Главная страница ДонНТУ
Страничка магистров ДонНТУ
Поисковая система ДонНТУ

Автореферат Ссылки Электронная библиотека Результаты поиска Индивидуальное задание

Моргун Дмитрий Васильевич


"Эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия"


Руководитель дипломного проекта: Швец Ирина Борисовна




      Развитие внешней торговли, в частности экспорта, является чрезвычайно важным элементом процветания национальной экономики. Вместе с тем, поскольку для мировой экономики характерно постоянное изменение конъюнктуры, проблема разработки и осуществления программы мер по поддержке экспорта страны на мировом рынке, увеличению или по крайней мере сохранению его удельного веса в мировой торговле актуальна для любой страны мира.

      Пятилетний опыт становления Украины как независимого государства свидетельствует о том, что состояние ее экономики и позиции на мирохозяйственной арене в значительной мере зависят от структуры, динамики и эффективности внешнеэкономических отношений и торговли. Гиперинфляция, кризис неплатежей, длительный спад производства отрицательно повлияли на становление внешней торговли, относительная стабильность объемов которой в 1992-1993 г. г. сменились спадом ее в 1994 г. на 14,7%, обусловленным отсутствием активной внешнеэкономической политики, ориентированной на институциональную и финансово-экономическую поддержку экспорта.

      Ряд мер, направленных на либерализацию вывоза и приближение системы регулирования экспорта к мировым стандартам дали определенные положительные результаты. Подтверждением этого является рост товарообмена в 1995-1996г.г., соответственно, на 14,4 и 19,5%.

      В 1996г. общий оборот товаров и услуг достиг 38,7 млрд.дол.США, превысив соответствующий показатель 1995 г. на 5,5 млрд.дол. Преобладание при этом импорта (19,35 млрд.дол.) над экспортом (18.46 млрд.дол.) обусловило пассивное сальдо торгового баланса (-893,5 млн.дол.). Уменьшение его по сравнению с соответствующим за 1995г. (-1197,8 млн. дол.) достигнутое за счет роста объемов услуг с 2,85 до 4,40 млр.дол., не дает оснований для оптимизма в связи с дальнейшим уменьшением конкурентоспособности отечественных товаров, о чем свидетельствует рост пассивного сальдо от обмена товарами в 1996г. с -2,71 млрд.дол. до - 3,97 млрд.дол.

      Известный современный американский экономист Майкл Портер в своей фундаментальной работе " Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран" выделяет пять главных факторов, воздействующих на конкурентоспособность страны :
1) наука и технология,
2) капитал,
3) рабочая сила,
4) инфраструктура,
5) информация.

      По мнению автора, главная детерминанта, относительно которой должно рассматриваться влияние этих факторов на конкурентоспособность, выступает эффективность производства (реальная производительность с учетом инфляции) + качественные характеристики товаров. Отсюда действительно вытекает определение производительности на уровне страны как степени эффективного использования имеющихся ресурсов и достижения в то же время максимально возможного качества продукции.

      Производственные мощности предприятий черной металлургии Украины составляют: в производстве чугуна- 52 млн.т., стали- 54 млн.т., готового проката- 41,5 млн.т. По этим показателям Украина занимает пятое место в мире после Японии, США, Китая и России. В товарной структуре экспорта Украины 1/3 занимают черные металлы и изделия из них.

      До настоящего времени эффективности украинского экспорта и его маркетинговому обеспечению не уделялось должное внимание. Сегодня всем ясно, что без этого невозможно рационально развивать торгово-экономические отношения. На повестку дня встала актуальная задача разработать меры по маркетинговому сопровождению экспорта товаров (услуг). Они должны быть органично увязаны со стратегическим индикативным планированием развития экономики. Этого требуют, в частности, высокие темпы роста экспорта. Так, если в 1995г. Украина торговала со 156 странами мира, то к концу 1996г. - уже со 183 странами. Наши внешнеторговые связи были подчинены получению прибылей для покрытия пассивного сальдо (прежде всего, в расчетах за импорт энергоносителей) и еще в значительной степени оторванными от проблем преодоления кризиса и перехода к рыночной экономике.

      До сих пор Украина осуществляла экспортные операции преимущественно через торговые фирмы, которые брали на себя изучение рынка, затраты на ведение дел, на маркетинг. Мы не прибегали даже к так называемому косвенному маркетингу, не говоря уже о высших его формах (таких, как организация выставок, массированная реклама, проведение тендеров, разнообразные способы пропаганды качества и новизны товаров и пр.). Такая пассивность служит одной из причин того, что конкуренты нередко перехватывают выгодные заказы как это случилось, например, с ОАО "Харцизский трубный завод": он должен был производить трубы для российского Газпрома, но контракт на 1 200 млн. дол. передали германской компании " Маннесман".

      Сегодня требуется планировать и прогнозировать в единстве развитие производства, процессы воспроизводства и расширения внешнеэкономических связей . Точно так же экспорт и импорт следует планировать совместно, как составляющую часть рыночной среды, в которой действуют товаропро-изводители. Опыт развитых стран показывает, что маркетинг является органической частью стратегического планирования экспортно-импортных операций в связи с производством. Известно, что одной из причин фактического закрытия внешних рынков по сбыту сахара является то, что экспортные операции планировались без учета себестоимости его производства у нас, мировых цен, коньюнктуры на мировом рынке, куда поступил дешевый тростниковый сахар.

      Развитые страны интегрировали в свои внешнеэкономические отношения маркетинг и увязали его с кругооборотом и оборотом капитала, с менеджментом. При составлении бизнес-планов маркетинговые исследования данного рынка и спроса на нем предшествовали выходу корпораций с экспортом продукции. Некоторые государства даже не разрешали своим фирмам осуществить экспортные операции без предварительного марке-тингового исследования, так как это приносило ущерб.

      С учетом выше сказанного, экономическая политика руководства страны на ближайшие годы будет сосредоточена на решении следующих задач:       1. Обеспечение перехода к активной экспортно-ориентированной стратегии экономического развития на базе целенаправленного формирования и эффективной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных отраслях экономики.       2. Органическом сочетании мероприятий либерализации сферы внешне-экономических связей, создание подлинно равных возможностей для субъектов экономической деятельности различной формы собственности, с эффективной регулирующей ролью государства при преимущественном использовании рыночных, а не административных средств такого регулирования экономики.

      Подобный переход предусматривает активное использование валютных, налоговых, кредитных, страховых и других рыночных рычагов регулирования экономики.

      Целью настоящей дипломной работы является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО "ММК имени Ильича" экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.




ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций г.Донецка в 2000г.: Стат.бюл.№3/33/Гос.ком.статистики Украины, Донец. обл. упр. статистики. - Донецк: Госкомстат Украины, 2001. - 28 с.

2. Кузнецова, Н.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине: (Практическое пособие) / Ред. Кривенко А.А. - К.: СПЛАЙН, 1998. - 220 с.

3. Федорова, Е.А. и др. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии: Учеб.пособие для вузов / Федорова, Е.А., Савенков В.А., Белоцерковский В.И. - Тула, 1997. - 494 с.

4. Безруков В., Полвянская Л. Внешнеэкономическая деятельность. // Экономист. - М., 2000. - №7. - с.14 - 21.

5. Бубенко С. Інфляція та експортна політика в Укріїні //Банк. справа. 2000. -№2. -С.45-47.

6. Василенко Ю. Наслідки девальвації для ефективності експорту //Вісник Національного банку України. -К., 2001. -№2. -С.10-15.

7. Василенко Ю. Фактори розвитку українського експорту в країни далекого зарубіжжя //Вісник Національного банку України. -К., 2000. -№7. -С.36-43.

8. Взаємозв'язок структурних та експортних пріоритетів в економіці України // Економічний часопис. -1999. -№2. -С.42-44.

9. Горбенюк А. Економічні аспекти експорту продукції металургійної галузі // Економіка. Фінанси. Право. 2001. -№11. -С.3-8.

10. Деркач М., Орлов С., Криштоп В. Финансовый контроль в экспортно импортных отношениях //Экономика Украины. 1999. -№1. -С.90-91.

11. Киян И. Внешнеэкономическая деятельность (Бартер и валовые расходы) // Баланс. - 2001. - №17. - с.70-72.

12. Киян И. Мена, обмен, бартер внешнеэкономический. // Баланс. - 2001. -№50. - с.37 - 42.

13. Конченко К.О. Осчновні напрями стимулювання ефективної структури експорту //Фінансова консультація. 2000. -№39-40. -С.38-45.

14. Медведчук С. Захист зовнішньоекономічних інтересів України // Регіон. економіка. - Львів, 2000. - №2. - с.196-200.

15. Мельнічук І.В. Правові засади регулювання імпортно-експортних операцій. // Фінанси України. -К., 2001. -№7. -С.26-40.

16. Орлова О. Цена экспортируемого товара. Вопросы ценообразования во внешнеэкономическом договоре. // Баланс. - 2001. - №41. - с.56-59.

17. Пузанов І. Динаміка розвитку зовнішньої торгівлі України: порівняльний аналіз // Економічний часопис. -1999. -№2. -С.28-30.

18. Рубан А. О некоторых вопросах и тенденциях современной внешней торговли Украины //Экономика Украины. 2000. -№7. -С.67-71.

19. Слабковський Ю. Проблеми формування експортної стратегії економіки України // Регіон. економіка. Львів, 2000. -№2. -С.78-84.

20. Соболєва-Терещенко О.А. Комплексна оцінка експорту товарів // Економіка. Фінанси. Право. 2001. -№2. -С.12-13.

21. Сторожук І.А. Основні напрямки зовнішньоекономічної політики України. // Финансовая консультация. - 2000. - №39-40. - с.9-12.

22. Теньков С. Порушення термінів розрахунків за експортно-імпортними контрактами //Вісник податкової служби України. -К., 2001. -№6. -С.56-57.

23. Шафранова А. Внешнеэкономическая деятельность. // Баланс. - №46. - с.52.

24. Шелкунов В.І. Маркетигова стратегія реалізації експортного потенціалу української економіки // Фінанси України. -К., 1999. -№9. -С.77-82.

25. Шипанюк О. Сучасні шляхи врегулювання зовнішньої заборгованності країн, що розвиваються, та країн із перехідною економікою. // Вісн. нац. банку України. - К., 2001. - №4. - с.43-45.

26. Черняк О., Корнієнко Є. Прогнозування зовнішньо-торговельного сальдо України: комбінований підхід із застосуванням VAR-моделей //Вісник Національного банку України. -К., 2001. -№11. -С.17-20.


      Задачи дипломной работы заключаются в следующем :         - проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия;         - анализ потенциала предприятия;         - предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности металлопродукции и оценка их эффективности.

      Объектом исследования является ОАО "ММК имени Ильича" и другие предприятия черной металлургии Украины.





На главную страницу
В начало страницы