Донецкий Национальный Технический Университет (Дон НТУ)

Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ
Страница поиска ДонНТУ
ENGLISH
УКРАЇНСЬКА
РУССКИЙ

Управление качеством в условиях современного предприятия


А.С.Кильдеева

Введение

Перемены в общественной жизни затронули все сферы человеческой деятельности: политическую, культурную, экономическую. Необходимость адаптации к новым условиям выдвинула и новые требования к управлению. Украинские предприятия проходят стадию своего становления на рынке.

Этот период требует адаптации к новым условиям хозяйствования - наличия конкурентоспособности за счет использования новых инструментов в управлении и коренной перестройки внутренних критериев деятельности предприятия, изменения приоритетов в управлении им.

В управлении предприятием следует отметить непрерывное усложнение его задач и сокращение времени на принятие и воплощение управленческих решений, рост социальной ответственности менеджмента.

Систематическая работа по повышению качества продукции - это неотъемлемое условие развития как экономики, так конкурентоспособности современного предприятия. В условиях рынка качество продукции и эффективность производства зависят и взаимно дополняют друг друга.

Согласно ДСТУ ISO 9001-2000: "…процессы, необходимые для системы управления качеством, должны охватывать сферы, связанные с управленческой деятельностью, поставками ресурсов, выпуском продукции и измерениями".

Управление качеством в условиях современного предприятия

Система качества является своего рода инструментом, который создается и внедряется с целью обеспечения и проведения политики качества на предприятии.

Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

На многих фирмах управление качеством ограничивается службами, действующими на базе ОТК (отделов технического контроля) и УТК (управлений технического контроля).

Однако, менеджер по качеству - это высококвалифицированный специалист, который владеет методиками управления, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики и стандартизации на базе знания теории и практики экономики.

Таким образом, специалист по качеству на предприятии - это представитель управленческого звена, а не работник вспомогательной службы.

С учетом этого на менеджеров службы управления качеством должны быть возложены следующие обязанности:

· поддержание требуемого уровня качества согласно политике в области качества на предприятии;

· анализ брака продукции, его видов и причин возникновения с последующей выработкой управленческих решений;

· контроль поставок, технологических процессов, статистическая отчетность;

· разработка рабочих инструкций, проверка их исполнения в отношении качества продукции с соответствующими корректировками;

· обмен информации с другими службами;

· разработка методов отбора и подготовки персонала в сфере обеспечения качества продукции

с целью обеспечения качества, управления качеством, повышения качества - систематизации качества на предприятии.

В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества, должна включать:

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;

· подготовку и разработку технических процессов;

· материально-техническое снабжение;

· производство;

· контроль, проведение испытаний и обследований;

· упаковку и хранение;

· реализацию и распределение;

· монтаж и эксплуатацию;

· техническую помощь в обслуживание;

· утилизацию после использования.

Разработав политику предприятия в области качества, служба качества обеспечивает документирование и планирование, контроль и анализ качества изделий с использованием статистических методов, внутренний контроль системы поддержания качества (контроль на входе и выходе, промежуточный контроль, испытания), качество во время закупок, при хранении, транспортировке, упаковке, корректирующие мероприятия. Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Системное управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции при условии эффективности самой системы.

Из практики мирового опыта управления качеством продукции можно сделать вывод, что обеспечение стабильного уровня качества изделия невозможно без достижения стабильности качества исходных материалов.

Следовательно, наблюдается строгая тенденция к взаимосвязи изготовителя продукции и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий.

Эта тенденция наблюдается как в экономически развитых, так и развивающихся государствах, в той или иной степени. В связи с этим процедура выбора поставщика международным стандартом предлагается в качестве элемента системы обеспечения качества.

Основным условием обеспечения соответствующего уровня качества является проверка его соответствия установленным стандартам. При этом проверяется не только соблюдение стандарта, но и сам стандарт. В этой сфере имеются свои проблемы.

Фаза постиндустриального развития характеризуется, как известно, наибольшей занятостью населения в сфере услуг. До настоящего момента технологи управления разрабатывались и внедрялись, преимущественно, на предприятиях сферы промышленного производства. С актуализацией тенденции перехода к постиндустриальному обществу возникла необходимость в разработке комплекса эффективных механизмов управления предприятием сферы услуг.

Одной из основных технологий этого комплекса является система управления качеством.

Государственные стандарты Украины, , регулирующие становление системы управления качеством, ориентированы, в первую очередь, на сферу материального производства.

Внедрение же этой модели в сферу услуг требует серьезных корректировок. Процесс усовершенствования должен затрагивать принципы сертификации продукции, процессы развития сертификации систем управления качеством.

Оба эти фактора уже вышли за рамки внутреннего рынка и стали нетарифными барьерами в торговле для тех экспортеров, которые по тем или иным причинам отказываются адаптироваться к новым условиям.

Подобное явление имеет множество причин, и далеко не последняя из них - низкий уровень образования кадров, их некомпетентность, в том числе в области управления качества.

На предприятиях ключевым звеном в бизнесе является менеджер по качеству, получивший соответствующую подготовку. В развитых странах дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Существует аспирантура.

Фирмы тратят немалые денежные средства на обучение и переподготовку кадров, создают такую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию - престижно.

На протяжении многих десятилетий проблемы выпуска высококачественной продукции находят свое решение с помощью системного управления качеством. Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние история развития экономики, культуры, политической системы страны, на сегодняшний день довольно разнообразны.

Высока степень необходимости оценки ущерба, который некачественная продукция может причинить обществу. При этом учитывается ущерб от готовой продукции и ущерб в процессе производства некачественной продукции.

С целью повышения конкурентоспособности фирмы, необходимо постоянно повышать ее качество и снижать себестоимость, с учетом постоянно возрастающих требований заказчика. Все это учитывается при разработке стратегии фирмы.

Главной задачей политики повышения качества на предприятии является поддержание баланса между показателями качества изделия и требованиями потребителя. С этой задачей связано постоянное совершенствование метрологической службы предприятия.

Убыток, который возникает из-за несоблюдения требований потребителя, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества.

При проектировании, планировании производства и методов контроля необходимо ориентироваться на требования к качеству готовой продукции. Также необходимо выявлять зависимость эксплуатационных характеристик от других параметров изделия и технологического процесса и, используя полученную зависимость, проводить планирование эксперимента опираясь на статистические расчеты.

Еще одной немаловажной особенностью настоящего времени является формирование уровня качества изделия с учетом рыночных факторов качества: требований покупателей, претензий потребителей, изменения доли рынка, стратегии и тактики конкурентов и других.

Практика обеспечения качества в условиях современных предприятий внесла существенные коррективы и в концепцию качества. Если несколько десятилетий назад под качеством понимали совокупность технических показателей, то в настоящий момент этого недостаточно: необходимо, чтобы совокупность свойств удовлетворяла чьи-то потребности.

Заключение

Расходам на поддержание и повышение качества, связанным с его систематизацией, современные предприятия уделяют достаточно много внимания, так как в конечном итоге они отражаются на объеме сбыта продукции.

В связи с этим фактором предприятия несут затраты на потребление ресурсов, выходящие за рамки их гарантийных обязательств.

В данном контексте большое значение имеет информация о расходах потребителей, которая служит основанием для внесения соответствующих изменений в систему обеспечения качества.

На фирмах разрабатываются специальные программы затрат на качество на стадии потребления товара. Методы рационализации и учета этих расходов зависят от конкретных условий и способов использования продукции и являются весьма актуальными.

Таким образом, такая сфера, как качество продукции, ее систематизация, статьи расходов, нахождение резервов является предметом планирования и тщательного анализа.

Литература

1. Производственный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин. - М.: ЮНИТИ.2001. - 583с.

2. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, М.Д. Ильенкова. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ. 1998. - 199с.

3. http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook.shtml

4. В.В. Марченко. Процес управління персоналом у системі якості підприємств сфери послуг / Менеджер. - 2002. №5. - стр.105

5. К.П. Попов. Реформирование предприятий: предпосылки, концепция и условия проведения / Менеджер. - 2002. №5. - стр.128




Эту и другую информацию Вы можете найти по адресу http://www.publdonntu.ru
ДиссертацияБиблиотекаСсылки
Вернуться на начало страницы