Individual

1

HomeDissertationIndividualLibraryLinks

 

 

Сыч Артем Викторович

Тема выпускной работы: Моделирование движения денежных потоков в условиях риска (Моделирование инвестиционных процессов)


 
 

Власть как регулятор управленческой деятельности. руководство и лидерство

 Высокая мотивированность исполнителей является одним из основ­ных условий эффективной работы организаций. Ее обеспечение выступает поэтому важнейшей функцией управления. Лишь в том случае, когда управленческие воздействия «сверху» будут подкреп­лены необходимой активностью исполнителей «снизу» в форме мотивированной деятельности, само руководство организацией и ее работа будут эффективными. Однако несмотря на огромную важ­ность задачи обеспечения мотивации, только этого недостаточно для эффективного и стабильного функционирования организаций. Дело в том, что она может решаться с разной степенью успешнос­ти и полноты, а обеспечиваемая мотивация «снизу» не всегда может быть создана на должном уровне. В силу этого объективно возникает необходимость в таком средстве.— регуляторе управлен­ческой деятельности, которое имело бы характер не побуждения, а принуждения; основывалось бы не на мотивации, а на долженство­вании. Без этого управленческая деятельность просто окажется невозможной; она не будет обладать необходимыми средствами, которые бы не только побуждали, но и заставляли реализовывать волю руководителя, его организационные воздействия.

В связи со сказанным возникает необходимость обратиться к феномену власти — но не в абстрактном и широком ее понима­нии, а как к одному из наиболее мощных конкретных средств регуляции совместной деятельности. Власть — это основа всех управленческих воздействий «сверху»; она взаимодействует с мо­тивированием деятельности подчиненных. Через взаимодействие этих встречных и взаимодополняющих процессов организация функционирует и развивается. Понятие власти, в свою очередь, Тесно связано с понятиями руководства и лидерства, с их типа­ми, а также с отношениями между ними.

Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство

Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. В гл. 3 была дана характеристика основных способов постро­ения формальных организаций. Любая формальная организа­ция и группа — это институционально устанавливаемая об­щность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институ­ционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодейст­вия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимо­действия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной ре­акцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные по­требности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования нефор­мальных групп являются следующие факторы.

Потребность в социальной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот — удовлетворение ведет к чувству социаль­ного и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть прису-шую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осозна­ние этой ограниченности и необходимости ее преодоления по­рождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности.

Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяе­мой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информиро­ванности, а через это — расширяет адаптивные (приспособи­тельные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром. Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются.

Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как естественный продукт межлич­ностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис — они навязываются, устанавли­ваются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, — исходя из потребностей организации определенной со­вместной деятельности. Формальные группы также позволяют реа­лизовать все отмеченные потребности, однако в них возникает новый механизм их организации — наличие регламентированной структуры и иерархии. В результате этого вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена лишь закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. Динамика же фор­мальных организаций обусловливается новыми закономерностя­ми — властными, принудительными, иерархическими. И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в дейст­вительности. Основным и относительно наиболее простым спо­собом такой организации является выделение среди членов груп­пы человека, на которого возлагаются функции по ее координа­ции. Однако если в неформальных группах этот человек выделя­ется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы харак­терно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное лидерство — это достаточно разные по своему воз­никновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности. Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Нефор­мальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникно­вения, имеют и важные черты общности — наличие структу­ры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих соци­ально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференциру­ются на подгруппы. В формальных организациях это, напри­мер, регламентированно устанавливаемые подразделения, отде­лы. Неформальные организации также разделяются на под­группы, группировки — так называемые клики и подклики; между которыми устанавливаются довольно сложные отноше­ния. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная ор­ганизация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и не­формального управления. Это — и причина двух типов лидер­ства — формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к харак­теристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирова­ния — подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею, В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства — понятие руководства. Хотя термин leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимич­ное использование для обозначения и лидерства, и руководства.

 

 

[Биография][Реферат][Библиотекаl][Ссылки][Поиск][Индивидуалка]

ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ


Copyright (c) 2006 DonNTU. All rights reserved.

777art@rambler.ru