АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панфилов С.А.
afon@mmpsb.mordovia.su

Мордовский государственный университет

Первоисточник: http://ncdo.levsha.ru/Pub/045D.htm


Организация достоверного и эффективного контроля качества знаний обучаемых является областью, требующей постоянного внимания преподавателей, особенно актуальной данная задача становится в связи с внедрением в образовательную практику систем дистанционного образования (ДО). Так, в Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России, представленной Госкомвузом России отмечается: " решение проблемы контроля качества ДО, его соответствие образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей СДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями ... "

В докладе изложена методика, ориентированная на управление процессом обучения на основе оценок качества знаний, полученных в результате анализа ответов. Такой анализ предполагает выделение элементов эталонного ответа из совокупности элементов вводимого ответа и операции поиска, маркировки и сортировки соответствующих типов семантических единиц и зависимостей среди элементов ответа, на основании которых вычисляются те или иные характеристики качества знаний. Для повышения эффективности анализа, целесообразно применение проблемно-ориентированного Ея (тезаурус, составленный для каждого отдельного курса). Имеющийся набор терминов, обладающий возможностью расширения номенклатуры, и синонимов позволяет избежать многозначности выражений в предъявляемой информации и ответах. Постановка задачи может быть сформулирована следующим образом. Пусть изучаемая область знаний -- это семантическая сеть, структурой которой должен овладеть обучаемый. Степень соответствия между введенным в систему ответом на задание и графом области (эталоном ответа) задает шкалу сопоставляющую каждому ответу образ -- отрезок числовой прямой. Эти образы суть такие шкальные значения, по которым делают вывод об отношениях между ответами и эталоном.

При определении оценки, анализируемыми элементами базы знаний являются концептуализации, состоящие из пары семантических единиц (СЕ), связанных семантическими зависимостями (СЗ) одного типа. Пусть n -- число достоверных СЕ и С3 в эталоне, а m -- число достоверных элементов (СЕ, С3), ответа. Тогда достоверность ответа согласно правил формализации, определяется их отношением. Содержательность ответа определяется, как отношение числа концептуализаций, отражающих содержание фрагмента в ответе на вопрос -- p, к числу концептуализаций эталона, необходимых для раскрытия вопроса -- g. Учет возможных весовых коэффициентов и нечеткости знаний позволяет более гибко учесть специфику ответа.

Рассматриваемый подход приводит к реализации системы анализа и оценки ответов обучаемых, в которой входная информация представляется в виде свободно конструируемых фраз естественного языка, числовых данных, блок-схем или принципиальных схем различных устройств.

В течение ряда лет изложенная методика оценки знаний используется на ряде кафедр Мордовского госуниверситета. Первая версия была реализована, как подсистема в АОС-ВУЗ-ОСКАР, в дальнейшем программные средства адаптированы для ПЭВМ.