Легкоступ Кирилл Витальевич

Институт компьютерных наук и технологий

Факультет интеллектуальных систем и программирования

Кафедра Компьютерной инженирии

Специальность Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Разработка и исследование распределённой системы мониторинга тепловой электростанции

Научный руководитель: к.т.н., доцент Завадска Татьяна Владимировна

Королева оркестра - скрипка

Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее история насчитывает вот уже более пяти веков, на протяжении которых этот инструмент считается, пожалуй, самым изысканным и утонченным, при этом требующим точной настройки и бережного отношения. Инструмент-аристократ, королева оркестра, инструмент ангелов или дьявола – вот лишь немногие прозвища, которые получила скрипка.

Скрипка занимает особенное место не только в оркестре, но и в искусстве многих жанров – в том числе литературе и в живописи. Только она, обладательница особенного голоса, бывает волшебной, инфернальной, связанной с потусторонними силами.

Игра на ней всегда меня завораживала и затягивала. Ведь играя на скрипке можно погрузится в мир различных интонаций. Можно отметить то, что еще несколько веков назад именно скрипка считалась инструментом, звучание которого наиболее схоже с человеческим голосом. Недаром многие композиторы писали главные свои мелодии для скрипичной партии. Возможно, причина кроется в том, что этот струнный инструмент очень чутко отзывается на малейшие движения кистей рук.

Замечал всегда, что струны послушно передают мои эмоции, будь то нежность, ярость, радость или другие какие эмоции.

Немного истории

Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.

Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.

Также, на протяжении всего 16 века изготовлением скрипок занималось целое семейство - Амати. Андреа Амати основал кремонскую школу скрипичных мастеров и усовершенствовал музыкальный инструмент скрипку, придав ей изящные формы.

Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.

Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле. Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.

Антонио Страдивари был учеником Амати, поскольку родился и жил в Кремоне. Поначалу он придерживался стиля Амати, но позже, открыв свою мастерскую, начал экспериментировать. Тщательно изучив модели Гаспаро де Сало и взяв их за основу для изготовления своих изделий, Страдивари в 1691 году произвел на свет собственный тип скрипки, так называемый, удлиненный - «Long Strad». На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил последующие 10 лет жизни. В возрасте 60 лет, в 1704 году, Антонио Страдивари представил миру окончательный вариант скрипки, которую до сих пор не удалось никому превзойти. Сегодня сохранилось около 450 инструментов знаменитого мастера.

Андреа Гварнери также был учеником Амати, и также привнес свои нотки в изготовление скрипки. Он основал целую династию скрипичных мастеров конца 17 - 18 века. Гварнери делал очень качественные, но недорогие скрипки, чем и был знаменит. Его внук, Бартоломео Гварнери (Джузеппе) – итальянский мастер начала 18 века, создавал искусные инструменты, на которых играли выдающиеся скрипачи – Николо Паганини и другие. До наших дней дошло около 250 инструментов семейства Гварнери.

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

Строение скрипки

Скрипку принято считать довольно сложным музыкальным инструментов именно с точки зрения изготовления. Ведь от мастера требуется большая доля скрупулезности и мастерства. В инструменте насчитывается порядка 70 деталей, большинство из которых состоят из дерева. А ведь именно дерево выступает в качестве материала, требующего хорошего ухода и правильного выбора. Поэтому, когда речь идет об изготовлении скрипки, то берут во внимание такие виды древесины, которые были получены с горных местностей. Именно в таких районах дерево обладает повышенной устойчивостью к перепаду температур, следовательно, музыкальный инструмент будет менее подвержен температурным спадам.

Помимо дерева, в изготовлении скрипки особое внимание уделяют лаку. С его помощью возможно обеспечить большую долговечность музыкального инструмента, сохранить его первоначальное звучание через долгие годы.

В качестве элементов скрипки и ее аксессуаров принято называть:

Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет

  1. Лапшина Е.В. - Музыка. Мой источник силы и спокойствия.
  2. Фесенко О.О. - Музыка.
  3. Касьянов Е.В. - Музыка в жизни IT специалиста
  4. Лымарь В.В. - Музыка — совершенный язык, не нуждающийся в словах.

Полезные ссылки

  1. ИСТОРИЯ СКРИПКИ
  2. Скрипка история появления и развития музыкального инструмента
  3. Музыкальные возможности скрипки
  4. Почему скрипка – инструмент дьявола?
  5. Что известно современному человеку о скрипке? Почему это столь популярный музыкальный инструмент? В чем его особенность?