Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ

Автобиография Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет Индивидуальное задание

Филимошина Дарья Викторовна

Тема магистерской диссертации:

Совершенствование конструкции гидравлического уравновешивающего устройства шпиндельного соединения клети 950 в условиях ЗАО "Истил (Украина)"

Руководитель работы: доцент кафедры "МОЗЧМ" Руденко Владимир Иванович

АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

  Актуальность темы
  Цель и задачи
  Научная новизна
  Практическая ценность
  Методы исследований
  Содержание работы
  Основные результаты работы
  Выводы
  Литература

        Актуальность темы. Одним из наиболее экономичных способов повышения качества проката является повышение надежности уравновешивающего устройства шпиндельных соединений, так как во время работы происходит интенсивный износ подшипников скольжения опор шпиндельного вала, что сказывается на возникновении динамических нагрузок в главной линии прокатного стана, влияющей на качество выпускаемой продукции, и, как следствие, технической надежности элементов шпиндельного соединения. Известная конструкция уравновешивающего устройства характеризуется жесткими опорными элементами в виде вкладышей, установленных в корпусах, прикрепленных к балкам, а также жестким соединением тяг уравновешивающего механизма с траверсой, связанной с верхними балками, что значительно снижает срок службы уравновешивающего устройства из-за невозможности обеспечить равномерное нагружение его элементов. В процессе эксплуатации происходит изнашивание вкладышей шпинделя и вкладышей опорных элементов, что приводит к смещению в пространстве геометрической оси вала шпинделя относительного его оси вращения, в результате чего возникает центробежная сила, вызывающая поперечные колебания вала шпинделя и дополнительные ударные нагрузки, воздействующие на опорные элементы уравновешивающего устройства. Эти дополнительные нагрузки вызывают усталостное разрушение вкладышей опорных элементов и уменьшают срок службы уравновешивающего устройства. Кроме того в существующей конструкции происходят частые отказы резьбовых соединений, используемых для крепления тяг уравновешивающего механизма к траверсе, соединенной с верхними балками устройства, из-за действия дополнительных срезающих и изгибающих сил, возникающих вследствие непараллельности продольных осей гидроцилиндра и тяг уравновешивающего механизма, что вызывается неточностями изготовления отверстия для расположения гидроцилиндра. Так как крепление тяг выполнено жестким в виде резьбовых соединений, то у них нет возможности занять в пространстве положение, в котором срезающие и изгибающие силы отсутствуют, что приводит к разрушению резьбовых соединений и, следовательно, к аварии уравновешивающего устройства. В разработанной конструкции эти недостатки исключаются за счет того, что опорные элементы, поддерживающие вал шпинделя, представляют собой две пары роликов, каждая из которых установлена в коромысле, размещенных так, что оси, проходящие через центры роликов пары, расположены друг к другу под углом 60 градусов относительно вертикальной оси, проходящей через ось вращения вала шпинделя. В процессе эксплуатации происходит смещение в пространстве геометрической оси относительно оси вращения вала шпинделя из-за износа его вкладышей. При этом за счет обеспечения контакта вала шпинделя с роликами, происходит поворот каждой пары роликов вокруг оси коромысла на угол, при котором обеспечивается равенство сил, действующих на ролики. Крепление тяг уравновешивающего механизма к траверсе выполнены с помощью карданных шарниров и при непараллельности осей гидроцилиндра и тяг уравновешивающего механизма, под действием горизонтальной силы, кронштейн карданного шарнира может провернуться вокруг крестовины, в результате чего тяга займет новое положение, в котором срезающие и изгибающие силы будут отсутствовать. Благодаря наличию карданных шарниров и роликовых опорных элементов обеспечивается равномерное распределение нагрузок на элементы устройства для уравновешивания шпинделей, что способствует повышению их долговечности.

Вернуться к содержанию


        Цель и задачи: совершенствование конструкции уравновешивающего устройства шпиндельного соединения для повышения безотказности и ремонтопригодности наиболее изнашиваемых элементов. Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
      -  выполнить теоретические исследования нагружений на элементы, входящие в узлы уравновешивающего устройства;
      -  разработать конструкцию балансирного устройства опоры шпиндельного вала;
      -  разработать конструкцию соединения плунжера гидроцилиндра с траверсой линеек шпиндельного соединения;
      -  определить напряженное состояние деталей уравновешивающего устройства методом конечных элементов.

Вернуться к содержанию


        Научная новизна.
   1.Установлены закономерности нагружения элементов уравновешивающего устройства шпинделей, содержащего балансирные опоры и карданный шарнир в узле крепления тяг к траверсе.
   2.Выполнена теоретическая оценка напряженно-деформированного состояния тяги уравновешивающего устройства с помощью метода конечных элементов, позволившая обосновать конструктивные особенности усовершенствованной конструкции.

Вернуться к содержанию


        Практическая ценность. Разработанная конструкция уравновешивающего устройства вала шпинделя благодаря своим конструкционным особенностям позволяет равномерно распределить нагрузку на элементы уравновешиваюшего устройства, что способствует повышению их долговечности и безотказности. Конструкция имеет небольшие габариты, обладает саморегулировкой и обеспечивает точность позиционирования шпиндельного вала. Полученные давления для определения нагружений и геометрических параметров уравновешивающего устройства, позволяют выполнить проектирование уравновешивающих устройств усовершенствованной конструкции для любых прокатных станов.

Вернуться к содержанию


         Методы исследований. В работе использован метод конечных элементов напряженного состояния деталей разрабатываемой конструкции уравновешивающего устройства.

Вернуться к содержанию


        Содержание работы.

   ВВЕДЕНИЕ
  1. ОПИСАНИЕ ШПИНДЕЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И СУЩЕСТВУЮЩИХ УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ОБЖИМНЫХ КЛЕТЕЙ ПРОКАТНЫХ СТАНОВ
    1.1 Анализ существующих конструкций гидравлического уравновешивающего устройства вала шпинделя
    1.2 Описание предлагаемой конструкции гидравлического уравновешивающего устройства вала шпинделя
    1.3 Цель и задачи выполняемой работы
  2. ТЕОРИЯ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ КОНСТРУКЦИИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УРАВНОВЕШИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ВАЛА ШПИНДЕЛЯ
    2.1 Прочностной расчет основных элементов гидравлического уравновешивающего устройства вала шпинделя существующей конструкции
      2.1.1 Расчет вкладышей опорных элементов
      2.1.2 Расчет болтовых соединений опорного элемента
      2.1.3 Расчет тяги
      2.1.4 Расчет резьбового соединения присоединения тяги к траверсе
    2.2 Прчностной расчет основных элементов гидравлического уравновешивающего устройства вала шпинделя предлагаемой конструкции
      2.2.1 Расчет оси крепления роликов
      2.2.2 Расчет тяги
      2.4.2 Расчет основных параметров крестовины
  3. ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ КОНСТРУКЦИИ ПО МЕТОДУ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
  4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вернуться к содержанию


        Основные результаты работы.
     Разработанная конструкция уравновешивания шпиндельного вала исключает общие недостатки уравновешивающих устройств, существующих на данный момент. Крепление тяг данного уравновешивающего механизма к траверсе выполнено с помощью карданных шарниров, а опорные элементы, поддерживающие вал шпинделя, представляют собой две пары роликов, каждая из которых установлена в коромысле, размещенных так, что оси, проходящие через центры роликов пары, расположены друг к другу под углом 60 градусов относительно вертикальной оси, проходящей через ось вращения вала шпинделя. Данная конструкция имеет небольшие габариты, обладает саморегулировкой и обеспечивает точность позиционирования шпиндельного вала.
     Рисунок 1 дает более полное представление о месторасположении роликовых опор.

Роликовый балансир

Рисунок 1 – Роликовый балансир

     На рисунке 2 а) изображена кинематическая схема уравновешивающего устройства с предлагаемым креплением тяги гидроцилиндра к траверсе шпиндельного вала через карданный узел [рис. 2 б)], который дает дополнительно 2 степени свободы по сравнению с работающим на данный момент жестким креплением тяги, при использовании которого возникали аварийные отказы, что влекло в свою очередь простои стана.

Уравновешивающее  устройство

а) кинематическая схема уравновешивающего устройства: 1 – шпиндельный вал, 2 – карданный узел, 3 – гидроцилиндр;

Уравновешивающее  устройство

б) карданный узел: 1 – крестовина; 2 – верхний кронштейн; 3 – нижний кронштейн;

Рисунок 2 – Уравновешивающее устройство


  1.Определение расчетной нагрузки, действующей на ролик.

Расчетная схема роликовой опоры.

1 – шпиндельный вал; 2 – опорные ролики; 3 – ось.;

Рисунок 3 – Расчетная схема роликовой опоры.


     где Q – нагрузка действующая на балансирную опору, Q=111,53кН;
     α=30° – угол между вертикалью и осью ролика;

β=arctglp/D=arctg190/600=17,5°;

     lp – межцентровое расстояние роликов;
     D – диаметр вала;
     Из рисунка 3 определяем численные значения реакций Р1и Р2:

P1=Q/[4*cos(α+2*β)]=111530/[4*cos(30°+2*17,5°)]=65975,6 H;

P2=Q/[4*cosα]=111530/[4*cos30°]=32196 H.


     Дальнейшие расчеты будем вести по наибольшей силе Р1.

  2.Определение изгибающего момента, действующего в опорном ролике.

     Определим значение распределенной нагрузки, действующей со стороны вала на опорный ролик:

q=P1/0,245*2=65975,6/0,490=134644,1 H.


     Определим значение реакций опор N1 и N2 для построения эпюры изгибающих моментов:

∑MA=0;   N2*(2*a+2*b)-P1*(b+a)=0.


     Откуда выражаем искомую силу N2 и получаем:

N1=N2=P1(b+a)/(2*b+2*a)=65975,6*(0,245+0,084)/(2*0,245+2*0,084)=32987,8 H.

Эпюра изгибающих моментов

Рисунок 4 – Эпюра изгибающих моментов


     В сечении 1 при х1=84мм, значение изгибающего момента будет равно:

M1-1=N1*x1=32987,8*0,084=2771 Н·м ,


     а в сечении 11-11 при х2=329мм

M11-11=N1*x2-[q(x2-a)2]/2=32987,8*0,329-[134644,1*(0,329-0,084)2]/2=6812 Н·м.


     Так как в сечении 11-11 значение изгибающего момента наибольшее, дальнейший расчет будем вести по этому значению.

  3.Определение диаметра ролика.

     Исходя из конструктивных соображений, принимаем диаметр ролика d=100мм.
     Выполним проверку ролика на смятие.
     Значение местных напряжений смятия при линейном контакте:

σсм=0,418√(Pв * Eпр/b * r) ≤ [σсм],


     где [σсм]– допускаемое напряжение на смятие, [σсм]=8,5МПа;
          b – толщина ролика, b=0,06м,
          Pв – расчетная нагрузка на вал,

Pв=k * γ * Pр,


          где k – коэффициент, учитывающий режим работы механизма, k=1,6,
               γ – коэффициент, учитывающий переменность нагрузки, γ=0,8,
               Pр – нагрузка на один ролик

Pр=(G + Q) / 8,


          где (G + Q) – сила давления вала шпинделя,
               8 – количество роликов.
     Eпр – приведенный модуль упругости для стального ролика и стального вала, Eпр=2,1*109 Па,
     r – радиус ролика, r=0,05м.

     Расчитаем местное напряжение смятия при линейном контакте.

     Так как результат расчета удовлетворяет заданному условию смятия, то диаметр ролика оставляем равным 100мм.

  4.Расчет оси опорных роликов.

     Определим изгибающий момент, действующий на ось балансира.
     Ось не передает вращающего момента, а воспринимает только поперечные нагрузки.Вращающуюся ось расчитываем на изгиб как балку на шарнирных опорах. За центр шарнирных опор принимаем середины подшипников скольжения.
     Расчетная схема определения диаметра сплошной цилиндрической оси представлена на рисунке 5.

Эпюра изгибающих моментов

Рисунок 5 – Эпюра изгибающих моментов


     Определим реакции опор RAиRB:

∑MA=0;   RB*b-N4*(b+a)+N3*a=0;


     откуда

RB=[N4*(b+a)-N3*a]/b,


     где N3 и N4 – силы, действующие на ось.

Силы, действующие на роликовую опору

Рисунок 6 – Силы, действующие на роликовую опору


N3=N4=Pp/2=82542,6/2=41271,3 Н;


     Pp – реакция со стороны опоры на вал, которая равна:

Pp=Q/2*cos(α+β)=111530/2*cos(30°+17,5°)=82542,6 H.


     Подставив ранее найденное значение сил N3 и N4 в формулу для определения реакции RB,получим:

RА=RВ=[41271,3*(0,34+0,1615)-41271,3*0,1615]/0,34=41271,3 Н.


     Определим изгибающий момент, действующий на данную ось при х=а=161,5:

Mи=N3*a=41271,3*0,161=6644,7 Н·м.


  5.Расчет гидроцилиндра.

     Произведен расчет гидроцилиндра уравновешивающего устройства, нагружение на который определялось из условия веса шпиндельного соединения и веса верхнего валка с подушками [4].
В гидроцилиндре могут быть следующие соединения: соединения головок с гильзой, болты фланцевого крепления крышек, стяжные болты, соединяющие головки, резьба штока. Все эти резьбовые соединения рассчитываются по методике, принятой в общей машиностроении [5].

  6.Расчет крестовины.

     Так как крестовина имеет не одинаковые пальцы (это было сделано исходя из конструктивных соображений), то последующий расчет будем вести по наибольшему пальцу.

общий вид крестовины

а) общий вид;

рабочее положение крестовины

б) рабочее положение;

Рисунок 7 – Крестовина


     Определим силы, действующие на крестовину.

Эпюра изгибающих моментов

Рисунок 8 – Эпюра изгибающих моментов



     Определим значение реакций N:

N=G/2,


     где G – часть силы тяжести от шпиндельного вала, приходящаяся на одну тягу уравновешивающего устройства, G=90700,8 H.

N=90700,8/2=45350,4 H.


     Момент изгибающий будет равен:

Mи=N*a=45350,4*0,156=7074,66 Н·м.


     Диаметр оси, работающей на изгиб, определим из формулы:

σи=Mи/W≤[σв],


     где Mи – изгибающий момент;
     W – полярный момент, который равен:

W=π*d 3/32=0,1*d 3;


     d – диаметр оси крестовины.
     Подставив значение полярного момента сопротивления в формулу и выразив d, получим:

d=3√(Mи/0,1*[σи]),


     где [σи] – допускаемое напряжение на изгибе, которое в свою очередь равно:

и]=σв/S,


     где σв – временное сопротивление растяжению, σв=1370МПа для стали 40ХН (закалка 820° в масле, с последующим отпуском 400° на воздухе);
     S – общий коэффициент запаса прочности, который определяется по формуле:

S=S1*S2*S3,


      где коэффициент S1=1 … 1,5 – достоверность определения расчетных нагрузок и напряжений;
     коэффициент S2=1,2 … 1,5 – однородность механических свойств материалов (для стальных деталей из поковок и проката);
     коэффициент S3=1 … 1,5 – специфические требования безопасности.

     Расчитаем диаметр крестовины.

     Исходя из конструктивных соображений, принимаем диаметр крестовины d=75мм.

  6.Определение напряженного состояния деталей уравновешивающего устройства.

     С помощью программы ANSYS были выполнены расчеты напряженного состояния деталей уравновешивающего устройства.
     На рисунке 9 представлена конструкция в исходном положении.

Уравновешивающее устройство

Рисунок 9 – Уравновешивающее устройство



     Приложим силу F=299,6 кН и давление P=0,77 МПа (с учетом отклонения оси гидроцилиндра на 3° от вертикали) и, после расчетов, получим деформированную конструкцию, представленную на рисунке 10.

Уравновешивающее устройство деформированное

Рисунок 10 –Уравновешивающее устройство деформированное



     При приближении (рисунок 11, рисунок 12) можно увидеть максимальные напряжения, возникающие в тягах, и места, где возможно разрушение материала (выделенны красным цветом).

Соединение тяги с проушиной

Рисунок 11 –Соединение тяги с проушиной


Соединение тяги с траверсой

Рисунок 12 –Соединение тяги с траверсой



Вернуться к содержанию


         Выводы. В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
      -  выполнены теоретические исследования нагружений на элементы, входящие в узлы уравновешивающего устройства;
      -  разработана конструкция балансирного устройства опоры шпиндельного вала;
      -  разработана конструкция соединения плунжера гидроцилиндра с траверсой линеек шпиндельного соединения;
      -  определены напряженные состояния деталей уравновешивающего устройства методом конечных элементов.

Вернуться к содержанию


        Литература.

  1. А.с. СССР № 1560344 "Гидравлическое устройство уравновешивания шпинделей прокатного стана", 1990.
  2. А.с. СССР № 618149 "Устройство для уравновешивания шпинделей", 1978.
  3. Решетов Д. Н. Детали машин: Учебник для студентов строительных и механических специальностей вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Машиностроение, 1989. – 496 с.
  4. Элементы гидропривода (Справочник). Абрамов Е. И., Колесниченко К. А., Маслов В. Т. "Техніка", 1969, 320 стр.
  5. Марутов В.А. и Павловский С.А. Гидроцилиндры. Конструкция и расчет. – М "Машиностроение", 1966. – 315 с.
  6. Производство блюмов, слябов и заготовок из углеродистых и легированных сталей в обжимном цехе. Технологическая инструкция. ТИ – 234 – П.03.01 – 95. Донецкий металлургический завод.: – Донецк, 1995. – 225 с.
  7. Целиков А.И., Полухин П.И., Гребеник В.М. и др. Машины и агрегаты металлургических заводов. Том 3. Машины и агрегаты для производства и отделки проката. – М.: Металлургия, 1988. – 576 с.
  8. Королев А.А. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. Учеб. пособие для вузов. – М.: "Металлургия". 1985. – 367 с.
  9. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.1. – М.: Машиностроение, 1982. – 736 с.
  10. Раздаточный материал к выполнению расчетов крюковвывх пдвесок по диссцмплине: "Подъемно-транспортные машины". П.И. Пузырьков. Днепропетровск ., 1991, 28 с.

Вернуться к содержанию


Автобиография Электронная библиотека Ссылки по теме Отчет Индивидуальное задание