Столярова Елена Леонидовна

Главная страница ДонНТУ     Страница магистров ДонНТУ     Поисковая система ДонНТУ


Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие.-М.: Издательство “Дело и сервис”, 1999. с. 63-71


ОБУЧЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Самым важным фактором, влияющим на качество, я считаю, является человеческий фактор. Он проявляет себя на всех этапах жизненного цикла продукции: начиная от маркетинга, заканчивая утилизацией.
     Обучение и мотивация персонала – часть функций управления персоналом, которая, как и управление качеством, является одним из аспектов управления предприятием и изучается как самостоятельная дисциплина.
     Обучение и мотивация персонала – это, несомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они направлены на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из основных факторов качества. Ибо только квалифицированные и заинтересованные работники, располагающие необходимой материальной базой, способны при соответствующей организации работ обеспечить требуемое качество продукции.
     Известно, что для эффективной деятельности предприятия в условиях научно-технического прогресса требуется постоянное повышение квалификации и переподготовка персонала по всем необходимым направлениям, в том числе – по обеспечению качества. При этом нужно обеспечить дифференцированный подход к обучению в зависимости от роли и функций работников на предприятии.

Руководству предприятия требуется четкое понимание принципов обеспечения качества и управления качеством, умение верно определить политику в области качества и осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов. Управленческому персоналу, кроме этого, нужно твердо знать функции своих подразделений в системе качества и методы их выполнения, имея общее представление о системе качества и понимая свою роль и место в этой системе.
     Работники службы качества должны иметь достаточные теоретические знания в области качества, уметь разработать систему качества и практически осуществлять управление и контроль качества продукции, для чего они должны также знать технологию и организацию производства на своем предприятии. При обучении производственного персонала необходимо иметь в виду, что качество формируется в производственном процессе и, значит, методы разработки и изготовления продукции сами по себе должны быть направлены на достижение необходимых характеристик (требуемого уровня качества). Поэтому здесь обучение качеству неотрывно от обучения профессии. При этом может потребоваться ознакомление с некоторыми разделами из смежных областей, таких, как метрология, статистика и других.
      Работники всех уровней должны быть ознакомлены с основными положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь – с законом о защите прав потребителей, о сертификации, о единстве измерений, о стандартизации. По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и умений работников предприятия для их официальной аттестации, а также для определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе. При этом работники должны четко представлять себе зависимость карьеры от результатов обучения.
      Организацией обучения должен заниматься отдел или группа подготовки кадров, но программы обучения по вопросам качества должны разрабатываться службой качества с привлечением, при необходимости, своих или сторонних специалистов. Важное значение мотивации персонала для эффективной деятельности организации подчеркивали еще основоположники науки управления, когда Ф. Тейлор говорил о дружественном сотрудничестве с администрацией, А.Файоль и Г.Эмерсон – о справедливом вознаграждении, а Г. Форд ввел 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы. Но в полной мере значение мотивации персонала нашло отражение в доктрине «человеческих отношений» и в подходе к управлению с точки зрения науки о поведении людей.
      В управлении качеством мотивация персонала – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А без заинтересованности людей планы повышения качества вероятнее всего останутся лишь на бумаге.
      Для мотивации по потребностям А.Маслоу в 1940-х годах предложил использовать иерархию потребностей, представляющую собой пирамиду, в основании которой располагаются первичные потребности (физиологические, потребности в безопасности и защищенности), а далее по возрастающей – социальные потребности, потребности в признании и самовыражении. Перечень мер по мотивации работников может предусматривать повышение зарплаты и премий, защиту от ухудшения материального положения, улучшение условий работы, социальные контакты, распространение акций предприятия среди работников, присвоение почетных званий, повышение статуса, продвижение по службе, предоставление более интересной работы, возможность получения образования и занятия научной деятельностью, свободное распределение рабочего времени и многое другое.
      В зависимости от контингента работников используются демократический или авторитарный стиль управления, реализуется так называемый партисипативный метод управления (привлечение работников к участию в управлении предприятием). Особенностью работ по мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой. Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США, учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса. В Японии в 1951 году была учреждена премия Деминга.

Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991 году Европейским Фондом по управлению качеством (EFQM), основанным 14-ю крупнейшими компаниями Европы (Филипс, Фольксваген, Нестле, Рено, Электролюкс, Фиат, Оливетти, Бритиш телеком и другими), была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по результатам оценки предприятия по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителя, воздействие на общество, результаты бизнеса.
      Роль подобных премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших путем проведения ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер для улучшения работ в области качества. В частности, большое значение имеет внедрение критериев премий в действующие системы качества, что позволяет повысить эффективность этих систем, приблизив их уровень к тотальному управлению качеством.


Автобиография     Магистерская работа     Ссылки     Библиотека     Результаты поиска