Пронина Виктория АлександровнаМеханический факультет Специальность: "Качество, стандартизация, сертификация" Тема квалификационной магистерской работы: "Управление факторами, важными для заказчика" |
Ориентация на потребителя в свете стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года. Бочаров П.З. Источник: itc.mstu.edu.ru В соответствии с современными взглядами на качество, производитель все свое внимание должен уделять удовлетворению запросов и пожеланий потребителя. Качество оценивается только потребителем и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это значит, что потребитель является участником процесса, осуществляемого производителем, и заинтересован в конечном результате, являясь главным арбитром в его оценке. Данное положение получило развитие в восьми принципах менеджмента качества, разработанных Техническим Комитетом-176/ИСО для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации, как принцип "ориентация на потребителя". Он гласит, что организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Принцип "ориентация на потребителя" занимает ведущее место среди восьми принципов менеджмента качества, совокупность которых образуют основу для стандартов системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000. В последней версии стандартов ИСО 9000 2000 года, принцип "ориентация на потребителя" получил дальнейшее развитие как в требованиях (ИСО 9001:2000), так и в рекомендациях по улучшению (ИСО 9004:2000). Принцип "ориентация на потребителя" пронизывает весь стандарт ИСО 9001:2000, но основные требования к системе менеджмента качества заложены: 1. п. 5.2. Ориентация на потребителя. Высшее руководство должно гарантировать, что требования потребителя определяются и выполняются с целью увеличения удовлетворенности потребителя. 2. п. 7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции. Организация должна определить:
3. п. 8.2.1. Удовлетворенность потребителя. Как один из методов измерения показателя функционирования системы менеджмента качества, организация должна проводить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем соответствия выполнения организацией требований потребителя. Должны быть определены методы получения и использования этой информации. Данные требования обязательны к выполнению для организации, желающей получить сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001:2000. Очевидно, что выполнение данных требований и применение принципа "ориентация на потребителя" ложится, в первую очередь, на службу маркетинга, акцент деятельности которой смещается в сторону координации всех процессов организации с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий потребителя. Вышеизложенные положения позволяют сформулировать ключевые преимущества организации, приверженной принципу "ориентация на потребителя":
Применение принципа "ориентация на потребителя" будет проявляться, в первую очередь, в следующих действиях:
|