В библиотеку

М.В. Антонова, О.А. Барашков, П.А. Левчаев. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)./Под редакцией доктора экономических наук профессора С.С. Артемьевой. Саранск: издательство Мордовского университета, 2004, 147с.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Сущность, назначение и методы финансового анализа

Неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии является финансовый анализ и оценка финансового состояния предприятия. Финансовое состояние — состояние финансов предприятия, характеризуемое совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. Назначением финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния предприятия, а также экономическая диагностика будущего потенциала.

Цели финансового анализа можно классифицировать следующим образом:

Выделяют следующие основные этапы финансового анализа:

На первом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью. Возможны следующие основные подходы:

  • Сравнение показателей предприятия со средними показателями для экономики или отрасли (с нормативными);
  • Сравнение показателей данного отчетного периода с данными предшествующих периодов или плановыми показателями;
  • Сравнение показателей с аналогичными показателями других фирм — конкурентов.

    Каждый из перечисленных видов сравнения имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям. Показатели конкретного предприятия, при сравнении их со среднеотраслевыми или нормативными, будут зависеть от особенностей организации производства, технологии, форм собственности, географического положения и других факторов. В меньшей степени, эти факторы влияют на временные сравнения показателя одного предприятия, но здесь сказываются особенности состояния экономики, факторы сезонности производства, состояния конъюнктуры на конкретном рынке.

    На втором этапе проводится оценка качества информации. Она должна быть объективной, достоверной, полной, достаточной для проведения анализа.

    Третий этап представляет собой собственно анализ, как совокупность методов и рабочих приемов. Выделяют следующие основные методы, или стандарты финансового анализа:

    Информационной базой финансового анализа являются данные бухгалтерской отчетности, в первую очередь — Ф№1 "Баланс предприятия", Ф№2 "Отчет и прибылях и убытках", Ф№4 "Отчет о движении денежных средств", Ф№5 " Сведения о состоянии имущества предприятия" и др.

    Непосредственными пользователями информации финансового анализа могут быть:

    Анализ финансового состояния предприятия включает ряд этапов:

    Анализ финансовых коэффициентов и комплексная оценка деятельности предприятия

    Заключительным этапом аналитической работы является комплексный анализ финансовых коэффициентов, отражающих все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Выбор направлений анализа, его структурных частей и показателей основывается на практическом опыте аналитика. Как правило, анализ проводится по следующим блокам: анализ структуры капитала, ликвидности и финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности, эффективности управления, имущественного положения предприятия. Совокупность участвующих в анализе показателей может достигать большого числа, поэтому целесообразно отбирать такие, которые не противоречат между собой.

    Логическим завершением анализа финансовых коэффициентов является рейтинговая оценка деятельности предприятия, как за различные временные периоды, так и в сравнении с конкурентами или среднеотраслевыми показателями. Рейтинговая оценка позволяет на основе ограниченного набора показателей провести быстрый комплексный анализ исследуемых предприятий и ранжировать их в зависимости от результатов деятельности. Рейтинговую оценку целесообразно проводить при временных ограничениях и наличии большого количества анализируемых предприятий. К выбору показателей для оценки предъявляются требования:

    Рассмотренным требованиям удовлетворяет следующая совокупность:

    Данные показатели представляют все вышеназванные блоки анализа. На основе этих показателей производится расчет рейтинговой оценки эталонного и сравниваемых предприятий:

    ,
    где П— показатели деятельности анализируемого предприятия.

    Наибольший рейтинг (он отражает потенциальные возможности анализируемых предприятий) имеет эталонное предприятие, характеризуемое наилучшими значениями отобранных показателей. Затем в соответствии с рейтинговой оценкой производится ранжирование предприятий. Первое место занимает предприятие с наивысшим рейтингом. Подобный подход соответствует практике рыночных отношений, где каждый товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям д еятельности выглядеть лучше конкурента, т.е. эталона.

    Вместе с тем, необходимо помнить, что итоговая оценка показывает максимальное значение равноправных коэффициентов, не делая различия по степени их важности и весомости. При необходимости можно усилить значение того или иного показателя, используя при расчете различные весовые коэффициенты.

    Вышеназванные показатели доступны и достаточно наглядно характеризуют работу предприятия с самых разнообразных сторон.

    В начало