Ю. Шишков. НАФТА. Истоки, надежды, перспективы

Некоторые все еще спорят о совместимости региональных торговых соглашений с многосторонней системой. Отдельные наблюдатели опасаются, что региональные участники не захотят после либерализации в их регионе расставаться со своими соглашениями о преференциях или исчерпают "потенциал либерализации" а также интерес к торговле. Действительно, существуют некоторые внушающие тревогу симптомы. Правила об указании страны происхождения товара, применяемые НАФТА в секторе торговли текстилем, сильно дискриминируют страны, не участвующие в этом соглашении. МЕРКОСУР повысил в конце 1997 года общие внешние таможенные пошлины и иногда зарождает сомнения в том, что собирается распространить свою либерализацию на более широкие группировки. История также наводит на мысль, что столкновения между региональными блоками действительно возможны, если их отношения не отрегулированы в контексте успешной глобальной системы. К счастью, однако, послевоенное время представляет собой непрерывную цепь позитивного взаимодействия между глобальной системой и ее важными региональными субсистемами. У этого явления есть однозначные теоретические причины: умеренная либерализация порождает более широкую либерализацию, доказывая ее пользу и знакомя национальную политику с этой темой. Региональные соглашения могут быть полезной моделью для более масштабных глобальных договоренностей, а негативный эффект от новых соглашений о преференциях для тех, кто в них не участвует подбивает последних подыскивать новые многосторонние договоры. В действительности региональные группировки позволяли продвигаться вперед, как с помощью собственной либерализации, так и за счет импульса, который они придавали следующим многосторонним инициативам. Они были движущей силой каждого раунда переговоров, служивших опять же важнейшими каналами глобального прогресса.

Импульс, который регионализация придает глобальной либерализации, еще более усилился за прошедшее десятилетие. Когда Европейский Союз и другие страны отказались форсировать новый раунд переговоров, к которым стремились США в начале восьмидесятых годов, последние пересмотрели свою традиционную политику - полагаться только на многостороннюю либерализацию - и согласились вести переговоры о двусторонних соглашениях о свободной торговле с Израилем и в заключение с Канадой. Это опять же побудило Европейский Союз и другие страны вновь приступить к либерализации. В конце восьмидесятых годов, когда возникла опасность провала уругвайского раунда переговоров, участие Мексики в выработке соглашения о создании зоны свободной торговли НАФТА и создание АТЭС придали им новую динамику. В начале девяностых годов эти переговоры вновь стали пробуксовывать, но решение АТЭС ежегодно проводить встречи на высшем уровне и создать "азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество", направленное на развитие "свободной и открытой торговли и инвестиции в регионе до 2010/2020 года" быстро убедило европейцев преодолеть их проблемы и принять участие в успешном завершении уругвайского раунда. Конечно, для больших стран, занимающих одновременно центральные позиции в глобальной системе и в ведущих региональных группировках, чрезвычайно важно так отрегулировать процесс взаимодействия между ними, чтобы обе группировки взаимно поддерживали друг друга. Так действовали Соединенные Штаты Америки, когда одновременно вели переговоры о заключении соглашения о НАФТА и участвовали в уругвайском раунде. Урок на 1998 год и последующее время однозначен: обязательства региональных группировок о либерализации надо как можно быстрее и успешнее претворить в жизнь и в рамках "раунда тысячелетия" максимально быстро подвести их к глобальным соглашениям.

Ю. Шишков. НАФТА : истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994 г., № 11, с. 35.



Отчёт о результатах поиска

Биография
Ссылки по теме
Біографія
Дипломная работа
Biography