
- Кожурин, В.Д. Совершенствование регионального управления /Ф.Д. Кожурин. М.: Экономика, 1990. – 122 с.
- Колесников, Н.Е. Характеристика социального пространства. В кн. Единое социально- экономическое пространство как фактор регионального развития / Под ред. С.В. Кузнецова и Л.Д. Тюличевой. СПб.: ИПРЭ РАН, 2007.
- Кузбасс языком цифр 2024. Статистический сборник (оперативные данные). Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган по Кемеровской области - Кузбассу. Кемерово, 2024. - 40 с.
- Лагутин, И.Б. К вопросу о понятии «регион» в теории права / И.Б. Лагутин // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – №6 (69). – С. 213–220.
- Матвеев, И. В. Обоснование финансово-кредитного механизма инновационного развития Российской экономики / И. В. Матвеев // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 28 апреля 2017 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2017. – С. 240-243. – EDN ZJJUDD.
- Мартиросян, А. А. Развитие экономического потенциала региона путем совершенствования структуры финансово-кредитного механизма / А. А. Мартиросян, И. В. Рындина // Интеграция наук. – 2018. – № 4(19). – С. 166-172. – EDN NTZHJJ.
- Мартынов, А. В. Проблемы использования цифровых технологий в деятельности органов государственного контроля и надзора в условиях цифровой экономики (исследование, проведенное на основе опроса долж-ностных лиц органов государственного контроля и надзора) / А. В. Марты-нов, Е. В. Ширеева, А. Э. Логинова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 5. – С. 119-135.
- Миронихина, Ю. А. Финансовый механизм развития Рязанской области / Ю. А. Миронихина // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. – № 5. – С. 52-55. – EDN HSOIWF.
- Некрасов, Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. – 340 с.
- Нешитой, А. С. Финансово-кредитная политика - основная составляющая экономической политики / А. С. Нешитой // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2015. – Т. 191, № 2. – С. 137-143. – EDN LZOMUH.
- Петров, А. А. Цифровизация экономики: проблемы, вызовы, риски / А.А. Петров // Торговая политика. Tradepolicy. – 2018. – № 3/15. –С. 9-31.
- Рассыльников, И. А. Новые финансово-правовые инструменты регу-лирования экономической деятельности в условиях цифровизации / И. А. Рассыльников // Вопросы экономики и права. – 2021. – № 159. – С. 29-33.
- Рейтинг социально-экономического развития регионов в 2022 году. – URL: https://realnoevremya.ru/attachments/1760. – Текст : электронный.
- Самарина, В. П. Социально-экономическое развитие проблемных регионов: теоретико-методологический аспект / В. П. Самарина. Старый Оскол: ТНТ, 2010. – 128 с.
- Сизова, И. В. Социально-экономические процессы в регионах / И. В. Сизова // Экономика и социум. – 2018. – №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-protsessy-v-regionah (дата обращения: 29.12.2023).
- Смоляк, Д. В. Принципы и механизмы финансовой политики российский и западный опыт (на примере процентной политики государства) : специальность 23.00.02 "Политические институты, процессы и технологии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Смоляк Дмитрий Владимирович. – Москва, 2011. – 23 с. – EDN ZOGRIT.
- Управление социально-экономическими процессами : учебное пособие / сост. : М. В. Рыбкина, М. В. Кангро. – Ульяновск : УлГТУ, 2023. – 190 с.
- Фадейкина, Н. В. Теоретические и практические аспекты развития финансово-кредитного механизма в государственном секторе науки / Н. В. Фадейкина // Сибирская финансовая школа. – 2005. – № 2(55). – С. 2-6. – EDN MURVJF.
- Финансовый механизм регулирования экономики региона / Э. Г. Шурдумова, С. А. Байзулаев, Р. М. Азаматова [и др.]. – Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2019. – 87 с. – EDN RHRZUM.
- Финансы : учебник / И. И. Глотова, Б. А. Доронин, Л. В. Агарковаи др. – Москва : ИКЦ «Колос-с», 2019. – 658 с.
- Хамалинская, В. В. Государственная политика в области управления социально-экономическими процессами в современной России / В. В. Хамалинская, Н. А. Гузь // Сибирская финансовая школа. – 2023. – № 1(149). – С. 115-120. – DOI 10.34020/1993-4386-2023-1-115-120. – EDN RSMONE.
- Хохлова, Н.С. Роль финансово-кредитного механизма в управлении экономикой региона // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finansovo-kreditnogo-mehanizma-v-upravlenii-ekonomikoy-regiona (дата обращения: 03.11.2023).
- Цифровая экономика: 2024 : краткий статистический сборник / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 124 с.
- Шаталов, М. А. Формирование финансово-кредитного механизма регионального развития в условиях политики импортозамещения / М. А. Шаталов // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 2(69). – С. 124-132. – EDN YGCQND.
- Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. – М.: Кнорус. – 2006. – 232 с.
- Яковченко, А. А. Содержание государственного финансового регулирования социально-экономических процессов / А. А. Яковченко // Информатизация высшего образования: современное состояние и перспективы развития : сборник материалов региональной научно-практической конференции в рамках Международного научно-практического Форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения»: в 2 частях, Симферополь, 22 мая 2019 года / Университет экономики и управления. Том Часть 1. – Симферополь: АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2019. – С. 179-186. – EDN KPLUWM.
- Яковченко, А. А. Финансово-кредитный механизм в системе управления социально-экономическими процессами / А. А. Яковченко, Г. А. Портнова // Финансы, учет, банки : Тезисы докладов и выступлений V международной научно-практической конференции молодых ученых, Донецк, 06–07 декабря 2023 года. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2023. – С. 60-64. – EDN KKZZGP.
- Яковченко, А. А. Структура финансово-кредитного механизма в условиях цифровизации / А. А. Яковченко, Г. А. Портнова // Архитектура финансов: вызовы новой реальности : Сборник материалов Республиканской конференции, Донецк, 20 марта 2024 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2024. – С. 115-119. – EDN OZENJB. .