Главная страница ДонНТУ    Страница магистров ДонНТУ   Поисковая система ДонНТУ   Автобиография  Библиотека  Ссылки  Отчет о поиске  Индивидуальное задание   English

Романенко  Юлия  Сергеевна
 
Факультет: Механический
 
Специальность: Механическое оборудование
 
Тема работы магистра:   "Исследование работоспособности шестерённой клети "Дуо-1000" рельсобалочного цеха металлургического комбината "Азовсталь" при использовании жидких смазочных материалов"
 
Руководитель: Сидоров Владимир Анатольевич
 
E-mail: Afina-1@yandex.ru
 


 
Автореферат
 
Актуальность, цель и задачи работы

        В настоящее время жидкие смазочные материалы являются наиболее применимыми в черной металлургии. Жидкие смазочные материалы выполняют ряд полезных функций: они могут выполнять функции охлаждения, защиты от коррозии, уплотнения зазоров и очистки поверхностей. Смазка деталей металлургических машин, в процессе эксплуатации, является основной составляющей безаварийной и длительной работы оборудования.
        Эффективность смазывания определяется рядом параметров, контроль которых, при работе механизма, практически не возможен. Выявление параметров, определяющих эффективность смазывания, составляет основную цель данной работы.
        В данной работе проводится исследование работоспособности шестерённой клети «Дуо-1000» рельсобалочного цеха металлургического комбината «Азовсталь» при использовании жидкой смазки.
        Применение жидких смазочных материалов влечет за собой и ряд проблем: начиная от правильного выбора жидкой смазки и заканчивая расчетом оптимального количества смазки. В настоящее время жидкие смазочные материалы используют не разумно, то есть берут ряд механизмов, обобщают их рабочие характеристики. Разумное использование смазки подразумевает выбор жидкого смазочного материала для каждой конкретной машины отдельно, такой принцип приведет к улучшению качества работы механизма, его долговечности и работоспособности.
        На эффективность смазывания могут влиять большое количество параметров: режим работы механизма, вибрация, температурные условия, тип смазывающего материала, количество жидкой смазки и т.п.
        Цель работы — исследовать работу шестерённой клети «Дуо-1000» рельсобалочного цеха металлургического комбината «Азовсталь» для определения оптимального режима смазывания деталей минеральным маслом.
        Задачи, которые будут решены в ходе выполнения работы. Пожалуй основной задачей в данной работе будет выбор оптимального режима смазки и выбор оптимального смазочного материала. Так как условия нагружения механизма кратковременные с ударными нагрузками, то такие условия работы подразумевают специальные условия смазки. Для определения оптимального типа и количества жидкой смазки мы будем основываться на реальную характеристику (вибрационную, электромеханическую, электротехническую и т.д.). Также будут предприняты попытки для снижения используемого количества жидких смазочных материалов, например при замене существующей системы смазки (рисунок 1) новой система смазочная пленочная (ССП), известная также под общим названием система «масло + воздух» (рисунок 2) либо при изменении некоторых параметров.

Шестерённая клеть 

Рисунок 1-система смазывания шестерённой клети

        Смазывание происходит путём подачи жидкого смазочного материала под давлением через форсунки в место контакта зубьев шевронной передачи, причем подача происходит в зависимости от направления вращения, так как шестерённая клеть работает в реверсном режиме.

система смазочная пленочная (ССП)          система смазочная пленочная (ССП)
 
Рисунок 2-масло воздушная система

        При помощи воздуха создаётся давление, которое распределяет масло по стенке маслопровода образуя масляную пленку и не смешивается с ним образуя масляный туман. Под давлением воздуха масляная плёнка перемещается по стенкам маслопровода в место контакта трущихся деталей. При это смазочный материал покрывает поверхность трущихся деталей, а воздух выводится из узла через систему уплотнений.

Предполагаемая научная новизна

        Исследования в рамках магистерской работы подразумевают теоретические предположения, которые можно в последующем применить на практике. Мои исследования связаны с улучшением долговечности работы шестерённой клети в условиях использования жидкой смазки. Новизна заключается в замене ныне существующей системе жидкой смазки на новую, которая обеспечит более качественное смазывание трущихся поверхностей. Замена масла используемого при смазке шестерённой клети на более оптимальное, современное с применением присадок.

Планируемый практический результат

        При замене существующей системы смазывания на новую такую как «система смазочная пленочная» (ССП), известная также под общим названием система «масло + воздух» достигается беспрецедентная экономия смазочных материалов (до 30 раз!) с одновременным существенным увеличением срока службы узлов трения (как минимум в 2 паза). Благодаря своей универсальности система ССП применима в любой области промышленности без каких-либо существенных ограничений. Подбор оптимального смазочного материала так же обеспечит экономия смазочных материалов, что благотворно скажется на финансовой части вопроса. Технология ССП эффективна для смазывания узлов трения, работающих в условиях запылённости, повышенных температур, ударных нагрузок, с высокой вероятностью попадания в узлы трения грязи, охлаждающей жидкости и других веществ и частиц ускоряющих износ.

Обзор информации о минеральных маслах и присадках

        Минеральные масла, получаемые как продукт перегонки нефти. Синтетические масла. Растительные и животные масла. Растительные масла: льняное, конопляное, касторовое, пальмовое-работают при низких и высоких температурах. Животные масла: свиное сало, спермацетовое масло, костные масла-добавляют в минеральные масла при особых трениях.

Физико-химические свойства смазочных масел

        Смазочные масла отличаются друг от друга своими физико-химическими свойствами: удельным весом (удельный вес масел 0,89…0,96), вязкостью, температурами вспышки и застывания, содержанием различных примесей, степенью очистки, коксуемостью, липкостью и стабильностью.

                •         Вязкость — внутренне трение, возникающее между слоями масла при относительном их перемещении под влиянием внешней силы. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.
                •          Динамическая вязкость - измеряется касательной силой (в Н), приходящейся на единицу площади (1 м2) одной из двух горизонтальных плоскостей, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга при условии, что одна из этих плоскостей неподвижна, а вторая движется со скоростью 1 м/сек, а пространство между ними заполнено исследуемым маслом.
                •          Отношение динамической вязкости к плотности при той же температуре называется кинематической вязкостью (удельный коэффициент внутреннего трения). Если единица плотности масла 1 кг/м3, то единица кинематической вязкости 1 м2/с.
                •          Условная вязкость — отношение времени истечения стандартного объема масла через калиброванное отверстие при температуре 50 0С или 100 0С ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 0С. Для пересчета условной вязкости в кинематическую и динамическую пользуются приближенными формулами.
                •         Величина обратная вязкости называется текучестью. Вязкость смазочных масел изменяется не только от температуры, но и от давления. С увеличением давления вязкость растет. Вязкость масел обратно пропорциональна температуре. Неизбежные при работе оборудования колебания температуры изменяют вязкость и скорость износа деталей. Слишком густое или слишком жидкое масло отрицательно влияет на поверхности трущихся деталей, уменьшая при этом их долговечность.

        Влияние температуры на вязкость — с повышением температуры вязкость уменьшается. Зависимость вязкости от температуры, нелинейная. Чем меньше температурный коэффициент вязкости (ТКВ), тем выше эксплуатационные свойства масел.
        Температура застывания — температура, при которой масло теряет текучесть и приобретает свойства пластической массы. Чтобы определить температуру застывания, масло наливают в пробирку площадью поперечного сечения 1 см, охлаждают и наклоняют на угол 45. Уровень масла не должен изменять своего положения в течение 1 мин. Чем лучше масло сохраняет текучесть, тем более пригодно оно для смазки узлов трения машин, работающих в условиях отрицательных температур. Подвижность масла сохраняется в некоторых случаях на 10…15 0С ниже, чем указано в их характеристиках.
        Антиокислительная стабильность. Независимо от условий применения минеральные масла в результате действия кислорода воздуха окисляются с образованием продуктов окисления (кислот, смол, карбонидов). При этом изменяются физико-механические свойства масел: увеличивается (уменьшается) вязкость, повышается кислотное число. Чем выше рабочая температура масла и чем больше длительность пребывания постоянного объема его в механизме (маслобаке) тем интенсивнее протекает окисление и тем больше продуктов окисления скапливается в масле. Это приводит к нарушению нормальной работы механизма (загрязнению, коррозии, прекращению движения), что вызывает через определенное время необходимость замены отработанного масла свежим.
        Противокоррозийные свойства — определяются чувствительностью цветных металлов и сплавов к действию органических кислот, находящихся в минеральных маслах. Противокоррозийные свойства оцениваются. Кислотным числом (в мг КОН, затраченных на нейтрализацию 1 г масла), которое характеризует содержание в масле водорастворимых кислот и щелочей. Коррозией поверхности стальных и медных пластинок после их длительного пребывания в масле. Характеризует присутствие в масле сернистых соединений, что недопустимо.
        Температура вспышки — это температура, при которой масло выделяет пары, воспламеняющиеся от поднесенного к ним огня. Температура вспышки определяется содержанием легкокипящих или легкоиспаряющихся частей масла. Пригодность масла для работы в соприкосновении с сильно нагретыми поверхностями определяется температурой вспышки.
        Температура воспламенения — температура при которой масло загорается и горит не менее 5 секунд.
        Маслянистость, гибкость, смачиваемость - способность масла прилипать к поверхности. Оценивается в условных единицах. Самой лучшей маслянистостью обладает свиное масло–100, рыбий жир-69 , касторовое масло–57, авиационное масло-16, машинное масло-13.
        Коксуемость — свойство масел выделять твердый осадок (кокс) при нагреве без доступа воздуха до t = 500…600 0С. Мерой коксуемости служит коксовое число - количество осадков, полученных прокаливанием 10 г масла.
        Зольность — качество очистки масла и наличия в нем несгораемых веществ, равна количеству остатка, полученного после выпаривания, сжигания и прокаливания навески масла. Чем меньше зольность, тем лучше.
        Эмульгируемость — это способность масел образовывать с водой трудноразделимые смеси. Оценивается числом деэмульсации – временем (минутах) полного разделения масла и воды.
        Природные углеводородные масла в настоящее время практически не в состоянии удовлетворить требования, предъявляемые к эксплуатационным свойствам современных масел, т.к. возможности улучшения качества минеральных масел путем совершенствования производственных процессов очень ограничены. Поэтому с 1910 г. к смазочным маслам стали добавлять некоторые продукты нефтепереработки или такие дешевые продукты, как сера. В 1920 г. начали разрабатывать специальные присадки к маслам. Такие присадки можно разделить на несколько групп:

                 •        Антиокислительные присадки (антиоксиданты, дезактиваторы металлов).
                 •        Вязкостные присадки.
                 •        Депрессорные присадки.
                 •        Моющие и диспергирующие присадки.
                 •        Противозадирные присадки.
                 •        Ингибиторы коррозии.

Антиокислительные присадки (антиоксиданты, дезактиваторы металлов)

        Окислительные реакции, протекающие в масле при высоких температурах в присутствии атмосферного воздуха, привозят к старению масла. Оптимально очищенные минеральные масла содержат природные ингибиторы в виде сернистых и азотных соединений, обеспечивающих стабильность и срок службы масел, достаточные для многих областей применения.

Вязкостные присадки

        Вязкостными называют присадки, улучшающие вязкостно-температурные характеристики масел, т.е. присадки, уменьшающие изменения вязкости при повышении температуры. Масла, содержащие эти присадки, сочетают в себе хорошие пусковые и антифрикционные свойства, характерные для маловязких масел при низких температурах, и хорошие смазывающие свойства высоковязких масел при высоких температурах. При низких температурах вязкость масла, содержащего вязкостную присадку, ниже вязкости базового масла. Так как вязкостные присадки также увеличивают низкотемпературную вязкость, требуются сравнительно маловязкие масла для получения масел с заданными вязкостными характеристиками по SAE с помощью вязкостных присадок. С другой стороны, испаряемость маловязких (низкокипящих) базовых масел в результате испарения самых низкокипящих фракций возможно загустевание масла, т.к. температура в картере двигателя может достигать 180 °С. Большое значение имеет также увеличение чувствительности вязкостных присадок к механичесокму воздействию по мере увеличения молекулярной массы. Скорости сдвига, имеющие место, например, между поршнем и стенками цилиндра двигателя, приводят к необратимой деструкции полимерных молекул на мелкие фрагменты. Вследствие снижения средней молекулярной массы и сужения молекулярно-массового распределения снижаются вязкость и индекс вязкости. Вязкостные присадки могут также подвергаться термическому или окислительному разложению. Окислительное разложение обычно сопровождается снижением вязкости и эффективности вязкостных присадок вследствие уменьшения среднего среднего размера молекул. Однако могут появляться реакционноспособные продукты окисления, которые вызывают увеличение вязкости всесезонных масел и образование отложений.

Депрессорные присадки

        При значительном понижении температуры смазочного масла, из него начинают высаживаться н-парафиновые углеводороды в виде игл и пластин с образованием пространственной кристаллической решетки, что приводит к потере подвижности масла и затрудняет низкотемпературный запуск двигателя. Низкотемпературная текучесть таких масел может быть улучшена Глубокой депарафинизацией. Поскольку затраты на производство смазочных масел возрастают пропорционально снижению температуры застывания и удалению из масла ценных компонентов в процессе депарафинизации, масла обычно депарафинируют лишь частично до температуры застывания порядка -15 °С. Дальнейшее понижение температуры застывания достигается введением депрессорных присадок, эффективных при концентрациях от 0,05 до 1 %. Форма образовавшихся кристаллов парафина зависит от природы масла и его фракционного состава.         Маловязкие масла образуют крупные кристаллы, а высоковязкие масла склонны к выделению микрокристаллических парафинов. Депрессорные присадки улучшают низкотемпературные свойства масел, воздействуя только на кристаллизующиеся частицы твердых углеводородов, не влияя на характер изменения вязкости масла с температурой. Депрессорные присадки более эффективны в маслах парафинового основания, чем в маслах нафтенового основания. Для достижения оптимальной эффективности действия депрессорные присадки должны содержать определенные структурные группы. Некоторые из этих присадок одновременно оказывают загущающее действие и в настоящее время являются предпочтительными депрессорными присадками.

Моющие и диспергирующие присадки

        Основное назначение моющих и диспергирующих присадок состоит в предотвращении отложения продуктов окисления и их уплотнения на металлических поверхностях, уменьшении количества осадков, а также нагаров на деталях путем удерживания во взвешенном состоянии нерастворимых в масле продуктов сгорания, которые могут составлять до 10 % (например, сажа, нагар, частицы солей свинца размером 0,04 мкм). Они также предотвращают агломерацию асфальтенов в твердые частицы размеров 0,6-1,5 мкм. Таким образом, они устраняют образование отложений на металлических поверхностях, рост вязкости масла и отложение шлама в двигателе и резко снижают коррозионный износ вследствие нейтрализации кислых продуктов сгорания.
        Еще одна функция моющих присадок заключается в нейтрализации кислот, оксидов азота, ди- и триоксидов серы (что особенно важно в случае дизельных топлив), которые образуются в процессе эксплуатации вследствие окисления масла. Поэтому практически все моющие присадки имеют щелочную реакцию, причем резерв "щелочности" может быть очень значительным. В так называемых нормальных солях содержатся стехиометрические количества металлов, соответствующие щелочности кислот. Так называемые щелочные (высоко-щелочные, супер-щелочные, гипюр-щелочные) соли содержат значительное количество оксидов металлов, гидроксидов, карбонатов и т. д. в коллоидно-дисперсной форме. Моющие присадки, содержащие соли металлов, на протяжении длительного времени удовлетворяли предъявляемым к ним требованиям даже при высоких температурах поршневой группы.

Противозадирные присадки

        Смазочные материалы должны иметь высокую несущую способность, чтобы выдерживать большие нагрузки. Для придания этих свойств трансмиссионным маслам, особенно маслам для гипоидных передач (конические шестерни со спиральными зубьями), моторным маслам (для снижения износа пар кулачок-толкатель), гидравлическим и смазочно-охлаждающим жидкостям в них вводят противозадирные присадки. Вязкостные характеристики масел в нормальных условиях не отражают их свойств в условиях режима граничной смазки, потому что отношение вязкость/давление зависит от природы масла, и вязкость в смазочном зазоре определяет прочность масляной пленки. Кроме того, в условиях высокой удельной нагрузки гидродинамический режим смазки на микроучастках фрикционного заменяется режимом смешанного трения (сочетанием сухого и жидкостного трения), что вызывает вспышки высоких температур на этих участках. В таких условиях нагретые микровыступы шероховатостей металлических поверхностей при соприкосновении свариваются. При резком подъеме температуры ("вспышках" температуры) противозадирные присадки образуют на микроучастках фрикционного взаимодействия поверхности пар трения соединения с металлами. Эти соединения при обычных температурах представляют собой твердые вещества, но в условиях "вспышек" температур они являются смазывающими жидкостями, обеспечивающими скольжение контактирующих металлических поверхностей. Это предотвращает сваривание и, следовательно, неконтролируемый износ. Для сглаживания микровыступов металлических поверхностей путем "химического шлифования" могут быть использованы химические и абразивные эффекты. Аналогичный эффект достигается при использовании твердых смазочных покрытий. Атомы фосфора, серы и хлора противозадирных присадок - основные агенты, которые в зависимости от своей реакционной способности вступают в реакции с металлами в условиях трения (температура, давление).

Ингибиторы коррозии

        Поверхность металла подвергается коррозии под воздействием кислорода, влаги или других агрессивных веществ. Поэтому основная цель в борьбе с коррозией заключается в предотвращении доступа этих веществ к поверхности металла. При защите двигателей и машин от коррозии следует делать различие между предотвращением атмосферной коррозии и коррозией, вызываемой внешними факторами, например хранением в условиях влажного климата, транспортировкой морем и т. п., и коррозией под воздействием продуктов, образующихся в двигателе (главным образом, продуктов окисления и сгорания, соединений хлора и брома при сжигании этиллированного бензина и др. продуктов). Противозадирные присадки, содержащиеся в трансмиссионных маслах, при высоких температурах становятся коррозионно-агрессивными, поэтому в эти масла необходимо вводить ингибиторы коррозии. Но они заметно снижают несущую способность масел вследствие конкурентного взаимодействия обеих присадок с поверхностями металлов. По тем же причинам в смазочно-охлаждающие жидкости и эмульсии необходимо вводить ингибиторы атмосферной коррозии. Антикоррозионные свойства чистых минеральных масел, как правило, недостаточны для защиты от атмосферной коррозии, т. к. кислород и влага диффундируют через масляную пленку и взаимодействуют с металлом. Благодаря содержанию природных ингибиторов неочищенные масла или масла неглубокой очистки обеспечивают определенную защиту атмосферной коррозии, тогда как масла глубокой очистки лишены этих свойств. Принцип действия. Поскольку коррозия является следствием, главным образом, электролитических явлений, предотвратить ее можно путем формирования неметаллического защитного слоя, препятствующего контакту воды и кислорода с металлом. Эффективные ингибиторы должны иметь сильную адгезию к металлу и образовывать пленку, непроницаемую для воды и кислорода. Ингибиторы, оказывающие физическое действие, отличаются от химических ингибиторов. Физические ингибиторы представляют собой молекулы с длинными алкильными цепями и полярными группами, которые адсорбируются на поверхности металла с образованием защитной пленки. Химические ингибиторы реагируют с металлом, образуя защитные слои, которые изменяют электрохимический потенциал. Ингибиторы коррозии, эффективные в паровой фазе, получили широкое применение, например для защиты внутренних стенок резервуаров над жидкой фазой при длительной транспортировке, особенно на морских судах.

Теоретическая основа расчетов
 
Определение количества масла, требующегося для смазки и охлаждения основных узлов трения.

        Расход масла для подшипников скольжения.
        Формула Фальца:

формула Фольца

        Где     - давление в маслопроводе (перед подшипником) Атм,
                  - удельная нагрузка на несущую поверхность подшипника Атм.

   p=p/(l*D)

                  - общая нагрузка на подшипник кг;
                  - длина несущей поверхности вкладыша подшипника в м.;
                  - диаметр вкладыша подшипника в м.;
                  - диаметральный зазор в м.;
                  - диаметр цапфы или вала в м.;
                 
μ- абсолютная вязкость масла кг*сек/м.
        Формула НКМЗ:

НКМЗ

        Где - диаметр подшипника в м;
                - длина несущей поверхности вкладыша подшипника в см. Для ПЖТ (подшипников жидкостного трения) при некотором допущении можно принять;

        Где ψ- относительный зазор в подшипнике 0,4-0,5.10-3 , точнее

         - окружная скорость конусной втулки подшипника м/сек;
         - длина подшипника в м;
         - диаметр внутренней расточки втулки-вкладыша подшипника в м;
         - наружный диаметр конусной втулки в м.
Расход масла для подшипников качения.

        Где -внутренний диаметр подшипника в м;
               - ширина подшипника в м.
Расход масла для циркуляционной смазки зубчатых и червячных зацеплений:

        Где -сумма потерь мощности на трение в зацеплении в л. с. при наличии нескольких ступеней передач, как для зубчатых, так и для червячных пар.
Например    и т.д.
Или   
               - удельная теплоемкость масла, равная 0,45-0,4 ккал/кг*град;
             
 γ- удельный вес масла, в среднем принимается 0,9 кг/л;
               - допускаемое повышение температуры масла, обычно 5-10°;
               - коэффициент использования масла берется в пределах 0,5-0,8/меньшее значение для быстроходных передач и наоборот.

        Где- работа трения в зацеплении одной пары зубчатых колес, л с;
              - мощность передачи, л с /для реверсивных передач – средняя квадратичная мощность/;
              - коэффициент перекрытия в торцевом сечении: для прямозубых и шевронных колес 1,3+1,4;для косозубых колес 1,5+1,6;
              - коэффициент трения скольжения между зубьями, принимаемый в пределах 0,07-0,15 в зависимости от качества обработки поверхности зубьев и скорости колес/меньшее значение для быстроходных передач и наоборот/;
              
ρ- коэффициент: учитывающий форму и приработку зубьев колес: для приработанных быстроходных колес ρ=2-3, для приработанных тихоходных ρ = 5 - 6;
              
β- угол наклона зубьев к оси колеса по делительному цилиндру, для шевронных колес обычно 30°;
              - число зубьев шестерни;
              - число зубьев колеса.
Знак минус относится к случаю внутреннего зацепления.

        Где λ- угол подъема винтовой линии по делительному цилиндру червяка; ρ - фиктивный угол трения:
              - коэффициент трения в червячном зацеплении;
             
ρ- угол трения.
Угол трения
 ρ находится по таблице в зависимости от значения скорости скольжения червяка .

        Где - модуль зацепления в см;
             - число оборотов червяка в минуту;
             - число заходов червяка;
             - число модулей в диаметре длительной окружности червяка.
При окружных скоростях червяка выше 5 м/сек рекомендуется червяк устанавливать над червячным колесом.

Заключение

        Магистерская работа на тему «Исследование работоспособности шестерённой клети "Дуо-1000" рельсобалочного цеха металлургического комбината "Азовсталь" при использовании жидких смазочных материалов» затрагивает одну из сторон вопроса о применении жидких смазочных материалов. Данное исследование обеспечит более качественный контроль работоспособного состояния шестерённой клети.
        Обзор материалов по теме магистерской работы показал что основные исследования идут по применению жидких смазочных материалов в автомобиле строению, в частности исследуют работоспособное состояние двигателей внутреннего сгорания. Исследования работоспособного состояния шестерённой клети при использовании жидких смазочных материалов практически не рассматривается, поэтому данная магистерская работа может стать основой для дальнейших исследований и разработок в области металлургии.

        Так как магистерская работа в настоящее время (май 2006г) находится в в процессе написания, то с полной версией работы можно будет ознакомиться в январе 2007года.

Перечень ссылок

        1. Общие понятия. Основные свойства масел  Описание свойств минеральных масел. Присадки. Складирование и хранение смазочных материалов.
www.krugosvet.ru

        2.  Функции смазочных материалов   Охлаждение, защита и поддержание чистоты.
http://oskaroil.com.ua

        3. Смазка  Виды трения. Смазочные материалы. Свойства смазочных материалов. Выбор смазочных материалов.
www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/13/1001322/1001322A.htm

        4.  Смазочные материалы    Виды смазочных материалов.
www.krugosvet.ru/articles/13/1001322/1001322a6.htm

        5.   Смазочные материалы  Надёжность, ремонт и монтаж металлургических машин. Седуш В.Я. Издательское объединение "Вища школа", 1976, 228с. стр. 200-203

        6. Использование присадок    Процентное содержание присадок в минеральных маслах.
http://oskaroil.com.ua


Главная страница ДонНТУ    Страница магистров ДонНТУ   Поисковая система ДонНТУ    Автобиография   Библиотека    Ссылки   Отчет о поиске    Индивидуальное задание  English