Материалы по теме выпускной работы:
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ > Биография || Автореферат || Библиотека || Ссылки ||Отчет о поиске

ФЕХТОВАНИЕ

Составила: Брижицкая О.А.


    На соревнованиях в Словакии. Я справа

          Фехтование – удивительный, необыкновенно красивый, изящный и романтичный вид спорта. С другой стороны, фехтование – это древнее боевое искусство, прекрасное и смертельно опасное. Фехтование имеет тысячелетнюю историю, но актуально до наших дней. Во времена первобытнообщинного строя фехтование зародилось как способ оборониться. В средние века фехтование считалось непременным элементом воспитания рыцаря и дворянина, средством превращения мальчика в благородного мужчину и мужественного солдата. Незаслуженно забытое в начале двадцатого века, это искусство в наши дни переживает второе рождение. Оно стало видом спорта, интерес к которому неуклонно растет.

    Личный опыт

         Я начала заниматься фехтованием в 10 лет, когда мой будущий тренер Сапрыкин Эдуард Владимирович проводил отбор новичков в Молодежный фехтовальный клуб «Лицей». Он предложил прийти на тренировку, попробовать. Пришла, попробовала, заинтересовалась. Сначала тренировалась без особого энтузиазма, но, будучи девочкой старательной, результат не заставил долго ждать. Через год было первое серьезное достижение – I место в областном традиционном турнире «Кубок Надежды» среди девочек моей возрастной группы. Тогда уже появился спортивный интерес. Начались тренировки, сборы в спортивных лагерях, соревнования.

    Некоторые из моих наград

         Помню неописуемую радость побед, особенно первых. А еще была радость, когда у меня появился личный (не клубный!) фехтовальный костюм, потом шпага, перчатка, шнур… Помню горечь и досаду поражений, главным образом, за призовые места. Помню мандраж перед соревнованиями, страх перед титулованным противником, нервное напряжение в решающих боях. Самая памятная и ценная победа была в международном фехтовальном турнире «Осень». Тогда я заняла II место, мне было 14 лет. Вообще тот год был для меня плодотворным на победы.

         За шесть лет занятий я прошла путь от безразрядника до кандидата в мастера спорта, провела сотни боев, сломала неопределенное количество клинков (сначала счет велся, но я сбилась), участвовала в большом количестве соревнований разного уровня, а еще все это время я, как и все фехтовальщики, постоянно ходила в синяках. Но я не жалею. В силу разных обстоятельств фехтованием уже не занимаюсь, однако занятия спортом не бросаю. До сих пор интересуюсь спортивными новостями, ведь фехтование – необыкновенный, захватывающий вид спорта.

         Современное фехтование имеет несколько направлений, в зависимости от ситуации и цели применения.

         Боевое фехтование. Входит в состав программы по подготовке солдат. В последнее время в связи с эволюцией оружейных средств боевое фехтование теряет свою актуальность.

         Спортивное фехтование. Обретает огромную популярность в довоенные и послевоенные годы. Впоследствии интерес к спортивному фехтованию стал угасать из-за дороговизны снаряжения, но вновь возродился в наши дни.

         Сценическое (театральное) фехтование. Широко используется в кинопостановках и театральных спектаклях с историческим сюжетом.

         Историческое фехтование. Появилось в девятнадцатом веке в Англии и скоро распространилось в другие страны Европы. Для исторического фехтования используются копии реального боевого оружия разных эпох – Античности, Средневековья. С такой же дотошностью воссоздаются костюмы прошлых лет.

    История фехтования

         Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

    Женская сборная г.Макеевки, 2001 г.

         История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

         Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.

         В средние века фехтование носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простой люд - горожане и крестьяне - фехтовали на палках, обитых железом, и на алебардах.

         В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

         К первой четверти XVI столетия широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

         В XVII веке во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

         В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

         Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце XIX века. В 1986 году по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

         9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ).

         В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

         За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Использование фехтовальной культуры выходит за рамки фехтования как вида спорта. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

    Оружие для фехтования

         Исторически сложилось, что все оружие в фехтовании разделилось на три вида: шпага, рапира и сабля. Первоначально появилась шпага. Она пришла на смену мечу, так как была легче его. Она предназначалась для уколов противника, так и для нанесения как рубленых ударов. В шпаге большее значение уделяется защите руки.

         Для проведения тренировок шпажистов требовалось оружие, которое было бы более лёгким и безопасным, чем шпага. Так появилась рапира, без режущих лезвий и с тупым концом. В ходе развития фехтования рапира выделалась в отдельное направление.

         Сабля же вышла из исторических поединков верхом на лошадях. Она предназначена для нанесения и рубящих, и колющих ударов. Сейчас поединки саблистов проходят не на лошадях, а на фехтовальных площадках.

         Рапира — колющее оружие.Клинок легкий и эластичный. Имеет четырехгранное сечение, утонченный к концу. Общая длина рапиры должна быть не более 110 сантиметров (клинка — не более 90 сантиметров), вес — не более 500 граммов. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 сантиметров.

         Спортивные рапиры могут оснащаться различными рукоятками. Рукоятки бывают прямые (так называемые французские), с поперечником (итальянские), и типа «пистолет» ( или бельгийские).

         Шпага была признанным отличительным знаком дворянина.Лишение дворянского титула сопровождалось переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого).

         Шпага — колющее оружие. Клинок трехгранного сечения, длиной не более 110 сантиметров и весом не более 770 граммов. Кисть руки защищается круглой гардой диаметром около 13,5 сантиметров.

         Сабля (венг. czablya, от szabni — резать) — рубящее или рубяще-колющее оружие. Сабля — легкое оружие, имеющее плоский клинок. Сабли, как правило, имели изогнутое лезвие и были приспособлены для ношения в ножнах, прикрепленных к поясу.

         Сабли служили в первую очередь вооружением кавалерии, что предопределило их относительно большую длину и приспособленность для рубящего удара сверху, для усиления которого оружие уравновешивалось на середине клинка.

         Гарда, которая имеет дужку, защищает вооруженную руку от ударов. Сабля - оружие колющее и рубящее. Действительными считаются уколы, нанесенные острием, и удары, нанесенные клинком. Длина клинка – 88 сантиметров, рукоятки – 17 сантиметров, диаметр гарды – 15 сантиметров.

    Экипировка фехтовальщика

         Экипировка фехтовальщика включает: легкий защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет) и бриджей; такого же цвета длинные (до колена) носки и специальную обувь; маску для лица с металлической сеткой и приспособлением, защищающим горло спортсмена; перчатку (надевается на руку, в которой фехтовальщик держит оружие).

         Саблисты надевают поверх костюма специальные металлизированные куртки, а рапиристы – жилеты, закрывающие поражаемую поверхность спортсмена, при нанесении укола (или – у саблистов – удара) в нее на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. (При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, соответственно, загорается белая лампочка.) У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится в электрическом контакте с курткой. Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма никаких металлизированных одежд.

         Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой.

         Под костюм фехтовальщики надевают защитные нагрудники, выдерживающие удары до 800 ньютон. В куртки женщин-фехтовальщиц вшиты также протекторы для груди.

         Перед началом боя наравне с оружием спортсменов проверяется и их экипировка.

    Правила поединка

         Фиксация уколов (ударов). Долгое время осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. Позднее эти правила не раз уточнялись и дополнялись. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях. При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность. Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола. Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол – в случае, если он был нанесен с нарушением правил.

         Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие. Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар – в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются. В правилах специально оговаривается порядок и характер действий фехтовальщиков оружием и их передвижений в той или иной ситуации. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому, арбитр отслеживает это. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания. Но в любом случае, вынося то или иное решение, он анализирует предшествующий эпизод (фехтовальную фразу).

         Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли). Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04–0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора. При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

         Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит. После команды «Стоп!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

         После команды «Стоп!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

    При подготовке использованы материалы сайтов:

    Фехтование. Актуальная информация и новости. - http://malleus.ru/

    Центр фехтования "Флайт". - http://www.flitefencing.ru/42//


    ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Биография | Автореферат | Библиотека| Ссылки | Отчет о поиске |