О себе   Диссертация   Ссылки   УКР   ENG 
 
Диссертация
Разработка макромодели государственной компании "Укруглеструктуризация"

Объектом исследования данной работы является процесс реструктуризации предприятий угольной промышленности Украины и деятельность государственной компании "Укруглереструктуризация".

Результатом работы является комплекс экономико-математических моделей, отражающих производственные, финансовые, социально-экономические процессы, свойственные угольной промышленности в период реструктуризации, для различного рода объектов: угольных предприятий, угледобывающего региона, угольной отрасли, топливно-энергетического комплекса.

Результаты работы могут применяться для прогнозирования развития действующих угольных предприятий в рыночных условиях; для оценки социальной напряженности вследствие ликвидации угольного производства в шахтерских городах и поселках; для прогнозирования развития социальной инфраструктуры в угледобывающих регионах в условиях реструктуризации угольного сектора; для оценки инвестиционных проектов, ориентированных на создание новых рабочих мест.

Использование имитационных моделей

Представляется целесообразным в качестве методической основы вариантного прогнозирования рекомендовать метод имитационного моделирования, основанный на его использовании для анализа динамических математических моделей экономических объектов в режиме имитации. В условиях современных информационных технологий под имитацией принято понимать изучение объектов путем проведения экспериментов с реализованными на ЭВМ математическими моделями. Главная особенность имитационного исследования заключается в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты не с реальным объектом, а с его математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально-экономических и производственных процессов. Трудно переоценить роль метода имитационного моделирования в исследованиях по проблемам реструктуризации угольной отрасли, поскольку возможности проведения натурных экспериментов или экспериментов с материальными моделями в данном случае отсутствуют.

В имитационных расчетах изучаемые социально-экономические и производственные процессы описываются в виде разностных соотношений экономико-математической модели, отражающей динамику развития этих процессов. Математическое описание модели разрабатывается на основе использования существующих экономико-математических методов в сочетании с интуитивным моделированием и реализуется в виде программы для ЭВМ, на которой и проводятся эксперименты путем подачи на вход внешних воздействий в форме задания значений входных показателей модели, и расчета выходных показателей. Варианты сценариев расчетов формируются путем задания значений входных показателей. Дополнительной проблемой имитационных экспериментов является обеспечение необходимой адекватности разрабатываемых моделей реальным объектам.

Функциональные возможности системы моделей

Для прогнозирования последствий различного рода решений в области реструктуризации угольной отрасли предполагается разработать систему динамических имитационных моделей, отображающих производственные, финансовые, социально-экономические процессы, свойственные угольной промышленности в период реструктуризации, для различного рода объектов: угольных предприятий (АО, угольной компании, шахты, разреза, обогатительной фабрики), угледобывающего региона (района, города), угольной отрасли, топливно-энергетического комплекса. Система моделей предположительно будет включать в себя:

  • прогнозирование развития действующих угольных предприятий в рыночных условиях;
  • прогнозирование динамики изменения численности работников угольного предприятия в условиях ликвидации неперспективных шахт;
  • прогнозирование развития социальной инфраструктуры в угледобывающих регионах в условиях реструктуризации угольного сектора;
  • оценку социальной напряженности вследствие ликвидации угольного производства в шахтерских городах и поселках;
  • оценку инвестиционных проектов, ориентированных на строительство новых рабочих мест;
  • прогнозирование уровня занятости в угледобывающих регионах в условиях реструктуризации угольной отрасли.

Функциональные компоненты системы моделей

По отношению к действующим угольным предприятиям предполагается разработка производственно-экономических моделей, ориентированных на следующие реальные объекты:

  • угольные предприятия убыточны, но продолжают действовать при поддержке государства без дальнейшего расширения производства;
  • угольные предприятия перспективны, продолжают действовать и развиваться (осуществляется техперевооружение, строительство новых мощностей взамен выбывающих);
  • угольные предприятия не перспективны, подлежат ликвидации по заданному графику закрытия шахт.

На уровне угольного предприятия (АО, шахты, разреза) будет разработана модель движения численности работников, в которой по годам прогнозного периода будет рассчитываться численность занятых и численность высвобождаемых работников в связи с закрытием убыточных и неперспективных шахт. Численность высвобождаемых работников будет представлена в структуре: численность пенсионеров, численность работников предпенсионного возраста, численность высвобождаемых работников, требующих трудоустройства.

Такая структура позволяет рассчитывать общую сумму необходимых социальных пособий высвобождаемым работникам. Модель прогнозирования развития социальной инфраструктуры в шахтерских городах и поселках в условиях реструктуризации угольного сектора может быть предложена в качестве инструмента информационно-аналитической поддержки принятия указанных решений и актуальна для перспективных угледобывающих регионов, в которых, наряду с закрытием убыточных шахт, предполагается развитие перспективных, строительство новых конкурентоспособных шахт. В этой модели будет отражено строительство нового и снос ветхого жилья, строительство газопровода и других коммуникационных объектов, строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения, культуры и т.п., упорядочение объектов социальной сферы (передача социальных объектов угольных предприятий в муниципальную собственность).

Оценка социальной напряженности

Учитывая актуальность постоянного отслеживания социальной напряженности в шахтерских городах и поселках вследствие ликвидации угольных предприятий, предлагается следующий интегральный показатель ее оценки:


где – наличие i-гo социального объекта в году t;
LN t – общая численность населения в году t;
N t – научно обоснованный норматив обеспеченности 1 человека i-м объектом социальной сферы в году t;
– весовой коэффициент i-гo фактора уровня жизни, оцененный экспериментально .

Здесь показатели удельной обеспеченности населения объектами социальной сферы (жильем, больничными койками, детскими садами, школами и т.п.) являются факторами уровня жизни населения угледобывающего региона. Так как строительство объектов социальной инфраструктуры в регионах осуществляется в условиях ограниченности бюджетных средств, то вполне понятна роль задачи минимизации затрат, направленных на социальное строительство. В этой связи может быть решена следующая задача оптимизации затрат на социальное строительство:


где C i – удельная цена строительства i-гo социального объекта в году t;
KV t – капиталовложения, выделяемые из государственного бюджета на социальное строительство;
– капиталовложения на строительство i-гo социального объекта в году t.

Очевидно, что, чем выше уровень жизни населения региона, тем меньше значение показателя социальной напряженности, тем эффективнее управленческое решение по реструктуризации социальной инфраструктуры. Вместе с тем, варьируя показателями средств на социальное строительство в сценариях расчетов, можно определиться с приемлемым для данного угледобывающего региона вариантом управления развитием социальной сферы.

Функциональная структура комплексной модели

Комплексную модель прогнозирования уровня занятости в угледобывающих регионах необходимо разрабатывать с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей между секторами экономики угледобывающего региона в условиях реструктуризации угольной промышленности и должна включать в себя следующие блоки:

  • демографический блок;
  • производственную сферу;
  • непроизводственную сферу;
  • уровень занятости населения;
  • уровень жизни населения.

Социально-экономические процессы по указанным выше блокам комплексной модели подразделяются следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1
Наименование блока Социально-экономические процессы
Демографический блок
Естественное движение населения. Механическое движение населения с учетом возможного переселения высвобождаемых работников угольных предприятий в другие районы.
Производственная сфера
Развитие отраслей материального производства, в том числе угольной отрасли в условиях закрытия убыточных шахт, поддержки технического перевооружения действующих шахт, строительства новых высокорентабельных шахт. Строительство новых рабочих мест. Занятость населения в непроизводственной сфере.
Непроизводственная сфера
Реструктуризация социальной инфраструктуры, социальная поддержка высвобождаемых работников угольных предприятий. Упорядочение социальной сферы. Занятость населения в непроизводственной сфере.
Уровень занятости населения
Оценка уровня занятости населения угледобывающего региона с учетом численности экономически активного населения и занятого в отраслях производственной и непроизводственной сфер. Оценка численности безработных работников угольной отрасли с учетом занятости на ликвидационных работах и на новых рабочих местах.
Уровень жизни населения региона
Оценка показателей уровня жизни населения угледобывающего региона. Оценка интегрального показателя уровня жизни населения угледобывающего региона.

Основными управляющими параметрами в сценарных расчетах с комплексной моделью являются объемы инвестиций по направлениям их использования. Выходные данные описывают последствия принятия таких решений.

Критерии оценки эффективности вариантов реструктуризации предприятий угольной промышленности

Важным предварительным условием разработки и реализации различных программ и мероприятий реструктуризации угольной промышленности является четкая формулировка прежде всего финансовых интересов государства, предприятий и их работников.

Поскольку при проведении своей финансовой политики госорганы фактически распоряжаются денежными средствами, являющимися собственностью всех граждан страны, такие органы должны стремиться к получению максимального дохода от использования государственных ресурсов. При этом, естественно, должны также учитываться законодательно принятые на себя государством обязательства производственного, инвестиционного, социального, экологического характера и др.

Следовательно, общегосударственный (народнохозяйственный) критерий эффективности функционирования угольных предприятий, бассейнов и отрасли в целом состоит в максимизации чистых бюджетных доходов, образуемых за счет налогов и приравненных к ним платежей, доходов от коммерческого использования госсобственности, за вычетом государственного финансирования капитальных вложений, дотаций социального, производственного и другого характера.

Следует подчеркнуть, что при финансовой оценке работы конкретного объекта (предприятия, бассейна, отрасли) в соответствии с методологией проектного анализа должны рассматриваться все исходящие (например, налоговые) и входящие (кредитно-дотационные) потоки на протяжении всего предстоящего периода функционирования. При долгосрочном анализе объекта рассчитываются ежегодные финансовые потоки, которые далее путем дисконтирования приводятся к одной временной базе. На базе полученных таким образом величин могут быть рассчитаны различные показатели финансовых итогов, например чистой приведенной стоимости – NРV, служащие критерием отбора наилучших вариантов функционирования исследуемого объекта.

Кратко экономические основания протекционизма в отношении хозяйственных субъектов, занимающихся коммерческой деятельностью, могут быть представлены так. В первую очередь необходимо разделить предоставление льгот с целью увеличения (или сохранения) объемов производства и с целью субсидирования закрываемых со временем предприятий. В соответствии с приведенным выше критерием эффективности государственного финансирования субсидии будут целесообразны, если дадут гарантированное увеличение налоговых платежей за счет роста производства в предстоящей перспективе, причем сумма дисконтированных ежегодных дополнительных налогов окажется больше суммы дисконтированных ежегодных субсидий. Если в качестве нормы дисконтирования берется прогноз средней ставки банковского процента или средней нормы прибыли, то, субсидирование дает не меньший эффект, чем размещение таких же средств в банках под прогнозируемую среднюю ставку банковского процента.

С другой стороны, для обоснованного решения о закрытии конкретного предприятия следует дать оценку сравнительной эффективности его сохранения в течение периода, необходимого для компенсирующего наращивания добычи за счет внутреннего рентабельного производства.

Другой причиной вынужденного сохранения нерентабельного в действующей налогово-дотационной системе производства может быть недостаток бюджетных средств на ликвидацию и оплату социальных расходов. Нужно также иметь в виду важную социальную функцию действующих предприятий (особенно в "городах-заводах") - сохранение рабочих мест и систем жизнеобеспечения для работников и членов их семей. Следовательно, возникает проблема выбора наилучшего налогово-дотационного режима для сохраняемых в течение определенного времени производств.

Таким образом, народнохозяйственный подход к оценке эффективности сохранения или закрытия предприятия требует соизмерения динамики (в дополнение к обычным показателям проектного анализа):

  • налоговых доходов и дотаций (при сохранении предприятия) и их сокращения в случае ликвидации;
  • выплат пособий по безработице;
  • расходов по трудоустройству, возможному переселению, строительству нового жилья, созданию новых рабочих мест.

При этом в качестве возможных альтернатив должны прорабатываться различные сроки закрытия, налогово-дотационные режимы. Среди возможных способов функционирования предприятия следует предусматривать:

  • работу в режиме самоокупаемости, самофинансирования (при условии получения его работниками приемлемой зарплаты) или закрытия - с учетом всех возможных расходов;
  • функционирование в действующем и предлагаемом налоговых режимах, а также в безналоговом (безналогово-дотационном) режиме.

Выше говорилось об отражении государственных интересов при решении проблем реструктуризации угольной промышленности. Что касается интересов руководителей предприятия, то естественной можно считать их заинтересованность в продолжении работы действующих производств, по крайней мере, в режиме самоокупаемости. Интересы работников (при прочих равных условиях) заключаются в стабильном получении несокращающейся заработной платы в предстоящей перспективе (при продолжении работы предприятия). В случае же закрытия предприятия они заинтересованы в компенсации всех издержек по трудоустройству, а также возможных расходов по перемене места жительства.

Согласование интересов государства, руководства и работников предприятия должно обеспечиваться выбором таких вариантов функционирования действующих предприятий (техническое перевооружение, реконструкция, расширение или ликвидация) и налогово-дотационных режимов для них, при которых обеспечиваются:

  • максимизация чистых (приведенных) бюджетных доходов;
  • приемлемая норма прибыли для рентабельных предприятий или, по крайней мере, режим самоокупаемости для продолжающих определенное время работу, а впоследствии закрываемых предприятий;
  • приемлемый уровень оплаты труда работников;
  • покрытие всех социальных и других ликвидационных расходов в случае закрытия предприятия.

Выводы

В данной работе было рассмотрен и анализирован процесс реструктуризации угольной промышленности Украины и место в нем государственной компании "Укруглереструктуризация". Был сформулированы основные положения комплекса экономико-математических моделей, отражающих производственные, финансовые, социально-экономические процессы, свойственные угольной промышленности в период реструктуризации. Также были определены показатели оценки социальной напряженности в шахтерских городах и поселках вследствие ликвидации угольных предприятий.

Рассмотренные модели, прежде всего, рекомендуются к использованию в качестве инструмента проведения сценарных экспериментов, которые могут оказаться полезными в расчетах, связанных с принятием решений при формировании региональных программ реструктуризации угольной промышленности, программ местного развития в условиях реструктуризации угольного производства. На уровне угольных предприятий соответствующие модели также окажутся полезными в практике анализа текущего и прогнозирования перспективного финансового состояния предприятия.

Описанные модели предполагается реализовать в виде программно-инструментального комплекса, который обеспечивал бы возможность решения следующих классов задач:

  1. Аналитические задачи – вычисление любых аналитических показателей на основе ретроспективной информации из базы данных.
  2. Имитационные задачи – выполняются с использованием сценариев управляющих воздействий для вычисления результирующих переменных. Задачи этого класса применяются для оценки последствий принятия решений.

 

 О себе   Диссертация   Ссылки   УКР   ENG