Проблемы равития современного украинского казачества

Автор: Л.В. Борбачова, В.В. Елифёров
Источник: «Актуальные проблемы современного развития Украины: социально-экономические, научно-технические и правовые аспекты / Материалы региональной научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений. — Донецк, ДонНТУ — 2011. — 170–172 с.

Аннотация

Л.В. Борбачова, В.В. Елифёров — ФПроблемы равития современного украинского казачества.

Казачья ментальность вырабатывалась веками на принципах общинности и взаимопомощи, мобилизационности, внутренней потребности казаков служению высшей идеи, как религиозной так и государственной, при которой на второй план отходят личные интересы. Это и является особым типом казачьего мировоззрения. Казачья ментальность, по своей природе, несовместима с принудительно насаждаемыми в наше время «моральными ценностями», в первую очередь властью денег, что заставляет многих забывать о долге, чести, служению Отечеству.

Возрождение украинского казачества началось в условиях демократизации общественной жизни в Украине. В 1990 в Запорожье было объявлено о намерении создать самодеятельное общественное объединение — Запорожское казацкое общество «Запорожская Сечь». Среди инициаторов его создания были члены правления Запорожского областного общества украинского языка имени Т. Г. Шевченко В. А. Чабаненко, Т. Г. Шевченко, Д. И. Симоненко, В. Ф. Тымчина и другие энтузиасты. 14.10.1990 в день Покровы Пречистой Богородицы (праздник, особо почитаемое среди казаков) инициативная группа просвитян собралась на о. Хортицы и провела регистрацию всех, кто желал стать казаками. Зарегистрировались в течение дня до 300 чел. 8.12.1990 состоялась Учредительная большая казацкая рада всех зарегистрированных, на которой члены новообразованной казацкой организации составили казацкую присягу и избрали руководство.Атаманом стал В. Мельник, в свое время военный врач, капитан медицинской службы. Решением Запорожского облисполкома от 9.1.1991 Запорожское казацкое общество «Запорожская Сечь» было зарегистрировано. В настоящее время в его составе было 4 подразделения (шалаше) — по одному в 4 районах г. Запорожье. Создание казачьих объединений проходила во всех регионах Украины.

Закономерным следствием стало объединение региональных казачьих структур в общеукраинскую организацию — Украинское казачество (УК). Это произошло 14.10.1991 в Киеве на Всеукраинском учредительной казацкой раде. Первым гетманом УК стал В. Чорновил, известный деятель украинского национально-демократического движения, депутат Верховной Рады Украины с 1990. 17.3.1992 Министерство юстиции зарегистрировало Устав УК. После этого пошел быстрый процесс создания казацких подразделений не только в областных центрах, но и в городах и районах областей Украины. В Запорожской области, например, казацкие подразделения образовались в Гуляйполе, Васильевке, Энергодаре, Орехове, Мелитополе, Токмаке, поселке Балабино и некоторых других населенных пунктах.

В июне 1996 Запорожское казацкое общество «Запорожская Сечь» было переименовано в Запорожское Войско Низовое «Запорожская Сечь», которое в начале 2000 мало 16 подразделений и насчитывало около 850 казаков. Численный рост и организационное укрепление казачества происходило и в других регионах Украины. Активную роль в этом сыграл В. мозолила, гетман УК в 1992-98, генерал-майор Вооруженных Сил Украины. В октябре 1998 гетманом УК избрали генерала И. Биласа, народного депутата Украины. Конструктивный государственно характер деятельности УК был поддержан государством. Президент Украины Л. М. Кравчук 4.1.1995 подписал Указ «О возрождении историко-культурных и хозяйственных традиций Украинского казачества». Обогащение форм деятельности УК требовало внесения изменений в его устав. 7.8.1996 Министерство юстиции Украины утвердило устав Украинского казачества в новой редакции. Украинское казачество стало «международной добровольной, независимой, благотворительной всеукраинской оборонно- спортивной, национально-патриотической организацией». Современное казачество объявляется преемником «без исключения всех исторических ветвей украинского казачества, которые стояли на государственных, чаяниях принципах восстановления независимости и развития Украины, в том числе и Войска Запорожского: как Низового, так и Гетманского». По разным оценкам, в УК в нач. 2000 насчитывалось от 150 до 160 тыс. чел. Свидетельством возросшего авторитета Украинского казачества было установление Указом Президента Украины от 7.8.1999 Дня Украинского казачества, предложено отмечать ежегодно 14.10 — в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Острая политическая борьба, которая происходит в Украине после провозглашения независимости, отразилась и на положении Украинского казачества. Часть казацкой старшины «Запорожской Сечи» не восприняла национально-демократических основ возрождения казачества и была обвинена большинством в антиукраинских действиях. В ответ, опираясь на поддержку некоторых местных государственных и хозяйственных структур, они создали альтернативное украинский казачеству Казацкое войско запорожское низовое (КВЗН). Казацкая рада альтернативного казачества, сформированного на базе охранного частного подразделения во главе с А. Панченко, состоялась с участием представителей российского казачества (Дона, Кубани, Урала, Москвы, Оренбурга) и духовенства Московской патриархии на о. Хортице в сентябре 1994. Управление юстиции Запорожской области зарегистрировало КВЗН и устав этой организации. Генеральная канцелярия Украинского казачества оценила это решение как незаконное. К КВЗН присоединились казацкие подразделения Юга и Востока Украины. Было объявлено о создании Союза казаков Украины, но это объединение не было официально зарегистрировано.

Между двумя казачьими объединениями Украине сложились напряженные отношения, обусловленные разным видением решения социально-культурных и политических проблем современной Украины. Так, Украинское казачество безоговорочно признает украинский язык конституционно-государственным, тогда как КВЗН считает государственный язык необязательной, а «Крымский казачий союз» вообще объявил своим языком русский. Украинское казачество стоит на позициях поддержки Украинской православной церкви Киевского патриархата, тогда как КВЗН ориентируется на украинскую православную церковь Московского патриархата, а Киевский патриархат считает неканоническим. Украинское казачество ориентируется на политический центр и правые силы Украины, КВЗН поддерживает левых и находит в их среде поддержку. Украинское казачество считает себя неотъемлемой частью украинского народа и стремится действовать на территории всей Украины, тогда как КВЗН добивается выделения казачества в отдельную группу с предоставлением определенных привилегий, а в будущем — за слияние в единое сообщество с российским казачеством.

Современное казачье движение в Украине представляет собой довольно грустное зрелище, не имеющее с начала своего возникновения ясных целей и задач, а посему постепенно превращающееся в удобный для властьпридержащих суррогат. По многим причинам происходит дробление и мельчание казачьего движения вместо того, чтобы различные казачьи организации, отбросив амбиции своих атаманов, объединялись в мощные, легко управляемые структуры, включающие в себя всех казаков, проживающих в данном регионе.