Русский > English

Мирошниченко Валерия Викторовна

Автореферат

по теме

"Система дистанционного обучения"

Составила: Мирошниченко Валерия Викторовна

 


Автобиография
Диссертация
Библиотека
Список ссылок
Отчет о поиске
Индивидуальное задание
Сайт ДонНТУ

Содержание

Введение
Цель и задачи работы
Обзор существующих разработок по теме
Заключение
Список источников


Введение

В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. Такое обучение называется дистанционным. Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и, когда, все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что дистанционное обучение через Интернет востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном. Ну, а когда перед человеком стоит определенная цель, и для ее достижения необходимы дополнительные знания, то получить их можно не только традиционными способами, но и путем дистанционного обучения через Интернет. И эти знания будут не хуже тех, которые получат студенты, обучающиеся в очном учебном заведении.

Наверх


Цель и задачи работы

Задача работы заключается в анализе существующих критериев качества и стандартов курсов дистанционного образования, разработка системы критериев оценки качества обучающей и тестирующей системы, анализ программной и языковой платформы для разработки и внедрения в учебный процесс курса дистанционного обучения с учетом выбранной системы критериев и стандартов, выработка рекомендаций по использованию разработанного курса.

Целью данной работы является выявление факторов, определяющих качество образования в целом и дистанционного образования в частности, критериев оценки качества учебных материалов как неотъемлемой составляющей учебно–методического комплекса, внедрение в учебный процесс. Основной акцент делается на выявлении способов оценивания результатов тестирования знаний, для чего предполагается использование существующих исследований в области психологии и педагогики, применение методов теории вероятности и математической статистики.

При создании курса ДО планируется учитывать следующие требования: 

• Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

•  Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

•  Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

• Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

• Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

•  Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.   Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций "студент - преподаватель - студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

• Интерфейс. Понятный и удобный интерфейс работы с системой и т.д.

Проект дистанционного обучения состоит из:

•  Инструктивного блока;

•  Информационного блока(системы информационного наполнения ресурса);

• Контрольного блока(механизма тестирования и оценки);

•  Коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания);

• Управляющей системы, объединяющей все это воедино.

Структура курса ДО (анимация)

Наверх


Обзор существующих разработок по теме

В значительной мере качество ДО определяется качеством программного обеспечения и учебных материалов, используемых в системе дистанционного обучения.

Основными показателями качества, характеризующими программный продукт, являются функциональные возможности, надежность, практичность, мобильность и т.д..

Функциональные возможности конкретизируются функциональной пригодностью, корректностью, способностью к взаимодействию. Надежность определяется устойчивостью к дефектам и ошибкам, восстанавливаемостью, доступностью. Практичность характеризуется простотой использования, доступностью и понятностью. К мобильности относят такие показатели качества программного обеспечения, как адаптируемость, простота установки, сосуществование, замещаемость.

Для определения качества программного комплекса ДО рассматриваются наиболее популярные системы дистанционного обучения в русскоязычном пространстве. Для определения наиболее распространенных обучающих систем используется поисковая система « Google », которая на запрос «Система дистанционного обучения» выдает следующие системы (выбираются первые четыре):

•  «Прометей»

•  «WebTutor»

•  « STELLUS »

•  « RedClass »


«Прометей» (версия 4.0) – система дистанционного обучения, которая является бесспорным лидером в русскоязычном пространстве. Система «Прометей» разработана для организации полноценного процесса дистанционного обучения и/или независимой проверки знаний, причем рассчитана на большие потоки слушателей. Система позволяет проводить обучение и проверку знаний в корпоративных сетях и сети Интернет, кроме того, ее можно использовать в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения. В системе реализованы следующие автоматизированные функции:

•  управление учебным процессом;

•  распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой;

•  разграничение взаимодействия участников образовательного процесса;

•  ведение журналов активности пользователей учебного комплекса;

•  обучение и оценка знаний в среде Интернет, в корпоративных и локальных сетях.

Система «Прометей» включает следующие подсистемы:

•  подсистему регистрации;

•  подсистему заказов;

•  подсистему платежей;

•  подсистему управления группами;

•  подсистему библиотеки учебных материалов;

•  подсистему календарного плана;

•  подсистему тестирования (оценки учебных достижений);

•  подсистему обмена информацией (средства общения);

•  подсистему администрирования;

•  мультимедиа-сервер;

•  подсистему отчетов;

•  дизайнер тестов;

•  интерфейс пользователя.

Система дистанционного обучения «Прометей» позволяет автоматизировать весь учебный процесс. Создателям учебных комплексов предоставляется возможность выбирать степень следования полной модели. Исключая из полной модели отдельные элементы, удается достичь той степени детализации учебного процесса, которая необходима для решения поставленных задач. Так, один из простейших режимов использования СДО «Прометей», – проверка знаний (проведение зачетов и экзаменов при очной форме обучения, тестирование при приеме на работу либо сертификация специалистов). Полная же модель позволяет реализовать классическую модель университетского образования.

Пользовательский интерфейс обеспечивает удобный доступ к объектам системы. Перечень команд меню, доступных пользователю, формируется автоматически – на основе ролевых полномочий (для слушателя, тьютора, организатора или администратора).

Таким образом, данная система удовлетворяет всем критериям качества системы ДО, а именно:

•  наличие учебных планов по каждой дисциплине, возможность ознакомления с календарными планами;

•  наличие сетевых учебников по каждой дисциплине;

•  наличие инструментальных средств для оформления сетевых учебников и тестовых заданий (дизайнер теста);

•  удобство формы общения студентов (слушателей) и преподавателей (тьюторов);

•  понятный и удобный интерфейс работы с системой и т.д.


« WebTutor » представляет собой готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала.

Система дистанционного обучения WebTutor состоит из следующих модулей:

•  Модуль управления дистанционным обучением

•  Редактор учебных курсов

•  Редактор интерактивных упражнений

•  Редактор тестов/контрольных вопросов

•  Модуль управления учебным порталом

•  Редактор информационных материалов портала

•  Хранилище организационной структуры/ведение пользователей

•  Управление/модерирование форумов

•  Шлюз для обмена с корпоративными

•  Загрузка данных из системы учета персонала

•  Интеграция с (Active Directory, Dimino Directory, LDAP)

•  Экспорт данных в хранилище данных, построенное на основе любой реляционной базы данных

С помощью программного обеспечения WebTutor можно создавать системы дистанционного обучения как для компаний, сотрудники которых работают в единой локальной сети, так и для компаний с распределенной сетевой инфраструктурой. В настоящий момент система WebTutor реализована на 2-х технологических платформах

•  Microsoft (для хранения данных может использоваться как реляционная СУБД так и формат XML)

•  Lotus Domino

Данный программный комплекс также соответствует большинству критериев, определяющих качественную систему ДО, имеет гибкие возможности планирования обучения, развитый механизм тестирования, мощный редактор учебных материалов.


STELLUS - полнофункциональный, построенный на web-технологии, модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования.

STELLUS легко встраивается в учебный процесс любого учебного заведения - от школы до университета, от Центра повышения квалификации до корпоративных учебных центров. Комплекс предоставляет весь необходимый инструментарий для создания дистанционных учебных курсов, программированных учебных пособий и тестовых заданий. Слушатели получают доступ к изучаемым курсам и тестам, размещенным в корпоративной сети или Интернет, используя стандартный web-браузер (IE 5.5 и выше).

STELLUS позволяет:

- вести подготовку учебных материалов и тестов;

- управлять учебным процессом (составлять индивидуальные и групповые расписания);

- планировать учебную нагрузку;

- обеспечивает процедуры сдачи тестов и экзаменов в автоматическом и полуавтоматическом режиме;

- получать статистические отчеты для анализа;

Все события в рамках процесса обучения фиксируются в базах данных. Эти данные могут быть использованы для статистического анализа.

STELLUS покрывает все возможные задачи подготовки образовательного процесса, собственно образовательного процесса и хранения данных о нем и не требует для их реализации приобретения никаких дополнительных программ и устройств, имеет очень удобный интерфейс с возможностью преподавать как на русском, так и на любом другом языке. STELLUS может быть использован как системообразующий комплекс с другими системами дистанционного обучения в больших образовательных системах.


Система дистанционного тренинга REDCLASS версии 2.1 - это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.

Для решения задач дистанционного тренинга СДТ REDCLASS обладает следующими средствами:

  Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений . Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.

Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя

Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.

Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.).

Таким образом, основное внимание при разработке и внедрении систем дистанционного обучения уделяется вопросам управления учебным процессом, учету результатов обучения и тестирования, интеграции с механизмами электронного общения и внешними системами. С развитием дистанционного образования и появлением подобных систем в русскоязычном пространстве все большее внимание начинают уделять разработке многоплатформенных систем, соответствующих международным стандартам.

Наверх


Заключение

Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Управление качеством учебного процесса - многогранная проблема. Важное место в управлении качеством отводится вопросам оценки и контроля качества учебного процесса. Такая оценка выполняется на основе критериев качества. К сожалению, большинство показателей качества не имеет непосредственного количественного выражения. Поэтому при оценке качества важная роль отводится мнениям экспертов.

Наверх


Источники

1. http://www.curator.ru/method.html

«Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» В.Канаво

2. «Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения» Методические рекомендации преподавателям. Изд-во СПбГТУ, 2000 Под редакцией профессора И.А. ЦИКИНА

3. «Интернет обучение: технологии педагогического дизайна» Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И., Москва, 2004 год.

4. http://cdo.bseu.by/

Центр дистанционного обучения Белорусского государственного экономического университета: описание методики дистанционного образования

5. http://www.prometeus.ru/

Система дистанционного обучения «Прометей»: описание работы, организация учебного процесса, структура, применение

6. http://www.websoft.ru

Сайт компании WebSoft – разработчика современных информационных систем и программных комплексов. Представлена разработка компании «Система дистанционного обучения WebTutor »: основные функции, архитектура системы, примеры внедрений системы.

7. http://www.stel.ru/do/

Система поддержки дистанционного обучения от компании STELLUS : структура, состав, роли участников

8. http://www.redcenter.ru

Сайт компании Redcenter . В разделе «Дистанционное обучение» представлена информация о дистанционном образовании и разработка компании «Система дистанционного обучения RedClass »: описание, основные принципы, архитектура и функциональные модули.


В начало