СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В.Е. Третьяков, И.А. Кузьмина, К.Э. Ловцкий, В.А. Устинов
vladimir.ustinov@usu.ru

Уральский государственный университет

Первоисточник: http://ncdo.levsha.ru/Pub/002D.htm


Уральский государственный университет (УрГУ) одним из первых вузов в России включился в процесс освоения технологий дистанционного образования (ДО) и создания системы ДО. В качестве основной технологии ДО было выбрано электронное дистанционное образование (ЭДО). Наиболее привлекательными, на наш взгляд, чертами ЭДО является регулярные контакты через Интернет между преподавателем и студентом во время обучения, независимо от расстояния их разделяющего. При этом нет необходимости в пересылки учебников, домашних заданий, переездов для проведения экзаменов и других контрольных мероприятий. Все необходимые материалы могут быть переданы через компьютерную сеть и распечатаны с типографским качеством на месте. Для проведения экзаменов могут быть использованы онлайновые сессии, а также аудио и видео конференции. Безусловно, это приводит к снижению стоимости образования, и как следствие увеличение его доступности для студентов.

С 1995 г. в УрГУ было проведено шесть курсов ЭДО, подготовленных в различных американских университетах, в которых приняли участие около ста студентов УрГУ и других вузов Екатеринбурга. Большинство студентов (около 85%) успешно завершили выбранные курсы и получили сертификаты соответствующего учебного заведения США. Наряду с использованием традиционных для ЭДО курсов технологий (электронная почта, BBS, Telnet, WWW) был проведен ряд экспериментов с использованием диалоговых (on line) сессий, элементов аудио и видеоконференций.

В настоящее время в УрГУ ведутся интенсивные работы по созданию собственных ЭДО курсов. В качестве основы технологии разработки этих курсов выбраны HTML-стандарт создания WWW документов и язык Java. Опыт, накопленный за два года работы над развитием технологий ДО, позволяет приступить к созданию нового уровня Системы ДО в УрГУ. Необходимость создания такой системы вызвана целым рядом причин.

В последние годы активизировался процесс создания удаленных консультационных пунктов (УКП) в различных городах Уральского региона, где проводится обучение студентов. Основным способом обучения в таких филиалах является " десантное образование", заключающееся в выездных сессиях преподавателей УрГУ в УКП. В настоящее время достигнут предел экстенсивного расширения сети УКП, в связи с возрастающей нагрузкой на преподавателей. Очевидно, что единственный способ решения этой проблемы -- переход на иные технологии обучения, систематическое проведение части учебных курсов с использованием технологии ЭДО, без выезда преподавателей к местам проживания студентов.

Система ДО в рамках вуза необходима также для расширения практики проведения готовых курсов ЭДО для студентов дневного отделения дополнительно к их основной учебной программе, а также для включения в основную учебную программу ряда ЭДО курсов, для которых не хватает квалифицированных кадров (например, связанных с преподаванием новых информационных технологий) или наоборот, для которых непосредственное участие преподавателя излишне (например, овладение пользовательскими навыками работы с программными средствами и системами).

И наконец, такая система позволит обеспечить поддержку разработки и проведения собственных курсов ЭДО.

В докладе обсуждаются основные принципы построения такой системы в УрГУ, такие как: удобство для слушателей курсов, удобство для преподавателей и инструкторов, удобство для кураторов, доступ к системе ДО по Интернет; ее структура и составные части, система контроля знаний, а также перспективы развития и использования.