Individual

1

HomeDissertationIndividualLibraryLinks

 

 

Сыч Артем Викторович

Тема выпускной работы: Моделирование движения денежных потоков в условиях риска (Моделирование инвестиционных процессов)


 
 

Регулятивные процессы в управленческой деятельности

Рассмотренные в предыдущих главах когнитивные психические процессы, а также интеллект в целом играют важнейшую роль в организации деятельности руководителя. Кроме того, они наибо­лее изучены, а их роль в обеспечении любой (в том числе и управленческой) деятельности, поведения в целом наиболее самоочевидна; все эти процессы непосредственно даны человеку в его самонаблюдении. Поэтому в особенности когнитивные процессы интеллекта выступают и как наиболее очевидные сред­ства, механизмы реализации управленческой деятельности.

Вместе с тем когнитивные процессы являются хотя и важней­шим, но лишь одним из классов процессов, обеспечивающих уп­равленческую деятельность. Другим классом является совокупность психических процессов, обозначаемая понятием регулятивных процессов деятельности. Необходимость в них связана с тем, что только когнитивные процессы недостаточны для целостной орга­низации деятельности. Это связано со следующими причинами.

Во-первых, любой из когнитивных процессов теснейшим об­разом взаимосвязан со всеми другими, взаимодействует с ними и испытывает на себе их сильное влияние. Это проявляется и при характеристике восприятия, когда оно выступает как межлич­ностная перцепция, насыщенная компонентами прошлого опыта (память) и оценочными операциями (мышление). Это же от­четливо видно и при описании оперативной памяти, главным свойством которой в деятельности руководителя является мобилизационная готовность информации. Последняя, однако, прямо зависит от меры организованности знаний в прошлом опыте, связана со стилями восприятия и, в особенности, с когнитивной, мыслительной организацией опыта. Поэтому любой когнитив­ный процесс — это определенная абстракция, а в деятельности, особенно в такой сложной, как управленческая, все они реализу­ются комплексно, как некая целостная система. В ней отдельные когнитивные процессы закономерно организованы и синтезиро­ваны. Следовательно, должны быть и специальные процессы, обеспечивающие такой синтез: процессы, регулирующие работу когнитивной системы.

Во-вторых, все когнитивные процессы не только соорганизо-ваны друг с другом, но взаимодействуют также и с иными процессами психики — эмоциональными, мотивационными, во­левыми. Хорошо известно, например, как сильно может видоиз­меняться мышление под влиянием сильных, а тем более — стрессовых эмоциональных факторов и состояний. Столь же из­вестна, например, «эмоциональная блокада» памяти при силь­ных негативных эмоциях. Напротив, положительные эмоции оказывают, как правило, облегчающее (фасилитирующее) влия­ние на когнитивные процессы. Следовательно, взаимодействие когнитивных процессов с эмоциональными, мотивационными и волевыми процессами также требует их соорганизации, регуля­ции, их отношений друг с другом.

В-третьих, все когнитивные процессы по своей основной функции, по своей исходной ориентации направлены, прежде всего, на познание, на ориентировку в среде, на переработку информации (что и отражено в их обобщающем названии). На основе результатов обработки информации затем осуществляется организация деятельности. Однако организация деятельности, ее , построение и реализация — это также очень сложная и вполне самостоятельная задача. Она поэтому требует специальных средств ее решения, специальных психических процессов, на­правленных на это. В особой мере это относится опять-таки к управленческой деятельности, поскольку именно она характери­зуется наибольшей степенью сложности. Она не может реализо-вываться «автоматически», не будучи снабженной специальными психологическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию.

В связи со всеми этими причинами в психологии сложились Представления о еще одной (наряду с когнитивной) подсистеме психических процессов — регулятивной. Соответственно, наряду с классом когнитивных процессов, выделяется еще один их класс — регулятивные психические процессы. Все они имеют иную, нежели когнитивные, исходную ориентацию, иную основ­ную функцию. Они направлены непосредственно на построение, организацию и регуляцию деятельности. Состав этого класса процессов определяется теми задачами, которые необходимо ре­шать при построении деятельности. Действительно, любая дея­тельность направлена на достижение определенной цели; однако это возможно лишь в том случае, если сама цель будет сформу­лирована человеком, т.е. будет реализован специальный и очень сложный процесс целеобразования. Любая деятельность, далее, немыслима без плана, что предполагает реализацию другого — и v также очень сложного, специального процесса — планирования. Построение деятельности объективно предполагает необходи­мость прогноза изменений среды и, следовательно, требует реа­лизации процесса прогнозирования^. По ходу деятельности по­стоянно возникают проблемные ситуации, задачи, условия неоп­ределенности, которые объективно требуют от человека реше­ния — выбора. Тем самым появляется необходимость в еще одном деятельностном процессе — процессе принятия решения., Постоянно возникает также и необходимость в контроле про­межуточных и конечных результатов деятельности, а также самого ее хода, что предполагает необходимость подключения другого деятельностного процесса — самоконтроля. Построение деятельности требует также процессов самопрограммирования своих действий и процессов внесения корректив в ход деятель­ности — процессов коррекции.

Таким образом, без всех перечисленных процессов деятель-ность просто невозможна. Они составляют важную часть содер­жания деятельности. Без них анализ деятельности не может считаться полным. Все эти процессы являются комплексными, синтетическими по своему строению. Они включают в свой состав как основные когнитивные процессы, так и эмоциональ-ные, волевые, мотивационные процессы. Например, процесс принятия решения, безусловно, требует от человека реализации всех его познавательных способностей — восприятия информации, актуализации информации из прошлого опыта (памяти), мысленной ее переработки, подключения его интеллектуального потенциала. Однако он не исчерпывается только когнитивными процессами, только рациональными механизмами. Хорошо из­вестна та роль, которую играют в процессах принятия решения, особенно в трудных или даже критически важных жизненных ситуациях, эмоциональные и волевые факторы, мотивация лич­ности. Поэтому регулятивные процессы как раз и являются теми синтетическими образованиями, в которых достигается целост­ность, соорганизованность «работы» всех основных психических процессов. В силу этого регулятивные процессы обозначаются понятием интегральных процессов психической регуляции дея­тельности [33]. Они образуют второй основной класс процессов (наряду с когнитивными) — класс регулятивных, или интеграль­ных психических процессов.

В этот класс входят процессы целеобразования, антиципации (прогнозирования), принятия решения, планирования, програм­мирования, самоконтроля, коррекции. Все они формируются и развертываются под влиянием специфически деятельностных задач, направлены на организацию деятельности. Одновременно они выступают как продукты закономерного объединения, син­теза всех уже рассмотренных нами когнитивных процессов, а также — эмоциональных, волевых и мотивационных процессов. Поэтому их рассматривают в качестве процессов «второго по­рядка» сложности по отношению к процессам «первого поряд­ка» (когнитивным, эмоциональным, волевым, мотивационным).

Наряду с этим интегральные процессы являются более ком­плексными еще и потому, что они более сильно и непосредст­венно, нежели все иные процессы, связаны с основными лич­ностными качествами. Например, такое важное для руководите­ля личностное качество, как доминантность, косвенно проявляет­ся и в процессах мышления, и в процессах межличностного восприятия, и в процессах эмоционального отношения к окру­жающим. Однако его влияние на интегральные процессы суще­ственно более сильно, а в ряде случаев является определяющим. Так, доминантность непосредственно определяет стиль выработ­ки и принятия управленческих решений, т.е. само содержание процесса принятия решения. Аналогична роль волевых качеств личности в определении форм и степени жесткости реализации процесса самоконтроля.

Тесная связь интегральных процессов с личностными качест­вами проявляется и в том, что индивидуальная мера развития каждого из них сама по себе выступает как личностное качество. Свидетельством этого является совокупность психологических понятий, обозначающих личностные качества, производные от каждого из интегральных процессов: целенаправленность и целе­устремленность личности, ее прогностичность («дальновид­ность»), решительность, способность к планированию, самодис­циплина (самоконтролируемость) и др- Наоборот, недостаточ­ное развитие этих процессов обозначается другими — негатив­ными, но также производными от интегральных процессов свойствами личности — «разбросанность», «близорукость», «не решительность», спонтанность, отсутствие «внутренней дисцип-лины» и пр.

Регулятивные — интегральные процессы, несмотря на их ог­ромную важность для деятельности, значительно менее изучены, нежели все иные классы психических процессов. И хотя каждый из них в отдельности известен давно и хорошо, все они вместе лишь сравнительно недавно стали рассматриваться в качестве особого класса психических процессов, обладающего специфиче скими психологическими особенностями [32]. Он наиболее ха рактерен именно для управленческой деятельности, связан с главными ее особенностями. Основной особенностью строения управленческой деятельности является то, что она требует вы полнения некоторой постоянной — инвариантной совокупности главных управленческих функций. Они были описаны уже в одной из самых ранних школ управления — «административ ной», или классической, школе и далее сохраняются во всех, в том числе и в современных подходах. Реализация этих функций, собственно говоря, и составляет суть управления как такового. Это, напомним, функции целеобразования, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, контро ля, оценки, коррекции. Нетрудно увидеть, что перечень этих функций фактически идентичен составу интегральных, регулятив ных психических процессов. И это совершенно закономерно. Дело в том, что управленческая деятельность — это всегда ключевое звено в организации совместной деятельности; руководи­тель — это «регулятор», организатор совместной деятельности. Но совместная деятельность, как и любая иная, требует для свой организации специальных, направленных на ее построение регу­лятивных, интегральных процессов — целеобразования, прогно­зирования, принятия решения и т.д. Поэтому все основные уп­равленческие функции есть не что иное, как интегральные про­цессы ее организации. Прерогатива же руководителя состоит в том, чтобы организовать и реализовать эти процессы.

Следовательно, можно констатировать глубокое сходство строения индивидуальной и совместной деятельности, сходство функций управления и класса интегральных процессов. И со­вместная, и индивидуальная деятельность требуют осуществле­ния одних и тех же «организационных средств». Однако в со­вместной, управленческой деятельности они предстают как ос­новные функции управления, а в индивидуальной деятельнос­ти — как интегральные, регулятивные психические процессы. Поэтому в теории управления сложилось представление о том, что управленческие функции и интегральные процессы — это как бы две разные формы воплощения одного и того же управ­ленческого, регулятивного инварианта. Этот инвариант включа­ет систему средств, благодаря которым строится деятельность, реализуется управление. Для обозначения этого инварианта ис­пользуется также понятие латентной структуры управления.

Из подобия строения индивидуальной и совместной деятель-I ности следует один из важных выводов психологии управления. Он определяет главные психологические требования к личности руководителя. Для того чтобы эффективно осуществлять управ­ленческие функции — функции целеобразования, прогнозирова­ния, принятия решения, контроля, коррекции и др., руководи­тель как субъект управления должен сам обладать этими регуля­тивными средствами в достаточно сформированном виде. Проще говоря, для того чтобы эффективно организовывать других, вла­деть средствами этой организации (управленческими функция-Ми), он должен уметь эффективно организовывать свою деятель-, Ность (т.е. обладать средствами интегральных процессов). Чем более эффективны и сформированы у него регулятивные процес­сы, тем более эффективной будет и реализация управленческих Функций. Данный вывод неоднократно подтверждается исследо­ваниями и высказываниями ведущих теоретиков управления.

Например, у. Брэддик отмечает: «Ничего сверхъестественного в менеджменте нет. Мы все привыкли управлять своей собствен ной жизнью — мы должны решать, что мы хотим получить от жизни; мы планируем, как использовать наше время и энергию с тем, чтобы достигнуть поставленных целей с наименьшими усилиями. Время от времени мы должны анализировать наши успехи. Мы должны принимать сложные решения о направлени­ях, приоритетах, конфликтных ситуациях и препятствиях. Мы должны стараться помогать в трудную минуту, нам следует объ­единяться с другими. Управление организацией включает имен­но эти действия и процессы» [8].

В психологическом плане очень важно подчеркнуть существо­вание следующей — общей закономерности. Руководитель в своей деятельности переносит на выполнение основных управ­ленческих функций те особенности, которыми характеризуется система сложившихся у него регулятивных, интегральных про­цессов. Например, он формулирует и ставит перед починенными цели так, как он это «умеет и привык» делать сам для себя, т.е. под влиянием сложившегося у него процесса целеобразования. Он организует выработку и принятие решения подчиненными так, как он сам понимает этот процесс и в какой мере владеет навыками принятия решения. Он так строит функцию планиро­вания, как сам привык и умеет планировать и т.д. Поэтому эффективность реализации управленческих функций уже не про­сто зависит от сформированности у руководителя основных регу­лятивных процессов, а определяется ею. Трудно, например, ожи­дать от руководителя «стратегичности» и высокой «прогностич-ности» управления, если у него психологически слабо представ­лен, не развит процесс прогнозирования как таковой. Еще труднее представить эффективную организацию управленческой функции контроля в случае несформированности процесса само­контроля у того, кто контролирует. Таким образом, регулятив­ные процессы являются наиболее непосредственными и сильны­ми факторами организации управленческой деятельности и ее успешности. В силу этого их рассмотрение является важным аспектом характеристики управленческой деятельности. Допол­нительную и особую значимость ему придает то, что одним из интегральных процессов является процесс принятия управлен ческих решений. Он является основным для организации управ­ленческой деятельности в целом.

Первой и наиболее общей особенностью интегральных про­цессов, позволяющей рассматривать их как особую разновид-ность системы психических процессов, является то, что они по механизмам своей реализации, несомненно, выступают как соб­ственно психологические образования. Другими словами, им присущи все те основные свойства, которыми характеризуются иные классы психических процессов — идеальность, целенаправ­ленность, субъективность, предметность.

Вторая особенность, также общая для всех интегральных про­цессов, состоит в том, что для каждого из них существует специ­фический операционный состав средств, через которые они осу­ществляются. Принято считать, что наличие у того или иного психического процесса собственного и специфического для него операционного состава — это его важнейший признак. На его основе тот или иной процесс выделяется как особый и самостоя­тельный. Свой особый состав есть у каждого из уже рассмотрен­ных когнитивных процессов. Например, для процесса мышления его операциями являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др. Любой из интегральных процессов также имеет специфический для него операционный состав. Например, процесс принятия решения включает такие операции, как рас­познавание исходной неопределенности, формулировка задачи выбора, генерация альтернатив, селекция альтернатив, формули­ровка критериев, выбор альтернатив, коррекция выбора и др.

Две следующие особенности интегральных процессов частич­но уже были отмечены. Это — синтетичность состава и регу­лятивная направленность интегральных процессов. Синтетич­ность состоит в том, что любой из интегральных процессов является комплексным, образуется посредством синтеза всех иных классов психических процессов (когнитивных, эмоцио­нальных, волевых, мотивационных). Регулятивная направлен­ность состоит в том, что каждый из интегральных процессов Исходно ориентирован на организацию деятельности, на реше­ние какой-либо из связанных с деятельностью задач («вырабо-тать цель», «составить план» и пр.).

Следующая особенность интегральных процессов состоит в Том, что они являются связующим звеном, как бы «мостом» от Когнитивных процессов к исполнительским действиям. В самом деле, после того как человек сориентировался в среде, выявил и осознал ее особенности (т.е. реализовал когнитивные процессы), он должен действовать в ней. Но для того чтобы действия деятельность в целом были организованы, необходимы специаль-ные процессы такой организации — регулятивные процессы Иначе говоря, регулятивные, интегральные процессы развертыва­ются не только на основе когнитивных, но и в основном ~ после них; они поэтому обозначаются и как метакогнитивные.

Далее, еще одной особенностью интегральных процессов яв­ляется то, что каждый из них приурочен к определенному этапу организации деятельности. Начальный этап предполагает реали­зацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования, далее наиболее развернутыми становятся про­цессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завер­шающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции. Следовательно, тот или иной интегральный процесс — это одновременно и определен­ный этап организации деятельности. Их совокупность образует поэтому целостный цикл организации деятельности — от фор­мирования цели до коррекции полученных результатов.

Задачи, связанные с организацией деятельности, характеризу­ются очень большими различиями в сложности (от элементар­ных, рутинных до инновационных, творческих). Отсюда вытека­ют большие различия меры сложности интегральных процессов. В предельно простых задачах они могут реализовываться в сокра­щенной (редуцированной) форме, даже без произвольного -осознаваемого контроля, т.е. «автоматически». В этом случае они приобретают форму психологических операций (главной отличи­тельной чертой операций как раз и является их неосознаваемый характер). Таковы, в частности, многие акты самоконтроля в ходе деятельности, осуществляемые человеком как бы «парал­лельно» решению других задач и выполнению других действий. Однако при усложнении задач интегральные процессы также приобретают более сложные формы. Они становятся более раз­вернутыми, приобретают самостоятельную цель и подлежат осо­знанию. В этом случае они приобретают форму действия. Нако­нец, в предельно сложных случаях они могут трансформировать­ся во вполне самостоятельную, очень сложную и ответственную деятельность. Такая трансформация наиболее типична для управ­ленческих задач и функций. По существу, каждая ее основная функция или задача требует очень сложной и развернутой, впоЛ' не самостоятельной деятельности по ее осуществлению. Например, деятельность руководителя по планированию работы орга­низации, деятельность по организации системы контроля и др. Поэтому еще одной общей особенностью интегральных процес-сов является то, что они обладают свойством полиморфности: могут выступать во всех трех, известных в психологии основных формах — как операция, как действие, как деятельность.

В заключение необходимо отметить еще одну любопытную особенность интегральных процессов, резко отличающую их от класса когнитивных процессов. Последние очень явно различа­ются по степени сложности и образуют своего рода иерархию, На ее «вершине» располагается наиболее сложный и важный процесс мышления. Он подчиняет себе все иные процессы и включает их в себя. Поэтому в психологии по отношению к познавательным процессам используется понятие именно иерар­хии когнитивных процессов. Совершенно иную картину пред­ставляет собой система интегральных процессов. Среди них нельзя выделить какой-либо один, занимающий иерархически высшее положение в ней и, аналогично мышлению, организую­щий и координирующий всю эту систему. Любой из интеграль­ных процессов в зависимости от конкретной ситуации может становиться ведущим, организовывать в целях своей реализации все другие процессы. Причем и смена «ведущей роли» тех или иных интегральных процессов по ходу деятельности осуществля­ется очень естественно, плавно и легко. Она зависит от измене­ния ситуаций, задач, этапа организации деятельности. Все это показывает, что интегральные процессы организованы не на ос­нове иерархического принципа, а на базе иного — известного в науке и более общего принципа — гетерархического. Он харак­теризуется наличием нескольких «управляющих центров» одно­временно, а также возможностью гибкого и динамичного пере­распределения, смены «управляющих центров» в зависимости от конкретной ситуации. Интегральные процессы паритетны по значимости, а эффективность деятельности зависит от того, на­сколько полно в ней будут представлены и согласованы все эти Процессы. Это обстоятельство в наибольшей мере проявляется Именно в управленческой деятельности, отражает ее специфику и постоянно отмечается в теории управления [186]. Эмпиричес­ки оно проявляется в том, что одна из основных трудностей Управления как раз и заключается в необходимости одновремен­ного обеспечения множества функций и решения множества задач. Причем зачастую эти функции и задачи находятся в анта-гонистических отношениях друг с другом. Эффективность же деятельности определяется не максимизацией каких-либо функ­ций при недостаточной обеспеченности хотя бы одной из них, а тем, насколько обеспечены все они одновременно. Реально это предполагает нахождение и установление компромисса между всеми основными функциями, задачами управленческой деятель­ности.

 

 

[Биография][Реферат][Библиотекаl][Ссылки][Поиск][Индивидуалка]

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ


Copyright (c) 2006 DonNTU. All rights reserved.

777art@rambler.ru