ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из опыта работы Полтавского филиала Харьковского гуманитарно-технического института)

Беседин Н.В., кандидат исторических наук
sleh@e-mail.pl.ua

Полтавский филиал Харьковского гуманитарно-технического института

Первоисточник: http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/edu.html


В данной статье автор рассматривает некоторые проблемы дистанционного образования: принципы создания технологии дистанционного образования, формы, методы и средства, используемые в дистанционной системе обучения и раскрывает главные особенности развития дистанционного образования на примере Полтавского филиала ХГТУ.

The problems of Development of the Distance Education (from experience of work of the Poltava Filial of Kharkov Humanitarian-Technical Institute) Besedin N.V., candidate of historical Sciences, Poltava Filial of Kharkov Humanitarian-Technical Institute

In this article the author deals with some problems of distance education: principles of formation of the technology of distance education, forms, methods and means used in distance system of teaching and shows the main peculiarities of development of the distance education of the example of the Poltava Filial of Kharkov Humanitarian-Technical Institute.

В настоящее время традиционная система образования не справляется с возникающими задачами подготовки специалистов. Для решения поставленных задач все более востребованным становится дистанционное образование (ДО). Развитие ДО стало возможным, прежде всего, вследствие бурного роста информационной сферы в Украине. Рынок услуг связи возрастает. Вводится в строй самое совершенное оборудование. Во многих городах Украины оборудование для связи цифровое. Предпосылкой становления ДО является резкое увеличение продажи персональных компьютеров. Увеличение возможностей использования компьютеров ускоряет процесс обучения. В последние годы увеличилось число пользователей, имеющих доступ в Интернет. Это означает, что развитие компьютерного рынка в Украине, совершенствование технических характеристик персональных компьютеров и их периферии, возможность подключения к телекоммуникации создают условия для индивидуального дистанционного образования. Развитие информационных технологий сделало возможным более тесное общение преподавателя и студента. Коммуникационные среды облегчают в настоящее время реальную интерактивность.

Примером может служить проведение видеоконференций с помощью спутникового телевидения, когда преподаватель из телестудии может свободно общаться со студентами из различных регионов, а те в свою очередь могут задать вопросы и получать ответы, находясь в самых удаленных, труднодоступных точках. Мы имеем возможность через компьютер и спутниковое телевиденье связаться с головным институтом, передать туда любую информацию и получить от них, что говорит о перспективности направления дистанционного образования.

В условиях развития дистанционных технологий образования большое значение отводится роли преподавателя. Происходит разделение, при котором одни специалисты готовят учебные материалы, отбирая все самое лучшее, новейшее, используя в своей работе достижения психологов, социологов и других ученых. С другой стороны, имеются преподаватели, способные довести до студентов разработанные материалы и оценить полученные студентами знания.

О жизнеспособности ДО говорит и тот факт, что быстрыми темпами развивается электронная почта, сеть Интернет, возможности использования универсальных технологий и средств информатики: текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, гипертекстов, мультимедиатехнологий, ГИС-технологий и др.

Использование новейших достижений телекоммуникации в образовании увеличивает возможности реализации права человека на образование, формирования общеобразовательного пространства, решения управленческих задач на качественно новом уровне, построении научно обоснованных прогнозов, принятия и выбора приоритетов.

Использование технических достижений ставит особые задачи в технологии обучения. Прежде всего следует назвать принцип децентрализации. В настоящее время он особенно важен, так как идет становление, поиск путей, отработка системы обучения. Нет универсальных указаний, приказов, с помощью которых можно проводить в действие систему дистанционного образования.

Второй принцип — принцип последовательности (или непрерывности), согласно которому необходимо осуществление преемственности — обучения в школе (лицее, колледже), вузе и послевузовском образовании. О необходимости такого подхода говорит и опыт работы Полтавского филиала Харьковского гуманитарно-технического института (о котором будет сказано ниже).

Третий принцип — информационная поддержка образовательного процесса. Использование технических средств обучения в настоящее время очень дорого и не всем гражданам такое обучение доступно. Поэтому, развивая ДО и получая от этого реальные выгоды, Министерство образования и науки Украины должно иметь программу развития ДО, предоставляя льготы по использованию технических средств в обучении.

Четвертый принцип — доступность ДО. Проблема заключается в государственной поддержке малообеспеченного населения страны. Следует иметь в виду, что затраченные при этом средства окупятся при практической деятельности обучающихся.

Пятый принцип — создание единой методологической системы ДО. Следует обратить особое внимание на систему контроля полученных знаний, их оценку. Необходимо применять при использовании этого принципа новейшие достижения в области психологии, педагогики, социологии.

Шестой принцип — создание единых образовательных продуктов: гипертекстов, компьютерных обучающих программ, видеолекций, а так же разработка практических занятий и т.д.

Седьмой принцип — применение педагогических приемов и методов обучения, а также выявление их особенностей.

Остановимся на формах, методах и средствах, используемых в дистанционной системе обучения. Формы обучения. В создании и реализации ДО возможны следующие формы обучения:
   - дистанционно-очное — обучение ведется с отрывом от производства с применением средств ДО;
   - дистанционно-очное (вечернее) — обучение ведется без отрыва от производства в вечернее время и выходные дни с применением средств ДО;
   - дистанционно-заочное — обучение ведется с частичным отрывом от производства во время сессии и применением средств ДО;    - обучение по индивидуальному плану — обучение по специально разработанному для конкретного студента учебному плану с применением средств ДО;

Методы обучения учебного процесса. Они включают в себя лицензирование, аттестацию, аккредитацию — выполнение работ и требований, изложенных в законах, в образовательных стандартах, положениях и инструкциях. Методология дистанционного образования направлена на разработку методов и способов обучения по дистанционной технологии: учебных планов и программ, учебно-методических материалов, методики обучения студентов, методов активного обучения — дискуссии, участии в круглых столах и т.д., методов подготовки преподавателей, осуществляющих обучение по дистанционной технологии.

Указанные методы обучения имеют основополагающее значение в системе ДО. При этом их необходимо совершенствовать. В то же время важно обратить внимание и на создание эффективной системы контроля знаний, так как она показывает уровень подготовки квалифицированного специалиста, т.е. соответствие требованию рынка.

Технология обучения. В ДО в настоящее время широкое распространение получили следующие технологии: обзорные лекции, дискуссии, круглые столы, деловые игры, собеседование и консультации, разбор ситуаций, психологическое тестирование, практические занятия, компьютерные игры, изучение текстов, тестирование, мультимедиа, курсовое проектирование, производственная практика, стажировка на отечественных и зарубежных фирмах, участие в научно-практических конференциях.

Технические средства обеспечения учебного процесса. Развитие телекоммуникационных систем позволило использовать в дистанционной технологии новейшие достижения техники. В образовательном процессе применяются: компьютерные классы, мультимедийная техника, видеоклассы, аудиоклассы, модемная связь (электронная почта, Интернет), видеомагнитофон, телевизор, множительная техника, спутниковое телевидение.

Следует отметить, что применение технических средств чрезвычайно динамично. Именно бурное развитие телекоммуникационных систем привело к тому, что в настоящее время осуществляется переход от индустриального к информационному обществу в развитых странах мира.

Активный информационный обмен стал сущностью всего процесса информатизации, приобрел глобальный характер и стал определяющим признаком уровня развития государства в мировом сообществе.


Особенности развития дистанционного образования в Полтавском филиале.

Развитие дистанционного образования в Полтаве началось с создания представительства в г. Харькове Современным гуманитарным университетом г. Москвы. Под термином «дистанционное образование» понималось очное и заочное обучение, проходившие в обычной, традиционной форме с применением компьютеров, видеокласса, гипертекстов и т.д. Большинство преподавателей к этому методу относились как «к обучению на расстоянии» в самом простейшем, примитивном смысле. Некоторые преподаватели пытались применить элементы дистанционного образования в своей практике. Однако целостного применения дистанционной технологии, где центральным звеном в обучении выступают современные информационно-телекоммуникационные системы, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, приближая его по качеству к очному, вначале не было.

Трудности внедрения обуславливались прежде всего психологической неподготовленностью.

Выход был найден в разъяснении сути ДО, методов и средств его реализации. Ключевым моментом в развитии филиала явилось то, что преподаватели и методисты почувствовали разницу в методах обучения, выявлены сильные стороны ДО и начали работу по совершенствованию его методов. Нужно отметить, что в настоящее время имеется много неясных моментов: не совсем полностью отработана методика проведения занятий, обучающиеся в недостаточной степени применяют и получают информацию из сети Интернет, не до конца выявлена методика применения видеолекций, имеется много замечаний по качеству гипертекстов, тестов, экзаменационных билетов и т.д. По всем этим направлениям ведется работа, образовательный процесс совершенствуется и развивается.

Необходимо остановиться на ряде конкретных проблем, с которыми столкнулся коллектив Полтавского филиала и над решением которых он сейчас работает.

Первая проблема — это адаптация студента-первокурсника в институте. В традиционном вузе вчерашний школьник продолжает обучение по-старому: «раскачиваясь» в первые три месяца учебного года, а затем напрягаясь и догоняя «учебный план» до сессии и во время нее. И это многим удается, хотя потери в приобретении знаний очень большие.

При использовании метода авторизированного обучения студент с первого сентября должен активно участвовать в учебном процессе, а с 10-12 дня обучения получать оценки за практические занятия, тесты. Но к такой напряженной форме обучения студент не привык. В школе или техникуме его не научили работать самостоятельно и напряженно.

С целью быстрейшей адаптации студентов в филиале проводилось: разъяснение методистом метода обучения в учебных группах; индивидуальная работа со студентами; ведение «разгрузочных» дней в расписание занятий.

В результате проводимой работы адаптация студента происходит в основном за полтора месяца.

Еще большую неподготовленность проявляют студенты при просмотре видеолекций. Около половины студентов даже на самых интересных видеолекциях слушают и делают записи. А остальная часть студентов тратят время впустую. Для активизации студентов при посещении лекций и видеолекций в филиале проводится разъяснительная работа, показ видеолекций с комментарием преподавателей. Эффект дает контрольная проверка в виде постановки вопросов по просмотренному материалу в конце лекции.

В этом случае студенты более внимательно просматривают последующие видеолекции.

Существуют некоторые и другие проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время. Назовем некоторые из них:
   1. Обучение методического персонала, обобщение накопленного опыта внедрения дистанционного обучения.
   2. Воспитание у студентов чувства гордости за свой вуз, передача этих качеств от студентов старших курсов
младшим.
   3. Воспитание студента на примерах и материалах, показывающих, где и как работают выпускники, необходимо развивать у студента понимание важности получения глубоких знаний.

Решение этих и других проблем позволяет усовершенствовать внедрение системы дистанционного образования.

Опыт по внедрению и совершенствование технологии дистанционного образования показывает, что необходимо пройти переходный период, который характеризуется следующими признаками:
   1. Создание образовательных учреждений с применением дистанционной формы образования или элементами ДО: школ, техникумов, колледжей, институтов.
   2. Отработка учебных программ и методов.
   3. Подготовка методистов и преподавательского состава.
   4. Выработка методик внедрения ДО: преподавание, контроля знаний, выбора критериев профпригодности выпускаемых специалистов и др.
   5. Корректировка разработанных материалов по результатам внедрения.

Будущее дистанционной системы обучения — это надежные научно-обоснованныеметодики.