Криворучко Дмитрий Владимирович
dvkr@ukr.net

«Разработка программно-аппаратного комплекса для системы дистанционного обучения ВУЗа»
Научный руководитель: доц. каф. АТ Воропаева В.Я.

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Криворучко Д.В, ФКИТА, гр. ТКС - 99н

Научный руководитель доц. Воропаева В.Я.

Статья опубликована в сборнике: Збірка студентських наукових праць факультету "Комп'ютерні інформаційні технології і автоматика". Донецьк. ДонНТУ. 2003р. 266стр. стр. 34-37


Одним из перспективнейших направлений развития системы образования является широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, в первую очередь - технологий глобальной сети Интернет [1]. Удобство и гибкость гипертекстового представления материала, оперативный доступ к информации, расположенной в различных регионах и странах, высокая оперативность обновления и другие достоинства интернет-технологий позволили достаточно быстро внедрить их в практику многих ВУЗов. Почти все системы дистанционного образования (СДО), доступные в настоящее время, базируются на технологии клиент-сервер [2]. При этом клиент, как правило, представляет собой просто веб-браузер, который используется для просмотра страниц на сервере. Серверное программное обеспечение или расширяет возможности типичных серверов или представляет собой полностью автономные модули. При этом сервер должен, как минимум, создавать и обслуживать динамические веб-страницы, давать возможность пересылать сообщения в конференции или сетевые доски объявлений, создавать и поддерживать информационную базу данных о пользователях, группах, обучающих материалах и структуре курса. В самом общем случае, пользователи делятся на два главных класса: студентов и тьюторов. Тьюторы кроме обычного окружения (аналог окружения для студентов) имеют дополнительные средства и привилегии, позволяющие им добавлять материалы, создавать конференции и отслеживать процесс учебы студентов [3].

В ходе научно-исследовательской работы на кафедре АТ разрабатывается система ДО, которая может подстраиваться под свойства и параметры канала пользователя. Данная подстройка заключается в анализе характеристик канала пользователя, и адаптация передаваемого трафика в зависимости от канала и определенных пользователем настроек. В данный момент разработана детальная структура СДО и описана большая часть предоставляемых возможностей. Система состоит из таких модулей:
 1. Программа-сервер.
 2. Программа для создания лекций, тестов.
 3. Программа управления пользователями.
 4. Пользовательская программа. (Для off-line обучения)

Возможно как on-line и off-line обучение. В первом случае пользователь (обучающийся) использует любой Интернет-браузер, вся обработка информации происходит на стороне сервера. Для off-line обучения необходима пользовательская программа и база лекций и тестов по выбранному курсу. Обучающая база (лекции, тесты) создается отдельной программой. Для контроля и управления группами обучающихся создается отдельный программный модуль. Две последних программы доступны только ведущим данного курса. Возможности всей СДО определяются возможностями отдельных компонентов. Ниже приведен список наиболее важных компонентов.

Программа для создания лекций и тестов.
Результат работы программы: База данных, содержащая лекции и тесты.

Возможности лекционной части:
 - разбиение на темы, под темы;
 - вместимость текста, рисунков;
 - возможность организации перекрестных ссылок;
 - возможность организации словаря;
 - поиск.

Возможности тестовой части:
 - разбиение на темы;
 - вместимость текста среднего размера, рисунков;
 - наличие до пяти возможных ответов;
 - наличие общедоступных тестов с ответами и контрольных тестов;
 - ограничение времени выполнения контрольных тестов;
 - введение повторяющихся вопросов (защита от угадывания);  - выбор только одного правильного ответа или нескольких правильных.

Программа управления пользователями (обучающимися).
Возможности и задачи:
 - база данных обучающихся;
 - система управления группами обучающихся;
 - выдача уникального личного номера;

Пользовательская программа. Off-line работа с лекциями и тестами. Возможности лекционной части:
 - удобного просмотра лекции;
 - словарь и поиск.

Возможности тестовой части:
 - разбиение на темы, под темы;
 - интеллектуальный выбор (последовательности) вопросов и ответов;
 - наличие свободных общедоступных тестов с ответами;
 - наличие контрольных тестов;
 - введение повторяющихся вопросов (защита от угадывания);
 - ограничение времени выполнения контрольных тестов;
 - защита от несанкционированного тестирования и подделки результатов.

Защита при прохождении контрольных тестов и подделки их результатов.
а) Пользователю выдаются:
  - уникальный личный номер и код активизации [одноразово];
  - файл-квитанция для прохождения данного теста [на каждый тест].
б) для прохождения теста пользователь вводит свой номер и код активизации; после проверки подлинности запрашивается файл-ключ для прохождения выбранного теста.
в) результаты прохождения (ответы) записываются в файл-квитанцию.

Файл-квитанция - база данных, содержащая: уникальный номер файла-квитанции, уникальный личный номер, уникальный номер тестов, дату начала действия квитанции, дату окончания действия квитанции, признак использования квитанции, доступное время для прохождения тестов, задаваемые вопросы, время, потраченное на тест, ответы, введенные пользователем.

Таким образом, по окончанию научно-исследовательской работы будет разработана система, способная адаптировать представление материала в зависимости от информационных характеристик канала связи. Предоставлять возможность on-line и off-line обучения пользователей. Для ведущих курсов предоставлять удобные средства разработки электронных курсов и контроля процесса обучения.



Литература

1. Angelides M. C. & Gibson G. (1993). Pedro - The Spanish Tutor : A Hypertext-based Intelligent Tutoring System for Foreign Language Learning. Hypermedia, 5(3), pp205-230.
2. Bielawski L. & Lewand R. (1991). Intelligent Systems Design - Integrating Expert Systems, Hypermedia, and Database Technologies. John Wiley & Sons, New York.
3. Lemone K. A. (1996). Retargetable Course Generation - A methodology for reusability in distance education. Position Paper for ITS'96 Workshop on Architecture and Methods for Designing Cost-Effective and Reusable ITSs, Montreal, Canada, June 10th 1996.