Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНTУ


АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫКАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

БадамшинаВ.А.
ДонНТУ
Кафедра внешнеэкономической деятельности предприятия

Тема демпинга очень актуальна в Украине и за рубежом, где логика развития экономических процессов, связанная с резким сокращением внутригосударственных и экс-советских рынков сбыта заставила даже относительно экспортоориентированных отечественных производителей в целях выживания искать способы выхода на международные рынки и расширять там свое присутствие. Пока этот процесс был в начальном состоянии, ни отечественные производители, ни импортеры, которым вначале удавалось приобретать вполне качественную продукцию по сравнительно низким ценам, особого беспокойства не выражали. Первыми беспокойство выразили иностранные производители товаров, чья продукция на их же национальных рынках (или рынках сбыта их продукции) оказалась дороже, чем товар «варягов». После этого иностранные конкуренты украинских и российских производителей металлов, труб и прочего энергоемкого товара воспользовались доступными им способами защиты своих интересов – инициировались антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей Украины и всего СНГ становилось ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с иностранного рынка.


Но что же такое демпинг? Существует множество как теоретических, так и нормативных определений демпинга. В экономике под демпингом обычно подразумевается традиционная ценовая дискриминация, при которой компания продает свой товар на экспортном рынке по более высокой цене, чем на национальном.

Вторым логическим видом демпинга является так называемый "хищнический демпинг", применяемый с целью нанесения урона или уничтожения конкурентов, иногда с целью образования картеля.

В 70-х гг., после того как наиболее промышленно развитые страны перешли на систему плавающих валютных курсов, появился термин "обменный демпинг".

В последнее десятилетие возникло еще несколько дефиниций демпинга. В качестве причин назывались неустойчивый спрос и сложность в перераспределении ресурсов между различными отраслями хозяйства, которые выражались в так называемом "циклическом демпинге", основанном на разнице в издержках.

Кроме того, существует такой термин как "взаимный демпинг", объясняющий торговлю между развитыми странами схожей продукцией (внутриотраслевая торговля), зачастую сопровождаемую взаимными обвинениями в демпинге.

Также стоит отметить, что существует эффект экономии на масштабах производства, когда производство сознательно наращивается с целью снизить себестоимость единицы продукции, что фактически при отсутствии спроса ведет к демпингу при сбыте на внешних рынках.

Таким образом, демпинг — это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Первое упоминание о демпинге (хищнических ценах) можно найти в научных трудах экономистов Адама Смита и Александра Гамильтона, которые еще в XVIII в. осознавали существование этого явления и изучали возможные пути устранения его разрушительного эффекта. Уже в начале XX в., задолго до создания многосторонней торговой системы и разработки в ее рамках обязательных для части или всех участников соответствующих международных правил, крупнейшие торговые державы начали практиковать применение антидемпинговых мер как средства защиты национальных товаропроизводителей от недобросовестной торговой практики. Первое национальное антидемпинговое законодательство было принято в Канаде в 1904 г., за которой последовали Новая Зеландия (1905), Австралия (1906), США (1921) и Великобритания (1921) [1,C.34]. Первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Как известно, Украина стремится к присоединению к ГАТТ/ВТО. Процедура присоединения к ВТО сложная и длительная. Цель — эффективная интеграция Украины в мировую экономику. Это глобальная задача. Более конкретная — получение лучших и недискриминационных условий доступа украинских товаров и услуг на мировые рынки, содействие развитию экспорта и обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях рыночной экономики на основе применения норм и правил, действующих в ВТО как всемирной международной организации.

Антидемпинговые меры — это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. Известно, что любое государство мира защищает прежде всего свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве.

Очень долгое время Украина не отличалась успешным опытом в области защиты своего производителя – как правило, предприятия защищали себя за границей сами. Но отсутствие соответствующего законодательства не позволяло украинским предприятиям самостоятельно защищаться от демпинга. Это стало одной из главных причин потери украинскими производителями местных рынков сбыта своей продукции. При возбуждении некой страной антидемпингового расследования против украинского товаропроизводителя, производители не могли ответить тем же, что приводило к раскручиванию спирали расследований. Лишь 22 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла сеть шесть законов, действие которых направлено на защиту отечественного товаропроизводителя.

Предыдущий год выдался урожайным для украинских экспортеров на антидемпинговые, специальные и антисубсидиционные расследования. “Подследственными” оказались в основном производители металлургической и химической продукции. Сегодня в 19 странах мира уже действуют антидемпинговые меры против украинской продукции по 30 товарным позициям. В прошлом году возбуждены и сейчас проводятся 12 антидемпинговых, специальных и антисубсидиционных расследований по 14 товарным группам. В результате расследований Украина может потерять рынки сбыта своей продукции еще на сумму около 370 млн.длл.США. Основные торговые ограничения против украинского экспорта инициируются производителями из США и России.

По оценкам Минпромполитики, за последние полгода из-за антидемпинговых санкций Украина потеряла 190 миллионов долларов США. А ведь 47% валютных средств в бюджет страны поступает именно от металлургической промышленности, поэтому не мудрено, что любые попытки ограничить поставки существенно сказываются на доходах государства.

На российском рынке под ограничения в результате антидемпинговых и специальных расследований попали украинские карамель, крахмальная патока, картофельный и кукурузный крахмал. Кроме того, правительство РФ сейчас рассматривает возможность применения антидемпинговой пошлины на украинский оцинкованный прокат, компенсационной пошлины на импорт крепежной арматуры и специальной пошлины на импорт компрессорного оборудования.

Антидемпинговые процессы еще до сих пор воспринимаются большинством украинских предприятий как нечто из ряда вон выходящее. На самом деле, лавина защитных мер против отечественных экспортеров — нормальная реакция мировой экономики на разрастающееся присутствие украинских товаров. Против Украины были и будут проводиться расследования, которые ставят украинских производителей в неравное положение с местными производителями. По большому счету, защититься от антидемпинговых расследований в мире не удается никому. Лучший способ победить в антидемпинговых расследованиях — это исключить причины, которые к ним приводят. Для Украины эта проблема как нельзя актуальна.

После принятия целого пакета законодательных актов по защите отечественного товаропроизводителя, в течение значительного периода времени в Украине антидемпинговые и другие виды расследований не применялись. Это вызвано тем, что украинским субъектам предпринимательской деятельности и органам государственной власти было необходимо время для тщательного изучения этих нормативных актов, издания ряда подзаконных актов для практического применения данных законов.

Об эффективности антидемпинговых и других расследований можно судить как по количеству рассматриваемых дел, так и количеству и номенклатуре товаров, в отношении которых проводятся данные расследования и принимаются положительные решения. На настоящий момент существует целый ряд решений Межведомственной комиссии по международной торговле, которые направлены на применение антидемпинговых и других санкций и, как следствие, защиту отечественного товаропроизводителя.

Министерство экономики применило антидемпинговые меры относительно импорта в Украину электрических ламп российского производства, установив на них антидемпинговую пошлину Приказом Министерства экономики Украины от 1 июня 2001 года N 117 "О применении окончательных антидемпинговых мер в отношении импортных поставок ламп электрических в Украину происхождением из Российской Федерации". Пошлина на ввоз российских ламп мощностью до 200 Вт и напряжением свыше 100 В.[6]

Кроме того, Украина с 17 января 2002 г. ввела специальную 26-процентную пошлину на импорт пищевой соды из России. Решение о введении специальной пошлины приняла Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в соответствии с Законом «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» и на основании проведенного Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции специального расследования.[7]

Решением №АД-18/2001/52-55 от 05.06.01 г. было завершено антидемпинговое расследование относительно импорта в Украину российской лакокрасочной продукции. Однако, Комиссия решила не применять антидемпинговых мер. Зато импортерам шприцев повезло меньше: решением №СП 17/2001/52-44 от 08.06.01 г. по итогам специального расследования были установлены квоты. Общий объем квоты примерно на 30% меньше прошлогоднего импорта.

29 января 2002 года Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение №СП-30/2002/52-40 “О либерализации специальных мер по импорту в Украину искусственного меха и полотна ворсового происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Венгерской Республики”.

Антидемпинговые расследования касаются не только товаров народного потребления, но и такого специфического товара как электроэнергия. Кроме вышеперечисленных товаров, антидемпинговые процедуры проводятся по импорту в Украину стрелочных переводов из Российской Федерации, древоволокнистых плит (ДВП) из Республики Беларусь и ряда других товаров.

Увеличение количества дел, рассматриваемых Межведомственной комиссией по международной торговле свидетельствует о том, что украинское законодательство в области защиты отечественного товаропроизводителя нашло поддержку среди украинских предприятий. И можно с уверенность прогнозировать рост числа таких расследований и расширения номенклатуры товаров, по которым будут проводиться эти расследования.

В ближайшие годы торговые споры станут одним из самых влиятельных факторов мировой торговли. Поэтому для каждой страны очень важна подготовка к таким спорам. Стремительный рост объемов выпуска и экспорта украинской металлургической продукции вызвал негативную реакцию со стороны зарубежных производителей металла. Последующие антидемпинговые расследования против украинских производителей металлургической продукции вызваны рядом причин: Украина не является членом ГАТТ/ВТО, признание Украины страной с нерыночной экономикой, отсутствие внутреннего рынка сбыта и резкий рост экспорта металлургической продукции, отсутствие ответных расследований против стран, возбуждающих расследования против украинских производителей, отсутствие четкой протекционистской политики, новизна законодательства по защите национального производителя, отсутствие опыта и высококлассных специалистов в области торговых споров. Негативное влияние оказало и то, что при сбыте продукции украинские предприятия сделали упор на снижение цены, а не на повышение качества продукции.

Для предотвращения последующих антидемпинговых расследований против украинских субъектов ВЭД, необходимо осуществить ряд мероприятий, важнейшие из которых:
1) вступление Украины в ГАТТ/ВТО и региональные торговые союзы, подготовка двухсторонних соглашений;
2) применение антидемпингового законодательства в качестве ответных санкций на расследования против украинских предприятий;
3) включение в тексты контрактов положений, предусматривающих возмещение покупателями затрат на услуги адвокатских фирм в случае возбуждения антидемпинговых процедур по факту поставок по данному контракту;
4) координация определенных коммерческих и других интересов и усилий крупных трейдеров и потребителей украинского металла в странах-потребителях, организация системы лоббирования интересов украинских предприятий на макроуровне;
5) координация объемов поставок на определенные географические рынки сбыта совместными усилиями отечественных производителей и трейдеров;
6) создание и практическое применение системы государственной поддержки стимулирования экспорта (в т.ч. — создание системы страхования кредитов, целевое кредитование экспорта, снижение транспортных тарифов, пр.);
7) необходимо поставить на научную основу прогнозирование возникновения антидемпинговых процедур, что возможно просчитывать путем анализа динамики внутреннего производства, спроса, потребления, экспорта с учетом данных о мощностях и номенклатуре продукции строящихся и вступающих в эксплуатацию металлургических предприятий, рассматривая все это во взаимосвязи с прогнозами развития мировой, региональной и отраслевой экономики.



ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Дюмулен И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы, правила//Внешняя торговля - 1993.-№7-8.-С.39-50.
2. О внешнеэкономической деятельности: Закон Украины от16.04.1991//ВВР 1991,№29
3. О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта: Закон Украины от 22 .12.1998// Урядовий кур`єр.-№31-32.-18 февраля 1998 года.
4. О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта: Закон Украины от 22 .12.1998// Урядовий кур`єр.-№31-32.-18 февраля 1998 года.
5. О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта: Закон Украины от 22 .12.1998// Урядовий кур`єр.-№31-32.-18 февраля 1998 года.
6. О применении окончательных антидемпинговых мер в отношении импортных поставок ламп электрических в Украину происхождением из Российской Федерации: Приказ Министерства экономики Украины от 1 июня 2001 года N 117//Урядовый курьер №56 от17.06.2001г.
7. О продлении срока применения предварительных специальных мер относительно импорта в Украину пищевой соды происхождением из Российской Федерации: Решение Межведомственной комиссии по международной торговле от 10.05.2002 N СП-39/2002/52-46 //Урядовый курьер №40 от17.05.2002г.
8. "The Economic Effects of Antidumping and Countervailing Duty Orders and Suspension Agreements", U.S. International Trade Commission
9. http://www.me.gov.ua
10. http://www.rada.kiev.ua

Начало




Электронная библиотека Магистрская работа Ссылки Автобиография