Браво Л.Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран

В связи с расширением ЕС, для Украины становится актуальным решение вопроса об улучшении режима торговли с ЕС в целом. В частности — о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой в полном объеме (а не только в рамках антидемпинговых расследований). В перспективе средством разрешения многих проблем может стать заключение соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС, что предусмотрено действующим Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Проблемы миграции в контексте расширения ЕС Движение ЕС на восток будет сопровождаться введением визового режима соседними странами-кандидатами, укреплением пограничного контроля, усилением борьбы с нелегальной миграцией, что затрагивает интересы миллионов наших соотечественников. Приобретает актуальность в этом плане проблема регулирования трудовой миграции и обеспечения социальной защиты граждан Украины. Ведь введение в странах-кандидатах европейского порядка регулирования этой сферы приведет к ограничению возможностей трудоустройства граждан Украины. С другой стороны, не секрет, что львиную часть потока трудовых ресурсов Украины на Запад составляет нелегальная трудовая миграция, вызывающая, мягко говоря, проблемность в отношениях Украины со странами ЕС и государствами-кандидатами. (По разным оценкам, в 2000 г. в Польше неофициально работали 60—100 тыс. украинских граждан, в Чехии — около 100 тыс., в Словакии — около 50 тыс.) В то же время одни лишь запретительные меры со стороны стран ЕС и стран-кандидатов не разрешат проблему искоренения нелегального трудоустройства украинских граждан на их территориях. Ясно, что в ближайшем будущем Украина не сможет своими силами кардинально сократить безработицу и значительно повысить жизненный уровень населения. Поэтому предложение нелегальной рабочей силы из Украины будет существовать и будет стимулировать спрос на нее со стороны теневого сектора экономики стран ЕС.

Очевидно и то, что для преодоления нелегальной трудовой миграции недостаточно усилий Украины (хотя, бесспорно, они должны быть определяющими). Нужно совместно с ЕС и странами-кандидатами комплексно решать эту проблему: от помощи в создании рабочих мест в Украине — до легализации трудовых миграционных потоков путем увеличения соответствующих квот. В среднесрочной перспективе необходимо заключение соглашений Украины с ЕС о трудовой миграции и социальной защите украинских работников за границей. Усиление борьбы с нелегалами в расширенном евроклубе, установление на его границах антииммиграционных барьеров в виде жесткого пограничного и визового режимов (если не будут активизированы совместные усилия и не увеличится помощь Украине) могут в значительной степени переложить бремя этой транснациональной проблемы на нашу страну. Украина может превратиться в государство — накопитель нелегалов, что будет дестабилизировать ее внутреннюю ситуацию. Вследствие этого возникнет зона нестабильности непосредственно на границах Европейского Союза. Борьба ЕС с нелегалами требует (sic!) не установления барьеров на западной границе Украины, а приведения в порядок всех границ на востоке Европы и прежде всего — восточных и северных границ Украины, через которые попадает в Украину основной транзитный поток нелегалов. Введение визового режима может повлиять на свободу передвижения украинских граждан и на уровень их благосостояния (из-за возможного сокращения приграничной торговли) не само по себе.

Визовый режим пересечения границ, процедуры пограничного контроля, меры по ликвидации нелегальной миграции — обычная международная практика. Но в ситуации Украины введение виз сочетается с проблемами внутреннего характера: низким уровнем жизни граждан, вынуждающим их, в частности, к демпингу на рынке труда, участию в криминальном бизнесе и т.п.; недостаточной правовой культурой (поведение наших граждан за границей — тема отдельного и не очень приятного разговора). В частности этим объясняется стремление стран ЕС и стран-кандидатов отмежеваться от Украины барьером виз и жестких процедур пограничного контроля. Поэтому необходимо минимизировать отрицательное влияние этих мер ЕС на украинских граждан — в первую очередь приведение в соответствие со стандартами Евросоюза внутренней социально-экономической ситуации в Украине. С другой стороны, необходимо осуществить определенные адаптационные мероприятия, прежде чем вводить визовый режим с Украиной: расширить сеть консульских учреждений, упростить процедуру оформления документов, установить оптимальную стоимость виз. Политические факторы движения ЕС на восток По завершении нынешнего этапа расширения ЕС западные границы Украины станут восточными рубежами Евросоюза. Это качественно новая политическая ситуация, которая в значительной степени будет определять как характер контактов с нашим европейским партнером, так и перспективы дальнейшего развития Украины. В интересах ЕС — обеспечить мир и стабильность у своих границ, иметь своими соседями стабильные, демократические и экономически развитые государства с прогнозируемой и дружественной внешней политикой. Поэтому следует ожидать увеличения политического давления ЕС на Украину, прежде всего в направлении укрепления демократических институтов, обеспечения прав человека, свободы СМИ, усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией во властных структурах. Очевидно, это давление будет в наибольшей степени чувствоваться в течение ближайших месяцев, учитывая приближение парламентских выборов в Украине. От их прозрачности, демократичности, соответствия европейским стандартам будут зависеть дальнейшие отношения ЕС с Украиной и перспективы европейской интеграции страны в целом. Движение ЕС к украинским границам на фоне развития Общей европейской политики безопасности и обороны позволит нашему государству принять более активное участие в укреплении безопасности на континенте. Именно в сфере безопасности Украина уже сегодня может внести реальный вклад в обеспечение стабильности в зоне интересов ЕС — по линиям миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стратегических транспортных перевозок и т.п. Вступление в ЕС государств, с которыми Украина имеет традиционно хорошие отношения, и получение ими соответствующих квот в руководящих органах Союза может способствовать продвижению украинских интересов в ЕС, позволит использовать наработанные механизмы регионального сотрудничества для углубления контактов с Европейским Союзом.

Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Расширение ЕС сопровождается углублением сотрудничества Евросоюза с Россией. Следовательно, движение Украины к Европе, кроме прочего, будет определяться уровнем и характером ее отношений с РФ. Это говорит, в частности, о необходимости углубления экономического сотрудничества с Россией для укрепления национальной экономики — как основы реализации собственных политических целей в Европе. В общем, приближение ЕС к украинским границам объективно укрепляет влияние европейского сообщества на Украину. В политическом плане этот процесс можно считать положительным, поскольку он способствует внедрению в Украине европейских стандартов. В то же время трансформация ЕС может породить немало проблем для Украины. Очевидно, что характер и уровень сотрудничества Украины с расширенным ЕС, перспектива украинской евроинтеграции будут зависеть прежде всего от внутренних трансформаций в Украине, от создания условий для стабильного демократического развития, подъема отечественной экономики. Как встречать расширение ЕС По мнению экспертов УЦЭПИ, для получения позитивных результатов и минимизации негативных последствий, связанных с расширением ЕС, следует принять следующие меры.

В экономической сфере Кабинету министров Украины: 1. в I квартале 2002 г. проанализировать выполнение Программы интеграции Украины в Европейский Союз, введенной в действие Указом Президента Украины №1072 от 14 сентября 2000 г., с целью: оценки полученных промежуточных результатов; выявления дополнительных возможностей сотрудничества, открывающихся в результате расширения ЕС; определения соответствия целей Программы объемам ее ресурсного обеспечения; поиска дополнительных ресурсов для реализации Программы. По результатам анализа внести коррективы в Программу;
2. провести дополнительные переговоры с Европейской комиссией, странами — членами ЕС и странами-кандидатами по вопросу предоставления Украине действенной поддержки в ускорении ее вступления в ВТО, ликвидации препятствий на пути вступления, применив к Украине условия, не менее благоприятные, чем были применены к другим странам, получившим в последнее время членство в этой организации (Грузия, Киргизия, Молдова);
3. одновременно с решением основных вопросов вступления Украины в ВТО создавать основу для активного переговорного процесса между Украиной и ЕС о заключении Соглашения о зоне свободной торговли. При этом следует добиваться согласия ЕС на заключение этого соглашения на временно асимметричной основе, что облегчит доступ украинских экспортеров на рынки стран ЕС, при сохранении временных ограничений импорта отдельных товаров и услуг в Украину, в соответствии с положениям ГАТТ/ВТО. До заключения Соглашения о зоне свободной торговли начать переговоры о частичной либерализации торговли в секторах, представляющих для Украины наибольший интерес (с упором на отрасли, являющиеся основой экспортного потенциала и определяющие перспективы технологического развития Украины). По результатам переговоров разработать соответствующие программы реструктуризации экономики и внешнеэкономической деятельности Украины;
4. провести переговоры с Европейской Комиссией, странами — членами ЕС, странами Балтии с целью продолжения действия существующих двусторонних соглашений о свободной торговле с Украиной на переходный период (после вступления указанных стран в ЕС и до полной реализации ими всех обязательств, определенных соглашениями о вступлении). Предусмотреть при этом временные исключения в едином таможенном режиме ЕС по импорту товаров в указанные государства из Украины, при условии потребления подобного импорта исключительно в границах таможенной территории соответствующей страны-импортера (с гарантиями недопущения реэкспорта в другие страны — члены ЕС);
5. усовершенствовать имеющиеся механизмы получения и использования всех форм помощи со стороны ЕС и стран его членов по гармонизации украинского законодательства с европейским и обеспечению институционального развития Украины в соответствии со стандартом ЕС. Провести по этому вопросу общественные слушания; по их результатам разработать предложения и принять конкретные меры с целью повышения эффективности механизмов реализации указанной помощи, в частности по Программе ТАСIS, повышения ответственности за использование полученных рекомендаций в процессе принятия государственных решений;
6. принять меры по сохранению уровня традиционных товарных потоков между Украиной и ЕС во время и после его расширения, в частности начав консультации и переговоры с Европейской комиссией об увеличении квот на продукцию украинской черной металлургии и на другие «чувствительные» товары, исходя из среднегодовых (в течение последних пяти лет) объемов украинского экспорта подобных товаров в страны—кандидаты на вступление в ЕС;
7. принять меры по повышению конкурентоспособности украинской транспортной системы. Для этого:
• проанализировать состояние дел в секторе международных перевозок и разработать план мероприятий по приведению транспортных средств и инфраструктуры в соответствие со стандартами и сертификационными требованиями ЕС;
• обсудить со странами—кандидатами на вступление в ЕС меры, которые предотвратили бы падение объемов перевозок и приграничных транспортных потоков;
• принять меры по расширению общей транспортной системы путем развития инфраструктурных сетей (национальная сеть международных транспортных коридоров, пункты пропуска через государственную границу);
• подготовить предложения и провести переговоры с ЕС, Россией, партнерами по ОЧЭС, ГУУАМ, другими международными организациями по наиболее эффективному использованию имеющихся и создаваемых транспортных магистралей.

Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции Украины проанализировать возможные последствия влияния расширения ЕС на пограничную торговлю и внести соответствующие предложения. Для активного привлечения областей Украины к сотрудничеству в рамках еврорегионов («Буг», «Карпатский», «Верхний Прут», «Нижний Дунай») оказать государственную поддержку развитию региональной инфраструктуры экономической и внешнеэкономической деятельности. Механизм государственной поддержки предприятий в регионах должен быть законодательно приведен в соответствие с нормами ЕС и принципами ГАТТ/ВТО, одновременно обеспечивая защиту внутреннего рынка от импорта, являющегося предметом запрещенного субсидирования. В сфере миграции и гуманитарного обмена Активизировать сотрудничество с ЕС в совместном противодействии нелегальной миграции. С этой целью:
• завершить процесс переговоров, утвердить (в первой половине 2002 г.) и начать реализацию широкомасштабного совместного плана действий Украины и ЕС в сфере юстиции и внутренних дел;
• вступить в Международную организацию миграции (МОМ), в которой Украина является наблюдателем с 1993 г. Полноценное членство обеспечит существенное увеличение информационной, технической и материальной помощи Украине со стороны МОМ в борьбе с нелегальной миграцией;
• инициировать введение в Украине комплексной многосторонней программы стабилизации миграционной ситуации, одним из элементов которой был бы ее мониторинг с участием международных организаций (ЕС, ОБСЕ, МОМ). Это повысило бы возможности привлечения технической помощи ЕС и других международных организаций для усиления материально-технического обеспечения восточной и северной границ Украины, финансирование процедуры депортации нелегальных мигрантов;
• активизировать сотрудничество в рамках Программы TACIS (в частности по важному для Украины проекту оборудования восточных границ).

Верховной Раде Украины: 1. рассмотреть и принять постановление «Об основных принципах регулирования миграционных процессов»;
2. ускорить рассмотрение важного, учитывая нынешнюю ситуацию, законопроекта «О порядке предоставления убежища в Украине иностранцам и лицам без гражданства», обращая особое внимание на соблюдение прав человека и на ресурсное обеспечение выполнения этого закона;
3. внести изменения и дополнения к пункту 6 статьи 18 Закона Украины «О занятости населения», которыми предусмотреть правовую ответственность и механизм контроля над выполнением условий контрактов субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися посредничеством в трудоустройстве граждан Украины за границей. Это создаст дополнительные правовые рычаги для борьбы с нелегальным экспортом рабочей силы.

Администрации Президента Украины:
C целью обеспечения комплексности и координации деятельности государственных органов в сфере миграции в течение I квартала 2002 г. рассмотреть возможность и проработать вопрос создания межведомственной комиссии по вопросам миграции. В случае принятия положительного решения подготовить проект соответствующего указа Президента Украины.

Кабинету министров Украины:
- усовершенствовать механизмы ответственности юридических и физических лиц, которые с целью личного обогащения предоставляют приглашения на въезд на территорию Украины потенциальным мигрантам;
- до конца 2001 г. (в рамках выделенных на этот год средств) совместно с Сумской областной государственной администрацией решить вопрос оборудования лагеря для содержания незаконных мигрантов при Сумском пограничном отряде. В течение 2002 г., в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по борьбе с незаконной миграцией» №22 от 18 января 2001 г., обеспечить (совместно с местными властями) создание в АР Крым постоянно действующих региональных пунктов сбора иностранцев и лиц без гражданства. Рассмотреть вопрос создания дополнительных (кроме единственного сейчас в Украине, в Одесской области) центров временного приема и размещения беженцев;
- в течение первой половины 2002 г. провести консультации с правительственными структурами приграничных стран—кандидатов в ЕС с целью разработки совместных программ адаптационных процедур, сопровождающих введение визового режима (установление оптимальной цены визы, расширение сети консульских учреждений, упрощение процедур оформления документов).

Министерству труда и социальной политики Украины совместно с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины и Национальным центральным бюро Интерпола в Украине провести мониторинг деятельности организаций, занимающихся посредничеством в трудоустройстве граждан за границей. Министерству образования и науки Украины провести проверку деятельности вузов страны в части предоставления ими приглашений на учебу иностранцам.

В политической сфере Верховной Раде Украины:
- внести в повестку дня парламентских слушаний по вопросам реализации государственной политики интеграции в Европейский Союз проблемы влияния расширения ЕС на Украину. По результатам заседания подготовить пакет предложений по этому вопросу.

Министерству иностранных дел Украины: - в рамках Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом провести обсуждение с представителями ЕС негативных последствий расширения Евросоюза для Украины с целью подготовки совместного документа об их минимизации; активизировать переговоры с соседними странами, прежде всего с Россией и Беларусью, о подписании межправительственных соглашений о приеме и передаче лиц, пребывающих на территории государств нелегально (реадмиссии). Синхронизировать этот процесс с заключением соответствующих документов между Украиной и странами — членами ЕС;
- выступить с инициативой проведения в первой половине 2002 г. межправительственного форума с участием Украины, Польши, Румынии, Венгрии по проблемам координации национальных визовых политик, минимизации возможных негативных последствий введения визовых режимов на границах с Украиной. Украинской части Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС инициировать обсуждение условий исключения Украины из «негативного» визового списка стран — членов ЕС;
- совместно с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, с привлечением руководителей областных государственных администраций приграничных регионов подготовить совместно с венгерской стороной (и другими соседними странами) концепции развития приграничных областей с привлечением финансирования ЕС.
По мнению экспертов Центра Разумкова, реализация этих мер будет способствовать более полному использованию возможностей, открывающихся для Украины с расширением ЕС, и минимизации негативных последствий этого процесса.

Браво Л.Ф. «Применение международного права в правопорядке европейских стран», Российский ежегодник международного права 1995 г., с. 42.




Отчёт о результатах поиска

Биография
Ссылки по теме
Біографія
Дипломная работа
Biography