СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ходос Л.А.
vlad@r7.donntu.ru
начальник отдела PR Донецкого института предпринимательства

Первоисточник: http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/edu.html#hodos


За последние 5 лет развитие информационных технологий (ИТ) сделало актуальной проблему модернизации системы образования, преимущественно высшего и профессионального. Суть такой модернизации наиболее отразилась в концепции дистанционного образования (ДО).

Целью этого сообщения есть анализ состояния и тенденций в дистанционном образовании для формирования позиции целесообразности внедрения элементов системы ДО в Донецком институте предпринимательства.

1. Основные понятия и концепции ДО.

В современной литературе под дистанционным образованием чаще всего понимают такую организацию обучения, которая предусматривает доступ к учебной информации, освоение практических навыков, организацию индивидуального консультирования, промежуточного и рубежного контроля усвоения знаний в том месте и в то время, которое удобно потребителю образовательных услуг. При этом предусматривается, что реализация такой концепции базируется на компьютерных способах предоставления учебной информации во всех возможных формах.

2. Развитие ДО в США, России, Украине.

2.1 Развитие ДО в США.

При анализе развития ДО в США следует обратить внимание, что сфера образовательных услуг является вторым по значимости сектором национальной экономики с годовым оборотом в 700 млрд. дол. Второй важный фактор - информализация общества в США, где около 60% семей имеют персональные компьютеры, подключенные к Интернет. Концепция ДО в США стала актуальной и начала особенно интенсивно реализовываться во второй половине 90-хгг.

Результаты исследований по ДО в США, проведенным Национальным центром статистики в отрасли образования (подразделение Министерства образования в США) выявили следующее:
   1. В 1997-1998гг. 91% вузов предлагали или планировали на протяжении трех лет ввести курсы по ДО.
   2. Исследования определили ДО как обучение средствами Интернет, аудио- или видеосреды.
   3. С 1995 по 1997/98гг. количество студентов, использующих ДО возросло от 754 тыс. до 1,6 млрд.
   4. Согласно прогноза IDC в 2002г. 2б2 млн. студентов (15% всех студентов) будет использовать ДО.
   5. Согласно данных Market Data Retrieval из 2000 колледжей on-line курсы предлагали 48% в 1998-99гг. и 72% - в 1999-2000 гг.

2.2. Развитие ДО в России.

Проблемы ДО в Российской Федерации активно разрабатываются c конца 90-х годов. Министерство образования РФ осуществило ряд важных мероприятий в поддержку развития ДО и его нормативно-правового обеспечения. Среди них отметим:
   - Приказ №41 от 22.06.1999г. "Об эксперименте в сфере ДО";
   - Приказ №1791 от 16.06.2000г. "О создании Объединенного проекта при разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов ДО";
   - Приказ № 2389 от 2.08.2000г. "Об организации работ в отрасли открытого образования".

С 1997г. выходит научно-практический журнал "Дистанционное образование" (с 2001г. - "Открытое образование"), редакционный совет которого возглавляет министр образования РФ Филиппов М.В. В Совет также входят предыдущий министр образования, ныне директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Кинелев В.Г., ректора ряда ведущих вузов, директора научно-ис следовательских и методических центров, специалисты в отрасли ДО из США, Голландии, Германии, Португалии.

Существует ряд общественных организаций международной академии открытого образования (МАОО), Евразийская ассоциация ДО. Специалистами МАОО разработан проект Федеральной целевой программы "Создание системы открытого образования в России".

В Российской Федерации выделился ряд высших учебных заведений, которые интенсивно развивают технологию ДО, а также имеют в своей структуре специальные подразделения. Очевидно, центральное место среди них занимает Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в котором создана НИИ образовательных технологий. Ректор МЭСИ Тихомиров В.П. - президент МАОО. Заметное место в этой системе образования занимает Московский гуманитарный институт (МГИ), имеющий более 250 филиалов в ближнем и дальнем зарубежье ( ректор Карпенко М.П.).

2.3. Развитие ДО в Украине.

В Украине проявляется устойчивый интерес к развитию ДО. Организована Украинская Ассоциация ДО, проводятся конференции и семинары по ДО. Приказом Министерства образования и науки Украины №293 от 7.06.2000г. создан Украинский центр ДО при НТУУ "КПИ".

Согласно некоторых исследований, в Украине около 30% учебных заведений заявили о том, что уже имеют или планируют организовать обучение в режиме ДО. Однако чаще всего за этим находится обычная заочная форма обучения, ярким примером которой есть МАУП.

Ряд вузов уже организовали соответствующие подразделения в своей структуре: Проблемная лаборатория в Харьковском политехническом университете, Институт заочно-дистанционной формы образования при Тернопольской академии народного хозяйства. Киево-Могилянская академия планирует введение ДО в 2001 г. сначала на кафедре информатики, а позже - на экономическом и других факультетах. Во время вступительных экзаменов в УКМА на форму ДО (стоимость обучения 2000$ ежегодно) было получено 70 заявок.

13-15.09.2000г. на базе Севастопольского института ядерной энергии и промышленности прошла 4-я международная конференция "Образование и виртуальность", организаторами которой стали МОиН Украины, Украинская ассоциация ДО, ХГТУ радиоэлектроники и др.

Между министерством образования и науки Украины и компанией Lotus подписано соглашение о льготном предоставлении платформы ДО Lotus Learning Space 4.

В декабре 2000г. НТТУ "КПИ" получил от компании Motorola 20000$ для создания виртуальной лаборатории цифровой обработки сигналов. Данная лаборатория будет использоваться для ДО специалистов в области информатики. В сентябре 2001г. Международный институт Финансов при НТУУ "КПИ" объявил набор студентов на дистанционную форму обучения для получения второго высшего образования (2,5 года стоимостью 500$ в год).

С 2001г. Львовский институт менеджмента и финансов ведет обучение по дистанционной форме для получения второго высшего образования (2,5 года стоимостью 1500$ в год).

Украинский центр дистанционного образования с сентября 2001 г. проводит курсы обучения для преподавателей, разработчиков дистанционных курсов, менеджеров, заключает договора с вузами о сотрудничестве с целью координации создания системы дистанционного образования в Украине.

3. Перспективы ДО в ДИП.

Анализ рынка потенциальных потребителей.

Рынок компьютерной техники в Украине характеризуется нестабильностью и ненасыщенностью, что объясняется экономической ситуацией и низкой платежеспособностью населения. Однако оптимизм вселяет то, что темпы роста потребления компьютеров с 1997 г. почти удвоились (см. Маркетинг и реклама, №2, 2001, с. 41). Расширяется доступ к компьютерам путем появления различных компьютерных клубов, кафе и пр.

Преимущества вхождения ДИП в систему ДО.

Применение новых информационных технологий будет способствовать
   - сохранению и обновлению знаний, кадрового и материально-технического потенциала в ДИП;
   - повышению качества преподавания;
   - повышению престижа института и конкурентоспособности;
   - расширению круга потенциальных студентов (молодежь, которая не может совмещать учебу с работой или проживающая в отдаленных от областных центров местах; военнослужащие, домохозяйки, руководители, бизнесмены; студенты, желающие получить параллельное образование; желающие получить второе высшее образование; абитуриенты; украиско- и русскоязычные граждане зарубежных стран и пр.).

Трудности, связанные с создание системы ДО.
   1. Обновление материально-технической базы требует значительных финансовых вложений ( приобретение компьютеров более высокого класса и программного обеспечения ДО).
   2. Отсутствие психологической готовности в коллективе к восприятию новой системы образования.
   3. Необходимость создания творческой группы по разработке проекта внедрения ДО.
   4. Подготовка кадров для создания методического обеспечения и разработки курсов ДО.
   5. Разрыв во времени между финансовыми вложениями в новую систему обучения и экономической эффективностью.

Предложения по внедрению ДО в ДИП.

Продолжить изучение проблемы с целью:
   - собрать информацию о необходимых ресурсах (финансовые, материальные и кадровые);
   - принятия решения о создании ДО самостоятельно или в партнерстве в ближайшем или отдаленном будущем;

Формирование системы ДО в учебном заведении предусматривает разрешение ряда сложных и комплексных задач. В дальнейшем в этом направлении считаю целесообразным создание проблемной группы по ДО.

Состав группы мог бы состоять из 5-7 человек, которые могли выступать как эксперты в области информатики, экономики, права, технологии и технологии образования.

Вопросы для обсуждения:
- модель ДО в ДИП: цель, виды, необходимые условия, целесообразность введения;
- план развития ДО;
- оценка экономической целесообразности ДО, поиск оптимальной модели (создание собственной модели ДО; вхождение в комплекс, центр ДО в Донецкой области, др. варианты);
- кадровое обеспечение ДО;
- программное обеспечение ДО;
- МТБ ДО;
- методическое обеспечение ДО;
- организационная структура ДО;
- меры стимулирования развития ДО.

Результатом работы группы могли бы быть рекомендации по внедрению ДО в ДИП, с развернутым обоснованием всех аспектов проблемы.


Литература

1. Про створення Українського центру дистанційної освіти. - Наказ Міносвіти та науки України №293 від 07.07.2000.
2. Про створення Координаційної ради Міністерства освіти і науки України з питань дистанційної освіти. - Наказ Міносвіти та науки України №91 від 26.02.2001.
3. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Ред.Е.С.Полат. - М.:ВЛАДОС, 1998. - 192с.
4. Головкіна Н.В., Склярова М.В. Компанія Hewlett-Packard: глобальні сили, локальні потреби. - Маркетинг и реклама, №2, 2001 - С.38-43.
5. Карпенко М.П., Московцев Н.А. Концептуальные основания развития дистанционного обучения в России // Труды СГУ. Вып.15. - М., 1999. - с.5-20.