Главная страница ДонНТУ    Страница магистров ДонНТУ   
Автобиография    Отчет о поиске     Реферат     Ссылки     Библиотека     Индивидуальное задание    

Библиотека
Гузь Александр Григорьевич

Факультет:  Электротехнический

Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электопривод

Тема магистерской работы:   «Исследование систем электропривода с синхронным двигателем»

Руководитель:  зав.каф. ЭАПУ, д.т.н. Толочко Ольга Ивановна



[Библиотека]   

Математическое описание синхронного двигателя без демпферной обмотки

Электроприводы переменного тока с частотным регулированием: учебник для студ. высш. учеб. зав. /Г. Г. Cоколовский. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 272 с. страницы 58–60.

      
       Начнем рассмотрение электромагнитных процессов в синхронном двигателе с наиболее простого случая, когда демпферная обмотка на роторе отсутствует. Будем рассматривать двигатель с явнополюсным ротором, имея в виду, что для перехода от явнополюсной к неявнополюсной машине достаточно в математическом описании двигателя приравнять друг другу индуктивности обмотки статора по обеим осям.
       Так же, как это было сделано при математическом описании асинхронного двигателя, введем в рассмотрение систему координат d – q, связанную с ротором и вращающуюся вместе с ним. Однако между системами координат d – q в асинхронном и синхронном двигателях есть существенное различие, состоящее в том, что в первом случае эта система координат вращается в электрическом пространстве со скоростью ротора рп = w0эл – wр, которая во всех режимах, кроме режима идеального холостого хода, отличается от синхронной скорости, а во втором случае ее скорость в электрическом пространстве всегда равна синхронной скорости рпw0 = w0эл. Таким образом, система координат d – q в математическом описании синхронного двигателя играет ту же роль, что вращающаяся с синхронной скоростью система координат alfa – betta в математическом описании двигателя асинхронного. Поскольку обмотка статора синхронного двигателя принципиально не отличается от статорной обмотки асинхронного двигателя, уравнение равновесия напряжений статора может быть непосредственно использовано в математическом описании синхронного двигателя, если входящие в него пространственные векторы представить через их проекции на оси координат:

U1 = u1d – j*u1q,
I1 = i1d – j*i1q,
Y1 = Y1d – Y*?1q.

      В отличие от асинхронного двигателя, обмотка ротора которого обтекается трехфазным переменным током с угловой частотой, равной wр, в обмотке возбуждения синхронной машины протекает постоянный ток. Напряжение на обмотке возбуждения uf, ток в ней if и потокосцепление ротора Yf могут быть представлены пространственными векторами, неподвижными относительно ротора и вращающимися вместе с ним, а следовательно, вместе с системой координат d – q. В этом смысле они не отличаются от пространственных векторов, образованных в результате рассмотрения трехфазной системы статорных напряжений, токов и потокосцеплений. Поэтому, направив ось вещественных d по оси обмотки возбуждения, т. е. по вектору потокосцепления ротора и совпадающим с ним по направлению векторам напряжения и тока возбуждения, роторные величины, связанные между собой равенством uf = Rf*if + p*Yf, можно рассматривать как проекции пространственных векторов на ось координат d. Для рассмотрения связи между токами и потокосцеплениями удобно воспользоваться моделью двигателя, представленной на рис. 3.1. В модели трехфазная обмотка статора заменена двумя, неподвижными относительно вращающейся системы координат d – q, обмотками, которые характеризуются активным сопротивлением R1 и индуктивностями L1d b L1q.


Рис. 3.1. Модель синхронного двигателя во вращающейся системе координат

       Оси этих обмоток направлены по осям координат d и q. К ним приложены напряжения постоянного тока по прямой и квадратурной осям u1d и u1q, в результате чего по обмоткам протекают токи i1d и i1q. К обмотке ротора с сопротивлением Rf и индуктивностью Lf приложено напряжение возбуждения uf, ток в ней обозначен как if. Из рис. 3.1 видно, что при принятом направлении осей координат потокосцепление статора по оси и определяется токами i1d и if, а по оси q – только током i1q.
      С учетом сказанного математическая модель электромагнитных процессов в синхронном двигателе без демпферной обмотки может быть представлена в виде системы уравнений для проекций обобщенных векторов на оси вращающейся системы координат:


u1d = R1i1d + pY1d – w0элY1q ,        (3.1)

u1q = R1i1q + pY1q – w0элY1d ,        (3.2)

uf = Rfif + pYf ,                                 (3.3)

Y1d = L1di1d + Mdfif ,                      (3.4)

Y1q = L1qi1q ,                                  (3.5)

Yf = Lfif + Mfdi1d .                             (3.6)

где R1, Rf – сопротивления фазы обмотки статора и обмотки возбуждения соответственно; L1d, L1q, Lf – полные индуктивности обмоток статора по осям d и q и полная индуктивность обмотки возбуждения соответственно; Mdf – коэффициент взаимной индукции между обмоткой возбуждения и обмоткой статора по оси d, Mdf = Mfd

[Библиотека]   



Главная страница ДонНТУ    Страница магистров ДонНТУ   
Автобиография    Отчет о поиске     Реферат     Ссылки     Библиотека     Индивидуальное задание