История Свято-Николаевского храма г. Донецка

Магистр ДонНТУ Овчаренко Артем Владимирович


Овчаренко Артем Владимирович

Факультет:
Компьютерных информационых технологий и автоматики
Специальность:
Научные аналитические и экологические приборы и системы
Тема индивидуального задания:
История Свято-Николаевского храма г. Донецка
ovcha_artem@mail.ru
  Индивид. задание #1

ИСТОРИЯ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО
ХРАМА Г. ДОНЕЦКА



Фото Инд1-01
Фото Инд1-02
Фото Инд1-02
Фото Инд1-02
Фото Инд1-03
Фото Инд1-03

         Почему я выбрал именно эту тему для индивидуального задания? Мы все больше отрываемся от своих корней - от своей истории, от культуры. Но самое печальное - от своей веры. Современный мир стирает нашу память, и новые поколения не знают зачастую, кем были их отцы, деды, чем они жили, что переживали, чему отдавали жизнь… Мы забываем подвиги «старины глубокой». Забываем идеалы прошлого, маяки прошлого. Почему так происходит – не мне рассуждать. Я всего лишь хочу отдать дань, выполнить свой долг. Я прихожанин этого храма, пою на клиросе. Половинка моего сердца, и не малая, отдана ему – та половинка, которую не стыдно открывать, которая призывает меня поделиться, которая призывает меня наполнить и другое сердце… Моя цель – поведать историю того, что вера оказывается сильнее системы, власти, что немощный выходит победителем в неравном бою. Вот эта история…

         Вот оно, это здание, ничем не примечательное. По внешнему виду похоже на обыкновенный дом, каких немало в этом районе, но только немного больше по площади, да на крыше возвышается некое сооружение, чем-то напоминающее купол храма. Приближаешься поближе - и читаешь табличку: «Свято-Николаевский храм». Так значит, это и вправду храм…

         Но вот, только забрезжит воскресное утро, видишь одного за другим и прихожан, спешащих "седьмой день посвятить Богу". Думаешь - и пытаешься понять: почему - эти люди? почему - именно здесь? и как?..

         "Остановка трамвая 9-го маршрута "Станция юных техников". Немногие сегодня помнят, что на этом месте возвышался когда-то большой и красивый Свято-Николаевский храм. Теперь на том месте можно увидеть только остатки фундамента, основная часть которого скрывается под терриконом. По словам директора "Cтанции юных техников" Н.В Васильева, на фундаменте церковно-приходской школы стоит часть станции. Ещё и сегодня можно увидеть фрагменты старинной кладки, на которой сделана более поздняя надстройка.

         Думается, вам будет интересно узнать о трагичной, но в то же время и замечательной истории одной из старейших церквей г. Донецка.

         Если заглянуть в Донецкий Государственный архив и, отряхнув пыль с обложки, открыть ведомость о Свято-Николаевском храме за 1911 г., то можно прочесть следующее: "Церковь построена в 1908 г. по усердию и на средства рабочих Макарьевского рудника. Она каменная с такою же колокольней, покрыта оцинкованным железом". Здесь же вы найдете и свидетельство о трагедии, когда на руднике от взрыва газа погибло 2 смены шахтеров. Было это 18 июня 1908 г. Отпевание погибших шахтеров было совершено в этом храме…

         Почти 55 лет прослужила эта церковь Николая Чудотворца людям. Удивительно, но она пережила и Первую Мировую войну, и коммунистическую революцию, и годы красного террора, и 20-е богоборческие годы, когда один за другим разрушались тысячи храмов Божьих, и, наконец, Вторую Мировую.

         Сегодня, если порасспросить, поискать, побеспокоиться, то можно еще встретить прихожан того храма, того самого, свято хранящих память о нем и его священнослужителях (см. Фото Инд1-01). С особой нежностью вспоминают старички об о. Алексее Донце. Вдова его, матушка Елена, поделилась с нами:

         "О. Алексий родился 16 августа 1922 года в селе Беш-байраки Роменского района Кировоградской области. После случившегося пожара семья осталась без крова и вынуждена была переехать в Крым, в колхоз возле Бахчисарая. Мама была верующая, в церковном хоре пела, отец работал кузнецом.

         Перед войной Алексий поступил в морское училище, оттуда его и в армию забрали, когда началась война. Прошел всю войну в частях морской пехоты, имел боевые награды.

         В 1947 году переехали опять в родное село, тут мы и познакомились. Оказалось, что мы дальние родственники. Там жила еще одна верующая семья. Их сын в Одесской семинарии учился. Алексий хотел поступить в морское училище и поехал с ним в Одессу, но когда зашел в семинарию, то сказал: "Я отсюда не выйду", - и решил поступать в семинарию. Родители его были верующие и обрадовались такому решению.

         Мы в то время уже встречались, но он сразу мне не признавался, куда решил поступать. Стал серьезным, начал читать духовные книги. Однажды спрашивает: "Лена, как бы ты посмотрела, чтоб я стал священником? Если ты откажешь, то у нас с тобой ничего не получится, потому что я твердо решил стать священником".

         Я этому очень обрадовалась и поддержала это решение.

         Поступил он сразу на второй курс, окончил в 51 году, мы поженились, и он получил назначение сюда, в Сталино. Рукоположил его владыка Никон, и первые 2 года службы о. Алексия были в Свято-Николаевской церкви (ныне разрушенной) в районе железнодорожного вокзала. Когда родилась у нас вторая дочь в 53 г., он получил указ в Чистяково, а через полгода в Свято-Николаевский храм в Сталино, но теперь уже на Калиновке. Настоятелем в этот период был о. Леонтий. Диаконом служил о. Алексий Першиков (см. Фото Инд1-02).

          А когда нависла беда над храмом, безбожная власть решила закрыть и разрушить храм, батюшка вместе с прихожанами терпеливо сносил все скорби, и до конца не отступал от своего служения. Преставился батюшка в 1994 г.".

         В 1963 году решением Донецкого облсовета Свято-Николаевская церковь была закрыта, а затем снесена. Страшную картину разрушения храма в 1963 г. доносят до нас воспоминания немногих доживших до наших дней очевидцев.

         Прихожанка старого храма Прасковья Филипповна рассказывает:

         "Я ходить начала туда в 1955 г. Там всегда было много народу, а в праздник в церковь не зайдешь, хотя она и большая была. Люди со всего города приходили в этот храм, очень его любили. Но вот в 1963 г. власти сказали, что храм надо закрывать, потому что в нем будто бы опасно было находиться. Рядом был террикон, выработки здесь не велось уже больше года, и вдруг на храм стали сыпать породу. Камни летели даже в алтарь, в окна…

         И закрыли наш храм. Было это как раз на страстной неделе. В Великую среду вечером люди исповедались, и батюшка вышел и сказал: «Кто исповедался, завтра идите причащаться на Ларинку, у нас больше службы не будет». А в четверг церковь закрыли. Столько людей было, плакали все, псалмы читали. Людей выгоняли аж за ворота…".

         Пасху в том году так и не служили…

         Трудности сплачивают, трудности заставляют есть кашу из одной миски, пить воду из одной кружки, дышать одним воздухом. Совместные скорби превращают группу людей в единый организм. Церковная община - церковный организм - во главе с о. Алексием и о. Леонтием не опустила руки. Священники и прихожане усердно подыскивали помещение для того, чтобы перевезти церковное имущество, часть которого отняли власти, и продолжать службу Богу. Был найден дом, который продавала одна семья, но власти пригрозили хозяевам, и они отказали… Несмотря на угрозы и гонения, нашелся один человек, Павел Исаев, который не побоялся отдать свой дом для размещения Свято-Николаевской церкви. И вот на границе городов Донецка и Макеевки, по ул. Горбачевского, был приобретен дом, который впоследствии был переоборудован под храм.

         Участники перестройки дома под храм рассказывают:

         "Не разрешали власти строить. Крадучись ночью привозили кирпичи, и мы ходили разгружать машины. Своими силами мы ставили железные трубы, на которых держится кровля, поднимали потолки, утепляли их шлаковатой, расширяли стены. Иконостас собрали из остатков иконостаса старого храма, принесли спасенные от разграбления иконы и утварь".

         Освящение нового храма было совершено на праздник прп. Сергия Радонежского 18 июля 1963 г. Службу освящения храма провел о. Александр Шокало.

         Кстати, тот факт, что новая церковь простояла к сегодняшнему дню более сорока лет, является поразительным и даже в своем роде маленьким чудом. Пристройки, сооруженные к дому, были построены без фундамента, на голом асфальте и, пожалуй, давно должны были бы обрушиться. Но, наверно, благодаря молитвам прихожан и батюшек, перенесших годы гонений, храм продолжает оставаться центром духовной жизни городов Донецка и Макеевки.

         К настоящему времени стены уже укреплены новым фундаментом. Свято-Николаевский храм постепенно реконструируется, ремонтируется, украшается изнутри и снаружи. Уже построен новый алтарь. Планируется продолжение реконструкции храма: уж началось строительство колокольни, а на будущее запланирован и купол, чтоб храм приобрел форму типового.

         Сегодня это активный духовный центр Донецка. В Храме по субботам, воскресеньям и праздникам совершается Божественная Литургия, накануне вечером – вечернее богослужение с исповедью. Еженедельно служатся молебны: Великомученику и целителю Пантелеймону, святителю Николаю Чудотворцу, Пресвятой Богородице пред Ее образом "Неупиваемая Чаша". Ежедневно совершаются заказные молебны, требы (см. Фото Инд1-03). Также, благодаря усердию отца настоятеля, служится молебен и произносится проповедь в колонии строгого режима; служится молебен в часовне Жен Мироносиц в Центре Нейрореабилитации, возглавляемом проф. С.К.Евтушенко; ведется педагогическая деятельность: работает воскресная школа для детей, в которой преподаются закон Божий; ведется просветительская работа с молодежью. Последнее, впрочем, требует отдельного разговора: настолько эта тема важна сегодня. Кроме того, проводятся паломнические поездки по святыням Донбасса, рождественские и пасхальные утренники в храме и в детском доме-интернате. При храме созданы духовная библиотека и видеотека, фонд которых постоянно обновляется и пополняется за счет пожертвований прихожан. По воскресеньям и Двунадесятым праздникам устраиваются общие трапезы для прихожан. Производится сбор вещей и продуктов для тюрем, больниц, детских домов и т.п. Не забывают прихожане и о тяжело болящих, не могущих прийти в храм людях, после воскресной литургии добровольцы отправляются по домам к больным, оказывая им как духовную, так и материальную помощь.

         Однако все это вместе взятое - ничто пред тем, что храм дает, в чем его основное назначение, основной его смысл. Храм - это то место, где человек приобщается Богу, где человек имеет возможность соединиться с Ним, стать с Ним одним организмом, раствориться в нем. Это то место, где человек причащается великой святыни - Тела и Крови Христовых. Вот тот движитель, который закономерно переполняет сердца людей, зовет их к милосердию, зовет их к своему, посильному подвигу.О чем говорит история храма? Она свидетельствует о том, что есть дело человеческое, а есть дело Божие, и как бы человек не противился этому делу, оно все равно не погибнет и будет жить. Полувековой активный прессинг на Церковь, всеобщая антиреклама ее, несомненно, привели к тому, что к девяностым годам прошлого века поглощающее большинство наших земляков ничего не знало о глубине, о красоте той веры, которая сформировала и нашу культуру, и наше мировоззрение, и, по сути, нас самих. Но, вместе с тем, явная неудача этого прессинга, этого начинания человеческого является и очевидным доказательством. Доказательством чего? Того, что человек посягнул на дело Божие, на то дело, которому должно быть и которое не погибнет, не затухнет, не забудется, что бы ни произошло. Это доказательство того, что скудная община, состоящая в большинстве своем из старушек, во главе с несколькими священниками сумела победить сильных мира сего, и мы, современники XXI века, имеем возможность пользоваться плодами этой победы. А как победили - это тема для отдельной беседы.

История Свято-Николаевского храма г. Донецка