Русский | English | Українська| ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Банникова Алла Алексеевна

Банникова Алла Алексеевна

Факультет: Экономики
Специальность: Менеджмент инновационной деятельности
E-mail:bannikova-alla@rambler.ru
Тема выпускной работы:

"Управление инновациоными процессами на предприятии"

Научный руководитель: д.э.н.проф., заф. кафедры ЭПР
Хобта Валентина Михайловна
Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Научная статья


К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В.М. ХОБТА, д.э.н., профессор, ДонНТУ

Основно формирования качественных и количественных характеристик экономики любого государства является ее инновационная направленность. Поэтому задача активизации инновационных процессов с использованием разных формулировок выдвигалась на различных этапах развития нашего государства, то есть она является не новой. Однако масштабы ее постановки и инструменты реализации очень динамичны. Современный этап, который связан с рыночными преобразованиями в Украине, предъявляет новые, более жесткие требования к скорости и результатам осуществления нововведений, диктует необходимость принятия действенных обновленных мер, обеспечивающих скачок в экономическом росте.

Важность задач определяет и внимание к ним со стороны государственных, законодательных органов, ученых и практиков. Это подтверждается принятыми законами Украины "Об инновационной деятельности", "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине", вниманием Президента Украины в своих обращениях к Верховному Совету Украины "Стратегия экономического и социального развития па 2000-2004 годы". "О внутреннем и внешнем состоянии Украины в 2003 году", послании "Европейский выбор", программах развития регионов.

Вольшое количество публикаций посвящено развитию различных аспектов инновационной теории: сущности и характеристикам инновационных процессов, мотивации и стимулированию внедрения, обоснованию решений и др. Однако, несмотря на постоянное внимание в программных документах, научных исследованиях, реальное состояние остается неудовлетворительным.

Это требует систематизации накопленной информации об инновационных процессах в стране и ее критического анализа. Эта задача являетсясоставляющей разработки и реализации стратегии инновационного развития. В настоящей статье обосновывается необходимость создания системы индикаторов инновационного развития.

Исходя из теории менеджмента, стратегическое планирование развития объекта любого уровня включает три основных этапа:
1) оценка сложившегося состояния (места, уровня) объекта управления;
2) определение параметров (места. уровня) объекта управления в будущем;
3) разработка мер, которые необходимо осуществить для перемещения объекта из сложившегося состояния к намеченному.

Рассмотрим первый этап разработки стратегии. Осуществление оценки зависит от выбора оценочных показателей, методики их расчета, сформированных критериев. При этом можно рассматривать состояние как абсолютную характеристику объекта или как сравнительную. Абсолютная характеристика отдельных аспектов инновационных процессов, происходящих в Украине, дается в статистических ежегодниках и аналитических обзорах. Удручающая динамика общих показателей экономического развития Украины, которая сложилась в конце прошлого столетия, за последние четыре года приобрела положительные тенденции. Наиболее впечатляющим результатом стали темпы прироста валового внутреннего продукта. Как показано по данным [1.2], в 2003 году рост ВВП составил 9,3%, а за последние четыре года - 32,9%. При этом объемы промышленной продукции соответственно увеличились на 15,8% и 60,3%. Рассмотрим характеристики инновационных процессов, которые должны быть основой наметившейся положитсльной динамики и ее ускорения Машиностроение предопределяет технический уровень развития других отраслей национального хозяйства. Производство в отрасли увеличилось за четыре года в два раза.

Важной характеристикой структуры экономики являются направления и объемы инвестирования. По данным Института экономического прогнозирования НАН Украины 75% инвестиций вкладывается в предприятия третьего технологического уклада, к которым относятся, например, черная металлургия, производство строительных материалов. 20% направлены в предприятия более высокою технологического уклада, то есть 95% инвестиций сориентированы на развитие третьего и четвертого укладов, причем преимущественно третьего [3, с. 139]. Отрицательно характеризует этот процесс также то, что в пятый уклад, доля которого составляет 10%, направлено только 4.5% общего объема инвестиций. Соотношения индустриальных укладов должна учитывать научно-техническая политика государства и регионов. Рхли не прикладывать усилий, то отставание усилится и приведет к безвозвратным потерям. Для измерения состояния и направления инновационного развития государств в мировой практике достаточно распространенным является использование индекса развития человеческого потенциала для измерения места отдельных стран |4|.

По уровню развития человеческого потенциала, то есть кадровой составляющей, высокий рейтинг (от 1 до 48) присвоен всем странам Евросоюза. США. Южной Корее. Украина занимает 74 место и относится к странам со средним уровнем развития. А но количеству патентов, выданных резидентам занимает только 101 место. Наряду с рассмотренной рейтинговой системой используется также система индикаторов ОЭСД - Организации стран экономического сотрудничества и уровня развития для измерения динамики и развития участников этой организации. Эта система также включает комплексные группы показателей, которые отображают основные направления развития.

Учитывая необходимость усиления интеграции Украины в мировые процессы, система индикаторов, используемая при разработке стратегии должна отображать место Украины в мировом содружестве, ее движение в направлении достижения лучших показателей, то есть обеспечить наследственность и универсальность подхода. Наряду с этим, система должна учитывать возможности формирования объективной оценки процессов, которые происходят и Украине.

Необходимо использовать все возможности нашей экономики для обеспечения ускоренного развития, которое однозначно должно носить инновационный характер. На проведение такой политики нацелен Закон Украины "Об инновационной деятельности". Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине", Программа деятельности Кабинета министров Украины, программы развития отдельных регионов. В нашем регионе была разработана Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года, целью которой стало достижение стабилизации и постоянного развития производственной и социальной сферы региона и государства в целом на основе максимального использования научно-технического потенциала области. В программных документах определены направления изменения национальной и региональной экономики и меры, которые его обеспечат.

Для реализации поставленных задач необходимо комплексно и глубоко изучить все возможности ускорения развития, то есть нужно обнаружить резервы и факторы инновационного развития. В этом направлении выполнен ряд теоретических исследований, практических разработок. Но на сегодня отсутствует четкий механизм, который позволил бы, с одной стороны, констатировать состояние, которое сложилось, а с другой - отследить изменения и проводить как ретро- так и перспективный анализ на уровне государства и региона. Его усовершенствование должно базироваться на определении групп факторов - движущих сил инновационного развития и создании системы показателей-индикаторов, которые должны стать критериями для проведения селекции управленческих решений, относительно развития как национального, так и регионального хозяйства. Классификацию факторов целесообразно представить соответственно составляющим воспроизведенного процесса и устойчивого экономического развития. На наш взгляд это: кадры, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, материально-технические ресурсы, наука и образование. Уровень прогрессивности каждой составляющей позволит обеспечить общую динамику.

Что касается измерения уровня использования и направления развития этого фактора инновационного развития, то в его основу можно положить систему индикаторов ОЭСД [5]. Но при этом однозначно следует исключить показатели, объективное измерение которых практически невозможно. Учитывая это, целесообразно выполнять оценку по таким показателям, как: объем инвестиций в сектор знаний, в том числе в государственные и негосударственные учебные заведения; численность занятых в сфере науки и образования: объемы и структура затрат на научно-исследовательские (фундаментальные, прикладные) и конструкторские работы; количество патентов и изобретений в области высоких технологи.

Для использования индикаторов при разработке стратегии и анализа ее реализации необходимо обосновать пороговые значения, которые обеспечат мониторинг инновационных процессов. Их установление должно учитывать прогрессивные мировые достижения и состояние в Украине и реальные перспективы его изменения. Так, например, размер инвестиций в разработку программного обеспечения в странах ОЭСД составляет в средний 4,7% ВВП; ежегодный прирост инвестиций в образование - 3,4%, что в 1,5 раза больше чем инвестиции в основные фонды [5]. Для Украины такие темпы на сегодня нереальны. В то же время достигнутый уровень образования в Украине является достаточно высоким. В целом уровень образованности население составляет по Украине 0,92 (это показатель первых двадцати стран мира, куда входят США -0,98, Фран¬ция ~ 0,97, Англия - 0,99. Дания - 0.88. Германия - 0,97 и др.). Кроме того, совокупный валовой показатель численности принятых в учебные заведения I, II и Ш уровней аккредитации составлял в Украине 77% и по своему значению также входил в список лучших и находился на уровне многих стран мира с высоким уровнем человеческого развития, несмотря на то, что Украина по интегральному показателю принадлежит к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала [5. с.9].

При этом, в промышленности удельный вес работников, которые закончили высшие учебные заведения всех уровней аккредитации, составляет 33,1 %, в сельском хозяйстве - 14,5 %, в отраслях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения - 64, образования - 69,1, культуры - 69, науки и научного обслуживания - 70 %. В экономике страны занято много высоко подготовленных работников, таких, которые закончили высшие учебные заведения 3-4 уровня аккредитации. Если в промышленности их удельный вес составляет 12.7 %. а в сель¬ском хозяйстве - 4,8, го в образовании -49,2. культуре - 30,5. в науке и научном обслуживании — 51,2%. Все это. бесспорно, свидетельствует, что преобразование сферы услуг на господствующий сектор постиндустриальной, экономики означает существенное повышение численности и удельного веса высокообразованных работников [1, с. 89].

Исходя из приведенных примеров, установление предельных значений индикаторов должно отображать национальный уровень, возможности его улучшения и мировые достижения. В целом для обеспечения активизации инновационного развития предлагается дать четкую количественную оценку сформированной структуры национального хозяйства, исходя из разных цедеположений: доли занятости населения, вклада в формирование национального дохода, увеличения дохода на душу населения, формирования и использования научно-технического потенциала и др. Обнаружить сформированные тенденции, классифицировать положительные и негативные составляющие, определить возможные последствия сохранения сформированных тенденций, разработать мероприятия по их корректировке и на этой основе приступить к следующему этапу. Необходимо сформировать перспективную модель национальной экономики с четким обоснованием ее структурных составляющих и целесообразности их развития или свертывания.

Критерием оценки приемлемости модели следует считать максимальную ориентацию на инновационные пути развития. Формирование необходимо осуществлять, ориентируясь на мировые критерии прогрессивности структуры и эффективности функционирования экономики и задач, которые поставлены перед государством в программных документах развития. Модель должна иметь конкретные четкие характеристики этапов ее реализации, необходимых ресурсов, их источников, сроков, конкретныхответственных и исполнителей. Необх мо обеспечить опережающее виден! стратегическое планирование струг национальной экономики исходя из кг. риев целесообразности, эффективно максимально полезного использованш раниченных ресурсов.

Нужно разработать систему индикаторов, которые позволяют измерять динамику развития, базируясь действующих национальных стандарт; системе информации государственной четности. Индикаторы должны быть ставлены системно и характеризоть структурно-экономические пропорции прогрессивные тенденции изменения, целенные на формирование социалт ориентированной экономики. ответственных и исполнителей. Необходимо обеспечить опережающее стратегическое планирование национальной экономики исходя из критеев целесообразности, эффективно максимально полезного использованш раниченных ресурсов.

Реализация намеченных предло ний позволит повысить обоснованно стратегии инновационного развит управляемость структурными трансфер пиями, обеспечить необходимую их правлснность, ускорить их осуществлен!

Литература:

1. Звернення Президента до Верховно/ Ради Укра'ши "Про внутршне і зовшшне становище України 2003 році'"// Економіст. - 2004. - №3. с.15-18.
2. Статистичний щорічник України за 2002 рж. / За редакщею Осауленко О.Г. Державний комітет статистики України. - 2003 . - 664 с.
3. Чухно А.А.Постіндустріальна економіка:теорія, практика та їх значення для України.-К..Логос,2003.-631 с
4. Гусев В.О. Інноваційна діяльність в Україні у світових координатах розвитку// Статистика Укратни.-2003. №3.-с.40-45.
5. Геець В. Характер перехідних процесівгк//Економіка України.- 2004.-№4.-с.4-14.
Реферат | Библиотека | Сылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание