ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Рай Анна Владимировна

Рай Анна Владимировна


Факультет: Электротехнический


Специальность: Электрические Системы и Сети


Тема выпускной работы:

"Эффективность сдвоенных реакторов в условиях электромагнитной совместимости"

Руководитель: проф. Дмитриева Елена Николаевна


Email:  annaraj@yandex.ru                                                                    

"Крым в жизни семьи Романовых"

Кто хоть раз побывал в Крыму, обязательно возвращается отдохнуть на крымский полуостров еще раз. Ведь Крым – это место созданное Богом для отдыха и для умиротворения. Посетив Крым в 2007 г, мне очень понравились экскурсии в бывшие царские имения семьи Романовых — Ливадию, Массандру, Юсуповский дворец. Меня заинтересовала история жизни семьи Романовых, поэтому я активно занялась сбором информации по данному вопросу. Свои мысли о том периоде времени, который семья провела в Крыму , хочу поведать Вам.

«В Крыму была жизнь, в Петербурге служба», – именно так одна из царских дочерей характеризовала пребывание в Крыму своей семьи. Отдых в летней резиденции на южном побережье Крыма в замечательной Ливадии был приятной традицией нескольких поколений династии Романовых. Посетив однажды эти по-настоящему волшебно царские окрестности Ялты, где сверкающее лучезарное море, то ласковое, то всемогущее, голубое небо, теплый воздух, наполненный ароматом пышно-цветущей крымской растительности и гирлянды горных массивов, очаровует человеческое сознание и порождает непреодолимое желание насладиться еще не раз красотой этого райского неземного уголка Земли.
          Неудивительно, что местность, где расположена Ливадия, была заселена человеком очень давно. Остатки поселений эпохи меди (ІІІ тыс. до н.э.) подтверждают, что это живописное место, открытое морю уже тогда привлекло человека. В далеком прошлом на месте современной Ливадии большие поля чередовались с густыми лесными угодьями. Отсюда произошло мелодичное название Ливадия от греч. ливадион – луг, лужайка
          Покупка имения, принадлежавшая некогда графу Л.С. Потоцкому, происходившему из той ветви старинного польского аристократического рода, которые издавна симпатизировали России, состоялось в 1860 году. Ливадия Потоцкого походила на маленький античный музей; парк и оранжереи были предметом особой заботы и гордости владельца имения. Итак, началась новая романовская эпоха в жизни имения. Много радостных и печальных событий императорской семьи связано с этим местом. Стены Ливадийского дворца хранят тайны и истинные факты их славной жизни. Чтобы проникнуться духом Великой истории, пройдемся по страницам некогда прошедшего времени.
          Великий князь Александр Александрович впервые прибыл в Ливадию – имение своей матери – императрицы Марии Федоровны, уже будучи в роли наследника престола, осенью 1701 года. С этого времени, до 1877, императорская семья ежегодного приезжала в Крым, Ливадия для Александра Александровича стала не только любимым местом отдыха, но и своеобразной школой освоения им сложнейших вопросов европейской политики.
          В самом начале прибытия августейшей семьи в Ялту в 1886 г. произошло событие, которое положило начало становлению города как удобного современного черноморского порта. Когда крейсер Орел, на котором прибыли Александр III и Мария Федоровна с детьми и свитой, подошел к Ялте, в море разыгрался такой сильный шторм, что к кораблю не смогли подойти катера для перевозки людей. Всю ночь крейсер болтало в море, и только к утру стихло и, наконец, удалось сойти на берег. После этого происшествия последовало личное указание императора о строительстве в Ялте мола.
          Тогда же в Ялте была сооружена система канализации новейшей конструкции, в большинстве ялтинских домов уже имелся водопровод, центральные улицы освещались газовыми, а с 1896 г. — электрическими фонарями. В городе строились мужская и женская гимназии, школы и училища, многочисленные гостиницы, доходные дома, санатории и купальни, церкви, театр, магазины и пр., т. е. создавалась вся инфраструктура города-курорта. И в середине 90-х годов Ялта уже уверенно вошла в число лучших курортов Европы.
          В сентябре 1886 года управляющий имением полковник Плец, обеспокоенный появлением трещин в стенах Малого дворца, направил в Департамент Уделов рапорт с просьбой командировать в Ливадию архитектора для определения, насколько серьезны повреждения дворца и турецкой беседки, возникшие в результате оползня.
          Прибывший вскоре профессор Д. И. Гримм провел тщательный осмотр здания и пришел к выводу, что оно находится в аварийном состоянии: сквозные трещины идут от фундамента до карниза.
          Александр III, получив донесение об этом от Министра Императорского Двора графа И. И. Воронцова-Дашкова, согласился с предложением Д. И. Гримма и А. И. Резанова полностью разобрать здание и построить новое, однако распорядился восстановить его в том виде, как оно было построено И. Монигетти.
          Архитектор В. А. Шредер, которому было поручено составление проекта нового здания Малого дворца, выполнил пожелание царской семьи: в нем все, вплоть до мельчайших деталей, повторяло облик так любимого государем нашего Дома. В конце марта 1887 года дворец разобрали, в мае забутовали укрепленный фундамент, и уже к лету следующего года он был готов к приему хозяев.
          Высочайший приезд в Ливадию в 1891 году ознаменовался своей многочисленностью родственников и приближенных и был посвящен празднованию 25-летнего юбилея свадьбы царской четы.
          "28 октября все собрались за праздничным столом" – Цесаревич Николай Александрович записал тогда в своем дневнике – "Понедельник. Радостный день 25-летия свадьбы дорогих Папа и Мама; дай Бог, чтобы они еще много раз праздновали подобные юбилеи."
          В следующий раз царская семья прибыла в Крым в августе 1894 года. Чудесная погода, казалось, приободрила очень плохо себя чувствовавшего с начала года государя. Внезапно 5 октября наступило резкое ухудшение. Но, невзирая на непосильные усилия лучших медиков 20 октября 1894 года 49-летний Александр III тихо скончался в кресле своей спальни.
          Как известно, наследником Александра ІІІ стал Николай II. Он, как его отец и дед, сочетал отдых в Ливадии с активной государственной деятельностью: работал над деловыми бумагами и прошениями, принимая министров, различные делегации и частных лиц, иностранных дипломатов. С пребыванием императора в Ливадии в 1898 году во многом связано знаменательное событие в истории мировой дипломатии – первая Гаагская мирная конференция – здесь были разработаны ее основоположения – прообраз ООН.
          Судя по частным приемам посольств средиземноморских и других дальних стран, это стало традицией в южнобережном имении.
          За всю историю только один раз Романовы встретили в Ливадии Рождество и Новый год – зимой 1900/1901 годов. Есть что-то символическое в том, как начался XX век для царской семьи: обстоятельства, заставившие их остаться в Ливадии, сама обстановка встречи первого года нового столетия как будто предрекали трагические события последующих лет... Наступило Рождество и затем празднование Нового, 1901-го года. Но в Ливадийском дворце не слышно было музыки и веселья: по случаю кончины своего дальнего родственника, великого герцога Саксен-Веймарского, Николай II повелел объявить при Высочайшем Дворе траур на две недели. Приверженность традиционному этикету оказалась сильнее, чем осознание вступления страны в новое столетие...
          Приезд в Крым осенью 1902 года начался с празднеств в Севастополе по – поводу спуска на воду крейсера "Очаков" и завершился этот Величайший приезд также важным событием в жизни Ялты: 5 декабря был торжественно освещен собор Александра Невского. Строительство этого прекрасного здания началось еще по указанию Александра III в память героически погибшего царя – освободителя.
          С началом нового столетия в Ливадийском дворце стали явно проявляться признаки процесса разрушения. Здание требовало капитального ремонта, либо постройки нового.
          Но для царской семьи наступили беспокойные годы русско-японской войны и первой русской революции, в которые они не сочли возможным уезжать отдыхать в столь далекий от столицы Крым.
          Решение о строительстве нового, более комфортабельного и просторного дворца было все-таки принято во время следующего Высочайшего приезда в 1909 году. Строительство было поручено архитектору Н.П. Краснову. И 23 апреля 1910 года заложен первый камень фундамента нового Ливадийского дворца. Общее время возведения дворца – 17 месяцев. Срок поражает, не правда ли? Но когда знакомишься с истинной историей строительства и множеством непредвиденных осложнений, удивлению и восхищению нет конца! Первые трудности были связаны с геологической структурой местности – строителям пришлось дренажировать всю площадь под зданием дворца. Эти работы почти на месяц задержали кладку фундамента. Следующим камнем преткновения стал человеческий фактор: в Крыму вспыхнула эпидемия холеры. Странный недуг вызывал серьезную опасность для Ливадии, где ежедневно находилось большое количество людей. Решительные санитарные меры способствовали тому, что в Ливадии не случилось ни одного случая болезни.
          В январе 1911 года дворец был подготовлен к внутренним отделочным работам. Но несвойственно для Южного побережья суровая снежная зима заметно замедлила ход строительства. Благодаря находчивости и ответственности архитектора Н.П. Краснова и его помощников, удалось подготовить дворец к установленному времени сдачи.
          Можно только себе представить восхищение и радость царской семьи новым Ливадийским комплексом, который соответствовал всем их императорским пожеланиям.
          Как ни печально утверждать тот факт, что недолго летняя резиденция радовал своих владельцев. Царская семья приезжала в него всего четыре раза – осенью 1911 и 1913 и весной 1912 и 1914 годов. 12 июня 1914 года они выехали из Ливадии, не подозревая, что навсегда простились с ней. Первого августа началась первая мировая война.
          Посещая современные Ливадийский дворец, восхищает количество фотографий царской семьи, которые навсегда запечатлили моменты жизни её членов. И у этих фотографий есть своя история.
          Как только фирма Кодак организовала выпуск фотокамер для любительского фотографирования, увлечение им охватило весь мир. С удовольствием занимались фотографией и Романовы. У каждого из них обязательно были альбомы, куда вечерами, в кругу семьи, наклеивались новые фотографии, сделанные собственноручно, либо понравившиеся снимки знаменитых мастеров.
          Для Николая II фирма изготовила специальную фотокамеру, позволившую ему делать панорамные снимки. Многие из них сейчас представляют большую историческую ценность. Надо сказать, что Николай Александрович проявлял большой интерес вообще к техническим новинкам и, в частности, к новым изобретениям.
          И еще одно интереснейшее событие российской культурной жизни произошло тогда в Ливадии: в здании Музыкальной казармы, переоборудованной в кинозал, в присутствии царской семьи, всего обслуживающего персонала, солдат и офицеров охраны, впервые демонстрировался полнометражный фильм Оборона Севастополя. Его создал крупный русский предприниматель и кинодеятель А. А. Ханжонков, впоследствии основавший в Ялте киностудию.
          Итак, благодаря царской семье Южное побережье Крыма славилось технологической развитостью и модернизацией. Так, например, увлечение Николая II верховой ездой и поездками по Южнобережью во многом способствовало расширению сети шоссейных дорог и их усовершенствованию. В конце 90-х годов из Ялты были проложены две дороги – к Бахчисараю через Ай – Петринскую яйлу и "Романовское шоссе" - в Алушту через Караби – яйлу и далее к царской Бешуйской охотничьей даче. В 1912-13 гг. они были заново отремонтированы и приспособлены для автомобильной езды.
          Многие школы, училища, больницы, санатории и приюты строились благодаря крупным денежным пожертвованиям Романовых и других знатных и богатых людей, обосновавшихся на Южнобережье. Благотворительность в России для высших слоев общества была тогда не модой, а душевной потребностью. В духе помощи бедным и страждущим воспитывали своих детей и члены императорской фамилии. Именами каждого из них назывались многочисленные благотворительные учреждения и учебные заведения, что обеспечивало последним постоянную материальную поддержку людей, обладающих авторитетом реальной власти.
          Проведение праздника Белого цветка стал доброй традицией в России того времени, особым успехом пользовалась его проведение в Ялте, которую величали всероссийским госпиталем для лечения больных туберкулёзом. В это день главным цветком являлась ромашка. Нарядные женщины несут по городу цветочные гирлянды. Все охотно покупают у продавщиц белые цветочки, ставшие символом человеческой отзывчивости. Выручка дала возможность поддержать Ялтинский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом.
          Интересный эпизод, являющийся ярким подтверждением привязанности Николая II к южнобережному имению, не мог не привлечь мое внимание: его Величество, восхищаясь видом на Ялту сказал, что он никогда не хотел бы покидать эти окрестности и что мысль о том, чтобы перенести сюда столицу не раз мелькала в его голове, и о том, что будь Ялта столицей он бы, может и разлюбил бы её.
          Неудивительно, что после отречения от престола Николай II просил Временное правительство дать ему возможность поселиться с семьей в Ливадии, где он вел бы жизнь частного лица. Как жаль что это разрешение государь так и не получил…