Особенности инноваций и инновационного развития предприятия
Автор: В.А. Харченко, В.В. Елифёров
Источник: Инновационные перспективы Донбасса
/ Материалы международной научно–практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Донецк, ДонНТУ — 2015.
Аннотация
В.А. Харченко, В.В. Елифёров — Особенности инноваций и инновационного развития предприятия. В работе выделены особенности экономической категории «инновации», представлены основные трактовки понятия «инновационное развитие» предприятия, сопоставлены результаты реализации инноваций и результаты управления инновационным развитием предприятия
Инновационная деятельность как основа стабильности функционирования предприятия направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счёт улучшения качества, сервисного обслуживания и т.п. В связи с этим осуществление инновационной деятельности требует системного подхода и комплексности в развитии предприятия.
Целью данной статьи является выделение особенностей инновационного развития предприятия.
Инновационная деятельность рассматривается как целенаправленное преобразование производственного процесса, структуры, организации с целью получения различных эффектов [1–4]. Эффективность инновационной деятельности определяется в первую очередь такими видами потенциала предприятия, как интеллектуальный потенциал, финансовый, имущественный.
Целенаправленные преобразования или изменения зависят от предпринимательской активности по внедрению инноваций. Как выделяет О.В. Никулина, инновации следует трактовать с различных сторон:
- как наукоемкий объект, являющийся результатом научно—исследовательской и опытно—конструктивной деятельности;
- как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий приводящих к появлению новых процессов, продуктов, технологий;
- как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику, технологию, новые формы организации производства;
- как процесс где изобретения и идею принимают экономическое содержание [1].
Функции, которые выполняют инновации, можно разделить на:
- основные (общеизвестные) функции — воспроизводственная, инвестиционная и стимулирующая;
- дополнительные функции [1] — аналитическая (оценка возрастающих потребностей потребителей и внутренних возможностей предприятия), рефлексионная (как реакция предприятия на вызовы рынка), коммуникационная (выстраивание системы взаимоотношений с участниками инновационного процесса), информационная функция (создание нового потока знаний с использованием нового оборудования и новых технологий.
Протекание инновационного процесса предполагает преобразование имеющихся ресурсов в продукты на основе применения новых способов. Появляются новые продукты — инновации; происходит процесс инновационного развития предприятия. Обобщение содержания понятия «инновационное развитие» представлено на рис. 1.
Развитие предполагает формирование миссии и стратегии предприятия. На примере предприятия электроэнергетики [4] в данной работе сформулирована такая миссия — бесперебойное обеспечение электроэнергией потребителей Донецка и ДНР. В этой связи стратегия инновационного развития заключается в использовании новейших достижений науки и техники для совершенствования технологического процесса при эксплуатации электрических сетей, для повышения надёжности работы основного и вспомогательного оборудования, для развития персонала.
На основе анализа специальной литературы в работе сопоставлены результаты инновационного развития предприятия, что сведено в табл. 1.
Таблица 1 — Результаты инновационного развития предприятия
Как можно отметить из информации в табл. 1, мультипликационный эффект реализации инноваций сопоставим с синергетическим эффектом управления инновационным развитием предприятия. В процессе реализации инноваций достигаются также и другие виды эффектов: научно—технический или информационный (рост количества публикаций, авторских свидетельств), ресурсный, имиджевый.
Следует подчеркнуть, что управление инновационным развитием предприятия рассматривается как системное управление инновационной деятельностью, инновационным потенциалом [1]. Субъект управления инновационным развитием — коллектив специалистов—менеджеров, который организует целенаправленное эффективное функционирование объекта управления. Объект управления — инновации, инновационный процесс и экономические отношения, возникающие между участниками рынка инноваций.
Управление инновационным развитием предприятия связано с необходимостью преодоления сопротивления изменениям, с высоким уровнем риска, как с длительностью ожидания эффекта, так и результативностью инновационных инициатив.
Таким образом, управление инновационным развитием — это самостоятельный вид управленческой деятельности. Инновация — ёмкое понятие, которое представляет собой результат, совокупность определённых мероприятий, наукоёмкий объект, процесс создания новых продуктов, услуг, технологий. Инновационное развитие следует рассматривать как деятельность по созданию инноваций и как процесс изменений в определённой сфере. Достижение цели инновационного развития влечёт за собой получение ряда эффектов, среди которых основными являются эффекты в экономике в целом, в социальной сфере и в сфере экологии, которые в свою очередь порождают синергетический и мультипликационный эффекты инновационного развития.
Список использованной литературы
- Никулина О. В. Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий / О. В. Никулина // Современные технологии управления — 2012. — № 5. — С. 31–56.
- Баранов В. В.Особенности управления инновационной деятельностью высокотехнологичного предприятия/ В. В.Баранов, А. В. Ромашов // Креативная экономика. — 2009. — № 1. — С. 17–21.
- Цопа Н. В.Формирование модели управления инновационным процессом на предприятии / Н. В. Цопа // Экономика и управление. — 2012. — № 1. — С. 30–36.
- Лебедева Э. Е. Особенности управления инновационным развитием энергетического предприятия / Э. Е. Лебедева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2006. — № 17. — С. 389–393.