ДонНТУ>Страницы магистров
Библиотека

Источник: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a13.html

В.В.Андреевский, А.С.Исаев,
Л.М.Местецкий, Н.Н.Романова

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Проблема распределения ресурсов относится к разряду "вечных" – ресурсы, в отличие от потребностей, всегда ограничены. Их так или иначе приходится распределять на различные нужды постоянно и на всех уровнях, от семейного бюджета до бюджета страны, от боевой операции до глобальной стратегии. Естественно, задачи распределения ресурсов наилучшим в каком то смысле образом широко исследовались и решались и в рамках экономических исследований, и в рамках исследования операций. Однако жизнь бесконечно разнообразна, и эти задачи возникают вновь и вновь, с определенными особенностями формирования ограничений выбора критериев и методов решения.

Одной из таких, в чем-то специфических задач распределения ресурсов является, на наш взгляд, динамическая задача оптимизации бюджетного и внебюджетного финансирования ряда многоэтапных инвестиционных проектов, в рамках некоторой целевой программы с достаточно длительным сроком реализации. С необходимостью решения такой задачи авторы столкнулись при решении вопросов финансирования отдельных проектов создания и производства гражданских самолетов при общем ограничении средств на Программу развития гражданской авиационной техники на период до 2015 года, хотя, на наш взгляд, полученные при ее решении результаты носят достаточно общий характер и могут быть использованы не только при оптимизации финансирования отдельных проектов по той или иной целевой инвестиционной программе, но и при выборе стратегии развития различных крупных корпораций, от транспортных до добывающих.

Основной спецификой рассматриваемой постановки задачи распределения ресурсов является учет достаточно распространенной особенности инвестиционных проектов – их многоэтапности, с необходимостью значительных вложений на начальных этапах проекта при получении отдачи только на завершающем этапе его реализации.

Для программы создания новых пассажирских самолетов каждый проект включает чисто затратные этапы – этап опытно-конструкторской разработки и сертификации (ОКР), этап подготовки серийного производства и, только после этого – этап собственно производства и реализации (продаж) произведенных воздушных судов, на котором и обеспечивается получение дохода от продаж и окупаемость вложенных на предшествующих этапах средств.

Подобная многоэтапность характерна и для проектов создания производственных объектов, когда за затратными этапами проектирования и строительства следует этап производства продукции и ее реализации, и для проектов освоения нефтяных или газовых месторождений.

Вообще ситуация, когда этап вложения средств и этап их возврата и окупаемости разнесены по времени, достаточно характерна для самого широкого круга инвестиционных проектов.

Изложим постановку такой задачи подробнее. Рассматривается некоторый комплекс (исходное множество) инвестиционных проектов, выполняемых в рамках данной целевой программы (или заявляемых при ее формировании или формировании стратегии развития корпорации) и имеющих общий ограниченный источник (или источники) текущего финансирования.

Выполнение целевой программы (формируемой стратегии) при этом рассчитано на определенные сроки (например, программы развития гражданской авиатехники – до 2015 года), а каждый из проектов, входящих в исходное множество, имеет свой возможный срок начала реализации (как правило, варьируемый). После начала реализации выполнению отдельных, прежде всего – затратных этапов каждого из проектов соответствует определенная длительность, зависящая, вообще говоря, от ряда факторов и, прежде всего, – от объемов текущего финансирования данного проекта (этапа). При недостаточном текущем финансировании выполнение этапа проектирования затягивается, а при уровне финансирования ниже критического, этап вообще не реализуем (рис. 1).
Рис. 1
Рис. 1

В рассматриваемой постановке речь идет о распределении в ходе реализации данной целевой программы (стратегии развития) текущего (погодового) ограниченного объема финансирования между отдельными инвестиционными проектами из их исходного множества.

Одновременно решается вопрос о сроках начала реализации проектов, длительности этапов (связанной с уровнем финансирования) и, при дефиците средств, - о выборе приоритетных проектов (финансируемых в достаточном для реализации объеме) из исходного их множества и "отсеве" остальных, средств на реализацию которых недостаточно.

Еще одна особенность решаемой здесь задачи – наличие двух различных источников финансирования. Эта особенность характерна именно для задачи распределения ресурсов в рамках федеральных целевых программ, частично финансируемых из бюджета, частично – за счет привлечения средств из внебюджетных источников. При этом учитывается, что Минфином России для федеральных целевых программ условие привлечения внебюджетных средств определено как обязательное, причем, как правило, задан минимальный их уровень в пропорции к выделяемым на проект бюджетным средствам.

Таким образом, текущее бюджетное финансирование ограничено сверху для всей совокупности реализуемых проектов, а внебюджетное – снизу, для каждого из финансируемых из бюджета проектов через соответствующее соотношение (пропорцию). Обычное соотношение для федеральных целевых программ – привлекаемое внебюджетное финансирование должно составлять не менее 75 – 80% от общего объема финансирования проекта, а значит, среднее соотношение бюджетных и внебюджетных средств – от одного к четырем до одного к пяти. Из очевидных соображений, внебюджетные инвестиции доступнее на более поздних стадиях затратных этапов, когда перспективы реализации проекта определены более полно. Поэтому, как правило, при выдерживании указанного среднего соотношения бюджетных и внебюджетных средств требуемая доля бюджетных средств на начальном этапе ОКР выше, чем на завершающем.

Если разделения финансирования по источникам нет, условие легко снимается снятием соответствующих ограничений или пропорций для одного из источников.

Несколько слов о возможных критериях распределения средств в рамках программы (стратегии).

Если речь идет о федеральной целевой программе, частично финансируемой из бюджета, то критерием может быть бюджетная эффективность – абсолютный объем налоговых поступлений или налоговая отдача на рубль бюджетных вложений (прежде всего по налогам, отчисляемым на этапе продаж – НДС, налогу на прибыль и т.п.) на единицу бюджетных затрат на "затратных" этапах для всей совокупности проектов.

Доля налоговых отчислений от общего дохода от продаж готовой продукции по каждому проекту легко считается при известных нормативах начисления НДС, налога на прибыль и др. (при известной доле продаж на экспорт, когда НДС не взимается).

Прогнозируя объем продаж по каждому проекту можно оценить и объем налоговых поступлений от его реализации.

Прибыль инвестора (обеспечивающего внебюджетное финансирование на затратных этапах) определяется по прогнозируемым значениям нормы прибыли (рентабельности) и объема продаж готовой продукции по каждому проекту с учетом налоговых и иных вычетов (чистая прибыль). Может учитываться различный уровень рентабельности по годам продаж и по внутренним и экспортным поставкам. В качестве критерия для инвестора может тогда рассматриваться либо абсолютный объем прибыли инвестора (инвесторов), либо внутренняя норма рентабельности инвестиций по совокупности финансируемых проектов.

И по бюджетным, и по внебюджетным критериям может быть введено дисконтирование по срокам затрат и доходов.

Необходимо учитывать, что объемы продаж готовой продукции по каждому из проектов – величина прогнозная, а значит их необходимо оценивать либо детерминировано, в некотором диапазоне (например, для оптимистического или пессимистического вариантов), либо вероятностно, задавая математическое ожидание и дисперсию по ожидаемому объему продаж. Отметим, что объемы продаж по отдельным проектам могут быть коррелированны между собой (например, за счет частичного пересечения сегментов рынка и внутренней конкуренции на этих сегментах). В этом случае вместо задания математического ожидания и дисперсии объема продаж по каждому проекту должны задаваться математическое ожидание и корреляционная матрица. При вероятностной оценке прогнозируемого объема продаж критерий оптимизации (как для бюджета, так и для инвестора) также приобретает вероятностный характер (например, оцениваются показатели, достигаемые с вероятностью не менее заданной).

Необходимо учитывать также, что технический уровень, а значит, в значительной степени и конкурентоспособность готовой продукции по проекту закладываются уже на стадии проектирования, а значит запаздывание срока выхода продукции на рынок относительно срока, принятого при прогнозе объема продаж (например, за счет недостаточного текущего финансирования на стадии ОКР), приводит к уменьшению прогнозируемого объема продаж, что также должно учитываться при распределении финансирования проектов.

Учитывая рассмотренные выше особенности рассматриваемой задачи распределения бюджетных и внебюджетных ресурсов, рассмотрим особенности ее решения для задачи распределения ресурсов в рамках федеральной целевой программы (ФЦП).

Пусть имеется некоторое исходное множество инвестиционных проектов, претендующих на включение в целевую программу.

По каждому из проектов проводится достаточно стандартная предварительная "предоптимизационная" маркетинговая проработка, в ходе которой определяется облик и прогнозируемый объем продаж в зависимости от сроков выхода готовой продукции на рынок, рассчитываются себестоимость и прогнозируемая цена готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке при ожидаемом уровне прибыли с учетом конъюнктуры рынка.

На основе анализа трудоемкости и расчета по статьям затрат по этапам проекта определяются "базовые" общие сроки выполнения проекта в целом и отдельных работ на "затратных" этапах, значения необходимых затрат на реализацию этих этапов по годам (срокам отдельных работ на "затратных" этапах) при достаточном финансировании.

Оцениваются инвестиционная окупаемость, рентабельность и бюджетная эффективность отдельных проектов при полном финансировании и выполнении в срок (т.е. при отсутствии ограничений на финансирование всей совокупности проектов по целевой программе в целом), заранее отсеиваются заведомо неэффективные проекты.

Формулируется критерий (или совокупность критериев для многокритериальной задачи) выбора стратегии финансирования проектов с учетом ограничений (здесь "стратегия" трактуется в терминах "Исследования операций" как одно из выбираемых решений, в данном случае – один из выбираемых вариантов динамического распределения ограниченных средств между проектами).

Весь этот комплекс исследований предшествует собственно решению задачи о выборе "стратегии" распределения средств между проектами, включенными в исходное множество по целевой программе. Отметим, что такие исследования и расчеты, в соответствии с принятой практикой, обычно предшествуют формированию любой федеральной целевой программы независимо от методик выбора стратегии распределения финансирования.

Однако в настоящее время, после проведения такого предварительного анализа, сама стратегия, как правило, формируется экспертным методом, а критерии если и рассчитываются, то уже для выбранной экспертно стратегии.

В то же время существует возможность более строгого, многовариантного и многокритериального решения задачи оптимального распределения финансовых ресурсов применительно к федеральным целевым программам. Соответствующий алгоритм, разработанный в НИИ экономики авиационной промышленности с привлечением специалистов – математиков и программистов, реализован в виде программно-вычислительного комплекса на ПЭВМ класса "Pentium".

Использование вычислительного комплекса позволяет учесть:

  • общие ограничения на бюджетное финансирование по совокупности финансируемых проектов;
  • ограничения по минимальному уровню привлекаемых внебюджетных средств;
  • увеличение стоимости и сроков (из-за увеличения норматива накладных расходов и неэффективности использования средств при их нехватке) с учетом ограничений по финансированию каждого из проектов в комплексе;
  • в вероятностной постановке – влияние рисков, связанных с прогнозированием ожидаемых объемов продаж готовой продукции;
  • прогнозируемое снижение объемов продаж готовой продукции при запаздывании выхода проекта с данным техническим обликом на рынок по сравнению с первоначально ожидаемым при достаточном финансировании сроком.


Помимо оптимального решения вычислительный комплекс обеспечивает получение ряда вариантов решений, близких к оптимальному, что позволяет на заключительном этапе исследований учитывать влияние неформализуемых факторов и критериев (политических, социальных, конъюнктурных и пр.). Кроме того, использование комплекса обеспечивает выбор приоритетов (проектов, финансируемых в первую очередь), определение оптимальных сроков и объемов (по годам и в целом) финансирования отдельных проектов из нескольких источников при общих ограничениях на объемы ассигнований на их разработку.

Источник: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/a13.html

Биография :: Автореферат :: Поиск :: Ссылки :: Библиотека :: Инд. задание