RUS | ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Пилипенко Татьяна Анатольевна

Пилипенко Татьяна Анатольевна

Факультет: Экономический

Специальность: Менеджмент инновационной деятельности ( МИД-07м)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Руководитель: д.э.н., профессор Хобта Валентина Михайловна

E-mail: tanya-murlysa@rambler.ru


Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Индивидуальное задание

"Нормативно-правовая база инноваций на Украине"

Основу эффективности национальной экономики составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны.

Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи, которых реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Современная ситуация, с точки зрения правового обеспечения инновационной деятельности в Украине, характеризуется отсутствием единых методологических подходов к созданию необходимой законодательной базы. Действующие законодательные акты почти не учитывают реально существующих экономических и социальных условий, правовое регулирование в сфере инновационной деятельности не имеет комплексного характера. По большей части законодательные акты, связанные нормативно-правовым регулированием инновационной деятельности, являются несогласованными между собой и, хотя и определяют общие, наиболее принципиальные положения, однако не регламентируют инновационную деятельность как логический инновационный процесс, направленный на ускорение экономического развития Украины.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют инновационную деятельность в Украине можно условно подразделить на общие и специальные.

Общие нормативные акты определяют основные стратегические принципы осуществления инновационной деятельности в Украине. В конституции Украины заложены исходные правовые предпосылки государственной инновационной политики. Так, статья 54 гарантирует гражданам свободу научного и технического, а также других видов творчества, защиту интеллектуальной собственности и авторских прав. В этой же статье определено, что государство содействует развитию науки, становлению международных научных связей. Статья 116 Конституции Украины обязывает Кабинет Министров Украины обеспечить реализацию политики в сфере образования, науки и культуры согласованно с другими направлениями экономической деятельности. Согласно с пунктом 4 этой статьи Кабинет Министров Украины разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины. Кроме Конституции Украины, общие нормы относительно инновационной деятельности содержались в Законе Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности», от 13 декабря 1991 года. В декабре 1998 года этот закон получил название Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Данный законодательный акт определяет цели государственной политики в научной и научно-технической деятельности, устанавливает основные принципы и направления государственного регулирования и управления инновационной сферой, определяет формы и методы влияния государства на развитие научно-технической сферы. Прежде всего, это касается финансово-кредитных и налоговых рычагов регулирования, использования средств программно-целевого планирования и прогнозирования, формирования государственных, научных и научно-технических программ, государственного заказа на научно-техническую продукцию, поддержки функционирования системы научно-технической информации. Предусмотрено также, что государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере около 2% ВВП Украины. К сожалению, эта норма так и не была введена в действие. Реальные объемы расходов были и остаются значительно меньше установленной границы, что приводит к постепенному разрушению отечественного научно-технического потенциала.

Следующим нормативным актом, который определяет общие принципы осуществления инновационной деятельности, является «Концепция научно-технологического и инновационного развития Украины», одобренная Верховной Радой Украины Постановлением от 13 июля 1999 года. В Концепции отмечена необходимость разработки полномасштабной государственной инновационной политики. При этом, обязательным условием является создание соответствующего правого поля для ее осуществления, включая разработку методов стимулирования инновационной активности предприятий. В этой Концепции определены также главные цели, приоритетные направления и принципы государственной научно-технической политики включая ресурсное обеспечение ее реализации, механизмы ускоренного инновационного развития, ориентиры структурного формирования научно-технического потенциала. Концепция постулирует принципы взаимоотношений между государством и субъектами научной и научно-технической деятельности, которые основываются на необходимости приоритетной государственной поддержки науки, технологий и инноваций как источников экономического роста, составной части национальной культуры, образования и сферы реализации интеллектуального потенциала граждан. Действие Концепции рассчитано на период стабилизации экономики и достижения ею параметров устойчивого ее развития.

При концентрации существующих в государстве ресурсов на поддержку конкурентоспособных отраслей научно-технологического прогресса власть должна руководствоваться Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» от 16 января 2003 года. Показателями такой концентрации являются:

- объем инновационных капиталовложений относительно годового уровня амортизационных отчислений;

- размер дохода от инновационных капиталовложений за год относительного объема инновационных капиталовложений;

- размер совокупного финансирования развития науки и техники относительно годового ВВП;

- объем продажи вновь созданной в течение года продукции относительно общего годового объема продажи;

- количество изобретений на 1 миллион населения;

-. количество внедренных изобретений в год относительно их общего количества.

Целью данного Закона является не только концентрация ресурсов государства на ведущих направлениях научно-технологического обновления производства и сферы услуг в стране ,но и обеспечение внутреннего рынка конкурентной наукоемкой продукцией и выхода с этой продукцией на мировой рынок. Приоритетные направления инновационной деятельности должны определяться как научно, экономически и социально обоснованные. Конкретные приоритетные направления инновационной деятельности должны быть зафиксированы законодательно и направлены на обеспечение потребностей общества в высокотехнологической конкурентоспособной, экологически чистой продукции, высококачественных услугах и увеличении экспортного потенциала государства.

Специальными нормативно-правовыми актами, которые регулируют инновационную деятельность, являются законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере осуществления конкретной инновационной деятельности. К ним можно отнести, прежде всего, Закон Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 года. В соответствии с этим законом инновационной является деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. То есть действие закона не распространяется на все этапы жизненного цикла инноваций.

Предложенное в этом законе определение инновационной деятельности охватывает лишь завершающую часть инновационного цикла, а именно этапы «внедрение – производство – потребление». Использование и коммерциализация результатов научных исследований и разработок является промежуточным и конечным звеном цепи инновационного цикла, которому предшествуют проведения исследований и разработок. Правовое регулирование первого звена инновационного цикла «возникновение- разработка новых знаний» осуществляется Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 1 декабря 1998 года, которым предусмотрено, что научно-техническая деятельность – это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. Основными формами научно-технической деятельности являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического их использования.

На формулировку понятия «инновационная деятельность» в Законе Украины «Об инновационной деятельности» повлияли положения Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 года, где инновационная деятельность рассматривается как одна из форм инвестиционная деятельность, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производстве и социальную сферу.

В конце 1990-х годов основными претендентами на воплощение в жизнь приоритетов инновационной политики в Украине становятся технологические парки. Предполагалось, что именно с помощью технопарков будет решаться большинство вопросов внедрения рыночных механизмов, развития прикладных исследований и разработок, расширения участия малого и среднего бизнеса в научно-техническом и инновационном развитии. Технопарки должны были открыть дорогу другим организационным формам инновационной деятельности и, в первую очередь, технополисам и бизнес-инкубаторам.

Так, законодательные и нормативные акты по вопросам поддержки инновационных структур появились в Украине в самом начале 1990-х годов 13 октября в 1992году был принят Закон Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», в котором специальная (свободная) экономическая зона определялась как часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц. Технологический парк был определен этим законом как один из типов специальных (свободных) экономических зон.

Распоряжение Президента Украины от 16 апреля 1999 года№84/99, определяло технологические парки как структуры, задачами которых является объединение научных исследований, разработка новых технологий с внедрением в производство и выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологической продукции.

В упоминавшейся выше «Концепции научно-технологического и инновационного развития Украины, основными задачами создания технопарков как базы инфраструктуры инновационного развития определены:

- сохранение в условиях перехода к рыночной экономике научно-технического потенциала Украины и его использование для решения актуальных проблем промышленного производства и сельского хозяйства, преодоления кризисных явлений в экономическом и социальном развитии страны;

- содействие переходу отечественной промышленности на инновационный путь развития;

- разработка, внедрение в производство и выпуск высокотехнологической наукоемкой продукции, для обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг отечественного производства на мировых и внутренних рынках, что должно содействовать увеличению экспортного потенциала Украины и снижению зависимости от импорта;

- привлечение внутренних и внешних инвестиций в научно-техническую сферу.

Основным законодательным актом Украины, регулирующим деятельность технопарков, является Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» от 12 января 2006 года. В этом законе содержатся положения относительно особенностей создания специального режима инновационной деятельности, установления налоговых и таможенных льгот, а также предоставления государственной поддержки, стимулирования деятельности технологических парков, их участников, дочерних и совместных предприятий, которые выполняют инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технической деятельности.

Реально технопарки Украины начали выполнять инвестиционные и инновационные проекты в 2000 году. На сегодня через Верховную Раду Украины проведено 15 технопарков, из которых 8 развернули определенную деятельность. Это – «Институт монокристаллов», «Институт электросварки им. Е.О. Патона», «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Углемаш», «Институт технической теплофизики», «Киевская политехника», «Укринфотех», «Интеллектуальные информационные технологии». Из перечисленных технопарков наиболее активно функционирует первые четыре. Каждый из технопарков имеет свою специфику и направленность деятельности.

Анализ четырехлетней деятельности технопарков показывает высокую результативность выполнения инновационных проектов технопарками, созданными на основе « Института электросварки им. Е.О. Патона» и «Институт монокристаллов» НАН Украины. Оценка деятельности остальных технологических парков весьма противоречива. Конечно, в условиях низкого уровня технологической модернизации производства в целом и низких показателей инновационной активности предприятий, технопарки, нацеленные на высокие технологии, создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции, должны были бы стать первичной базой новой украинской технологической платформы и заслуживать всемерной поддержки государства. Но, к сожалению, специальное законодательство по технопаркам оказалось ориентированным в основном на крупные научно-технические комплексы в качестве их учредителей и инновационные проекты в качестве основной формы инновационной деятельности. Это существенно ограничило сферу применения данного закона.

Рассматривая правовое регулирование инновационной деятельности в Украине, особенное внимание следует уделить Закону Украины «О научной и научно-технической экспертизе» от 10 февраля 1995 года, который определяет правовые, организационные и финансовые основы и принципы регулирования общественных отношений при организации и проведении экспертной деятельности. Именно научная научно-техническая экспертиза относит проект к категории инновационных, что влечет за собой государственную поддержку в виде прямого государственного финансирования или налоговых и других льгот.

Научная и научно-техническая экспертиза – это деятельность. Целью которой является исследование, проверка, анализ и оценка научно-технического уровня объектов экспертизы и подготовка обоснованных выводов для принятия решений относительно таких объектов.

Научная и научно-техническая экспертиза в сфере научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ, фундаментальных и прикладных исследований, в том числе стадии их практического применения (внедрения, использования, анализа последствий использования), проводится научно-исследовательскими организациями и отдельными юридическими и физическими лицами, которые аккредитованы на этот вид деятельности.

Основными заданиями научной и научно-технической экспертизы является:

- объективное, комплексное исследование объектов экспертизы;

- проверка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности;

- анализ уровня научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок;

- прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации или деятельности объекта экспертизы;

- подготовка научно обоснованных экспертных выводов.

Обязательной научной и научно-технической экспертизе подлежат: национальные и государственные научные и научно-технические программы; межгосударственные научные и научно-технические программы, которые реализуются на основании международных договоров Украины в пределах ее территории; отраслевые и межотраслевые программы в сфере научной и научно-технической деятельности; инновационные программы и проекты государственного значения.

Анализ нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в Украине показывает, общее законодательство, которые закрепляет основы государственной политики в сфере инновационной деятельности, достаточно развито, но носит преимущественно декларативный характер, так как не предлагает эффективных механизмов обеспечения выполнения государственной политики в сфере инновационной деятельности на уровне специальных нормативно-правовых актов. Не действуют реально механизмы косвенной государственной политики, хотя блок финансового законодательства и позволяет это делать. Так, например, в налоговом законодательстве Украины среди принципов построения и назначения системы налогообложения первым принципом значится стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции. Однако на деле финансовые институции чаще противодействует инновационному развитию, нежели содействуют ему, являясь инициаторами приостановки статей законов, касающихся предоставления налоговых льгот исполнителям инновационных проектов.

Следует подчеркнуть, что экономика высокоразвитых стран мира уже больше полувека существует в условиях инновационного пути развития. Украина в этом пути предпринимает лишь первые шаги. И от того, насколько удачным будет старт при переходе экономики Украины на инновационную модель развития, настолько позитивные результаты будем иметь в будущем.

В условиях реформирования экономики Украины переход на инновационную модель развития означает в первую очередь поиск новых финансовых источников для активизации инновационной деятельности. Для этого необходимо дополнительно принять соответствующие правовые акты, устанавливающие льготы для «инноваторов», создающие условия для привлечения частного капитала в инновационную сферу, стимулирующие развитие венчурного предпринимательства.

Существует ряд важных проблем, связанных с определением субъектов льготного налогообложения и кредитования по критериям, связанным с инновационной деятельностью. Для активизации инновационной деятельности в Украине необходимо разработать и ввести механизм усиления заинтересованности коммерческих банков в увеличении объема инвестиций, в первую очередь путем долгосрочного кредитования инновационной деятельности.

В связи с тем, что объем инвестиций из Государственного бюджета на инновационные цели составляет незначительные суммы от его общего объема, важное значение приобретает проблема поиска новых нетрадиционных источников финансирования инвестиций. В частности, для Украины вопросом является поиск и разработка схем привлечения средств населения для финансирования приоритетных инновационных проектов и программ.

Необходимость повышения эффективности правового регулирования инновационной деятельности предполагает, в частности, усовершенствование методики проведения экспертизы инновационных проектов, что является важным рычагом влияния со стороны государства на инновационные процессы.


Список литературы

1.zakon1.rada.gov.ua

Законодательство Украины.

2. www.informjust.kiev.ua

Информационный центр Министерства юстиции Украины.

3. www.profkom.kharkov.ua

Законодательство - Полезные ссылки: Профком стдентов "Харьковская Национальная Академия Городского хозяйства"

4. ageyev.bizhosting.com

Страница Виктора Агеева - огромное количество информации по законодательству - адвоокатура, вексельное право, образцы юридических документов и др.


ДонНТУ | Портал магистров | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

©DonNTU2008 Pilipenko