Донецкий Национальный Технический Университет (Дон НТУ)

Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ
Страница поиска ДонНТУ
ENGLISH
УКРАЇНСЬКА
РУССКИЙ

Проблемы формирования корпоративного управления в Украине


Л.И.Федулова, В.Е.Скоцик

Перемены в жизни общества, свидетелями и участниками которых мы являемся, затронули все сферы деятельности людей: экономическую, политическую, культурную и другие. Возникла проблема восприятия перемен и заинтересованного участия в них предприятий Украины.

Необходимость ее решения актуализировала корпоративное управление и породила новые требования к нему. Иными словами речь идет о социальной адекватности корпоративного менеджмента. Опыт общественного развития убеждает в том, что социальная трансформация неизбежна. Вместе с тем общие тенденции процессов корпоративного развития предполагают специфику их протекания в разных странах. Если данные процессы на западе эволюционно обусловлены и подготовлены, а потому естественны, то в нашей стране они сопровождаются серьезными проблемами.

Процессы, имеющие место в современной Украине, частично могут быть исследованы и объяснены в рамках существующих теорий. При этом происходят не только прогрессивные изменения, но существуют и элементы регресса, признаки консервативных отступлений, традиционалистских явлений

Так, например, современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров. Поэтому для того чтобы товар был конкурентоспособным, производителю требуется постоянно повышать характеристики и свойства выпускаемой продукции.

Одним из методов, внедряемых на предприятиях Украины является японский подход к упралению качеством. Данный подход заключается в том, чтобы в изучении, развитии и реализации методов управления качеством участвовали все подразделения и все работники фирмы. Японский метод предусматривает всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью, в частности, предусмотрено постоянное и целеустремленное обучение рабочего персонала, широко распространено и поощряется движение кружков качества.

Нельзя не сказать, что возникает очень много спорных вопросов при выборе программы по управлению качеством. Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно. В Германии, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа "ноль дефектов".

Конечной целью управления качеством является выпуск высококачественной продукции, способной удовлетворять запросы потребителей. "Качество не является приоритетом конструкторско-технологического отдела, производства и обслуживающих подразделений, отдела маркетинга и административного персонала. Качество - это поистине дело всех и каждого," - кредо всемирно известной компании IBM.

Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятия - его рентабельность, долю на рынке, перспективы производства. Но степень этого влияния в большой степени зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться. Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

Отрицая реальное воплощение в жизнь принцип "ноль дефектов" и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них - это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип "эстафетной палочки"), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений.

Стремление украинских предприитй к соответствию мировому уровню качества продукции, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

Стремление Украины к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.




Л.И.Федулова, В.Е.Скоцик. Проблемы формированя корпоративного управления в Украине / Економіка промисловості. - 2003. №1. - стр.5
ДиссертацияБиблиотекаСсылки
Вернуться на начало страницы