РЕФЕРАТ
на тему: "Ораторское искусство в пропаганде нацистов"

Выполнил: Павлов Д.В.
Принял: Левченко Г.Г.

Введение

Ораторское искусство с древних времен играло значительную роль в политической и социальной жизни человечества. Пика своего влияния на народные массы оно достигло в ХХ веке, когда появились средства дистанционного вещания и выступления политиков смогли охватить самый широкий круг слушателей, а позже и зрителей. К сожалению, далеко не всегда талант оратора был направлен во благо. Лучшей иллюстрацией разрушительного влияния красиво поданной, но лживой информации, стала нацистская пропаганда в Германии 1930-40х годов.

Главными рычагами воздействия на электорат стали монополизация средств массовой информации, применение репрессивных мер в отношении инакомыслящих, задействование административного и финансового потенциала государственного аппарата. Система нацистской пропаганды стала наряду с механизмом государственного террора одной из опор «Третьего рейха» и позволила его лидерам проводить всё более и более радикальную внешнюю и внутреннюю политику, не опасаясь сопротивления со стороны немцев.

Пропагандистская стратегия нацистской Германии оказалась ближе всего к стратегии упрощения, удешевления и унификации продукции. Исследователи выделяют два характерных признака такого подхода:

— принцип простоты. "Секретом эффективной пропаганды является отказ от стремления говорить о многих вещах и сосредоточение всех усилий на немногих вопросах. Необходимо постоянно обращать на них внимание народа... до такой степени, чтобы они стали понятны любому человеку с улицы» - утверждал Йозеф Геббельс.

— принцип размаха и концентрации. "Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события, - так определял задачу пропаганды руководитель национального радиовещания рейха Дресслер-Андресс.

Эффективным методом психологической обработки населения стало конструирование образа врага в массовом сознании. НСДАП создавала в целях максимальной мобилизации масс архетипическую оппозицию «они-мы», нагружая понятие «они» негативными этническими символами. Как мы видим, нацистская пропаганда использовала самые низменные чувства человека, которые способствовали симпатии фашистам широких народных масс Германии и других стран, попавших под её протекторат. Она использовала все средства для достижения своих целей: от кино до архитектуры, но наибольшее значение из всех СМИ придавалось радио. С помощью пропаганды в массовом сознании германского народа насаждалась ненависть к так называемым «неарийским» нациям, возвеличивание Гитлера и мощи немецкой военной машины.

При угрозе военных действий и политических катаклизмов было необходимо сплотить неорганизованную и, как правило, деморализованную массу людей и направить их энергию в желаемое русло, применить жесткий принцип централизации управления, единоначалия. И самый верный способ добиться желаемого — не только взывать к коллективному разуму, а скорее и в первую очередь ориентироваться на эмоции, чувства людей. В этом нацистским лидерам помогало ораторское искусство.

1. Адольф Гитлер: пропаганда адресуется массам

9 октября 1919 года маленькая партия вышла из пивнушек на многолюдный митинг. Речь Гитлера произвела сильное впечатление: "В горьком, непрерывном потоке слов клокотала ненависть, горячечные образы и обвинения обрушивались на слушателей". Он выразил чувства, переполнявшие соотечественников. Инфляция тогда достигла катастрофических размеров, Германия не могла выплатить репарации, и Франция ввела свои войска в Рур - большего оскорбления национального достоинства немцы не могли себе представить... Уже в начале 1920-х годов Гитлер понял значение пропаганды и описал его в книге «Моя борьба», особое внимание уделяя пропаганде военной.

Вскоре он нашел достойное применение своим способностям политической агитации и уже не упускал возможности выступить перед толпой, где бы она не собиралась. "Я мог говорить! Через 30 минут люди в крошечной комнатке становились наэлектризованными!" Не прошло и двух лет, как Гитлера выдвинули в руководство небольшой партии. За полгода Гитлер стал наиболее выдающейся фигурой в партии и настоял на ее переименовании в НСДАП. Условия для развития национал-социализма в Германии той поры были самые благоприятные: крайнее недовольство экономическим положением и лютая ненависть к победившему противнику. Идеи, которые вынашивались им в Вене и которым придавалось особое значение, Гитлер выразил в 25 пунктах своей программы, обнародованной 24 февраля 1920: антисемитизм, крайний национализм, превосходство арийской расы, презрение к либеральной демократии и принцип фюрерства. Программа была разработана таким образом, что могла привлечь каждого, у кого был хоть малейший повод для недовольства. Большинство идей Гитлера не отличались новизной, но он умел преподносить их чрезвычайно зрелищно и красноречиво.

Поведение Гитлера на трибуне могло навести на мысль о сильном истерическом припадке. Отчасти это было в духе времени, пафос не вызывал улыбок. Записи митингов начинались с тишины, голос Гитлера, сначала негромкий, потом становился всё громче, доходил до визга. Во время своих больших речей обливающийся потом фюрер терял в весе несколько килограммов и сходил с пьедестала в состоянии, близком к изнеможению. Он, выступая в дискуссиях, всегда говорил свободно, без подготовки и приказывал членам партии подавать определенные реплики, которые — создавая впечатление — придавали силу его высказываниям. Гитлер посылал несколько своих ораторов на курсы ораторского искусства других партий, чтобы таким образом узнать темы выступлений их представителей на дискуссиях и затем, когда те выступят на общих собраниях, дать им достойный отпор. Он всегда жестоко разделывался в дискуссиях с женщинами из марксистского лагеря, выставляя их на посмешище, указав на дыру в чулке или утверждая, что их дети завшивели. Адольф Гитлер считал такой метод идеальным, т.к. разумные аргументы на женщин не действуют, но удалить их из зала без протестов собравшихся нельзя.

Позже, на основании его «трудов», выступлений, анализа «наследия» Геббельса и других практиков идеологического воздействия на массы, теоретик журналистики и публицистики Дофифат сформулировал принципы нацистской пропаганды: «Принципов приводилось два — оба со ссылкой на "Майн кампф" Гитлера. Они гласили: 1) гуманность и красота "не могут находить применения в качестве масштаба пропаганды"; 2) пропаганда "вечно должна адресоваться только массе", из чего следует, что "она не научное поучение".

"Из этого вытекают, — констатировал позже диссертант доктора Дофифата, — основные законы публицистики:
I основной закон — закон умственного упрощения;
II основной закон — закон ограничения материала;
III основной закон — закон вдалбливающего повторения;
IV основной закон — закон субъективности;
V основной закон — закон эмоционального нагнетания".

Основную концепцию нацистской пропаганды составил сам Гитлер, а вот настоятельные указания его и Геббельса насчет того, что устное обращение более эффективно, чем письменное, и что оно несет в себе усиленный демагогический заряд, - это уже явное подражание марксистскому образцу. Гитлер был уверен в том, что союзники, ведя пропаганду, относились к массам с тем же презрением, какое испытывал и он сам. В книге "Майн кампф" Шикльгрубер не раз подчеркивает, что люди, по его словам, в общем-то "женственны по натуре и по убеждениям, и поэтому их мысли и поступки мотивируются не столько трезвым расчетом, сколько переживаниями и сантиментами", причем их чувства просты, в них легко разобраться. Они мало дифференцированы, делятся на положительные и отрицательные, основанные на любви и на ненависти. Люди различают в основном "правильное" и "неправильное", правду и ложь и не хотят копаться в оттенках, не умея (или не желая) рассматривать каждую проблему с двух сторон. Лучше всего разобралась со всеми этими вопросами английская пропаганда. Сделав выводы из своих наблюдений, Гитлер сформулировал основной закон пропаганды: "Она должна бить всего в несколько точек, но ударять настойчиво и постоянно".

Согласно Гитлеру, массы "ленивы и медлительны, их воспоминания неточны, и они реагируют только на тысячекратное повторение простых истин". Он также подчеркивал, что эффективное руководство не зависит от широты теоретических познаний и что великие теоретики редко бывали хорошими организаторами, которые, помимо всего прочего, должны быть хорошими психологами. Талант "вождя" состоит в его способности руководить массами и совершенно отличается от таланта "идеолога" - человека, выдвигающего, развивающего и систематизирующего идеи.

2. Геббельс: тотальная война

«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой»

Пауль Йозеф Геббельс находился – вместе с Германом Герингом, Мартином Борманом и Генрихом Гиммлером – на высшей ступени у подножья фюрера. Геббельс был куда более яркой фигурой, чем хвастливый солдафон Геринг, непроницаемый Борман и страшный, но безликий Гиммлер. Низкорослый, щуплый, припадающий на левую ногу человечек, наделенный к тому же отнюдь не арийско-нордической внешностью, был снедаем неутолимой жаждой деятельности, обладал способностями незаурядного оратора, он был единственным в нацистской верхушке человеком пера – писателем и публицистом – и одним из редких в этой среде интеллигентов.

В 1926 Гитлер назначил Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге. Именно в столице раскрылись ораторские способности Геббельса, что предопределило его дальнейшую судьбу как главного агитатора и пропагандиста нацистской партии, а позднее и всего рейха. С 1927 по 1935 он являлся главным редактором еженедельной газеты "Ангриф" - рупора философии национал-социализма. В 1928 Геббельса избрали депутатом рейхстага от нацистской партии. На многочисленных митингах и демонстрациях Геббельс, постоянно одетый в слишком длинную для него шинель, сильным и резким голосом крыл сарказмом и оскорблениями берлинское городское правительство, евреев и коммунистов.

Именно Геббельс "обнаружил" в уголовнике Хорсте Весселе, нацисте, убитом в уличной драке, политического мученика и выдвинул скверные стихи Весселя в качестве официального партийного гимна. Гитлер был настолько поражен и восхищен деятельностью Геббельса в Берлине, что назначил его в 1929 году имперским руководителем пропаганды нацистской партии. Именно Геббельсу, как никому другому, принадлежат лавры за столь стремительное продвижение Гитлера к вершинам политической власти. В 1932 он организовывал и возглавлял избирательные кампании Гитлера по выдвижению на президентский пост, удвоив ему число голосов избирателей. Его пропаганда имела решающее значение накануне вступления Гитлера в должность канцлера. Умело переняв у американцев современные пропагандистские приемы и слегка изменив их под германскую действительность, Геббельс продемонстрировал поразительные способности психологического воздействия на аудиторию, хотя ораторская манера Геббельса разительно отличались от стиля выступлений фюрера. Его "десять заповедей национал-социалиста", написанные еще на заре нацистского движения, стали прообразом идеологической программы партии.

Расширение поля пропагандистской активности и, как следствие, необходимость более чёткой координации усилий при проведении агитационных компаний повлекли за собой серьёзные изменения в организационной структуре нацистской пропаганды. 13 марта 1933 г. было основано Министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал Геббельс, сохранивший за собой и пост руководителя рейхсуправления пропагандой (РПЛ). Геббельс определил стоявшую перед министерством задачу следующим образом: «Мы хотим так долго обрабатывать людей, пока они не перейдут на нашу сторону, пока они не достигнут идейного понимания того, что происходящее сегодня в Германии не только нужно, но и можно принять».

Пропаганда, по убеждению Геббельса, не обслуживает власть, но сама есть форма проявления государственной власти, больше того, пропаганда – синоним власти; правоту этого взгляда он подтвердил на деле. Собственно министерский штат насчитывал около тысячи сотрудников, по большей части молодых людей и, само собой, членов партии. Министерство состояло из десяти отделов: административно-юридического, пропаганды, радио, печати, кино, литературы, театра, музыки, изобразительных искусств и иностранного отдела. Геббельс подчинил все элементы жизни страны национал-социалистическим идеалам и стал по сути диктатором культурной жизни нации.

Нигде необычайная энергия Геббельса не проявилась так ярко, как на этом посту. Ежеутренне в конференц-зале своего министерства Геббельс давал руководящие указания редакторам крупных газет и радиокомментаторам. Гитлер не зря сказал однажды: “Дух сопротивления уничтожен нами при помощи радио”. Был выброшен лозунг: радиовещание в каждой семье! Промышленность получила государственный заказ на изготовление дешевых радиоприемников (в народе они получили прозвище “глотка Геббельса”). Ораторское искусство Гитлера, помноженное на эффект присутствия, давало разительные результаты, о чём свидетельствует то огромное внимание, которое нацисты уделяли развитию радиовещания — число радиослушателей увеличилось с 4 млн. в 1933 г. до 9 млн. в 1939 г. и до 15 млн. в 1945 г. Не упускал любого повода выступить по радио и сам министр пропаганды.

Беспринципность, принятая на вооружение в век массовых политических движений и означающая, что при оценке содержания и методов пропаганды можно забыть обо всех нравственных критериях. Геббельс презирал социал-демократов и партии среднего класса, с насмешкой отзываясь об их стараниях соблюсти внешние приличия и традиционную этику. Он откровенно говорил: «Пусть сколько угодно говорят о том, что наша пропаганда — крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия — плевать! В данном случае все это уже не так уж важно. Важно, что она вела к успеху — вот и все!». Идеи Геббельса не отличались новизной, но виртуозность, с которой он манипулировал ими применительно к обстановке, твердил сегодня одно, завтра другое, препарировал действительность, препарировал историю и лгал, безоглядно, непрерывно, самозабвенно, – поистине достойна удивления. Рейхсминистр пропаганды и просвещения Геббельс редко использовал полную и законченную ложь, предпочитая искажать идеи и извращать факты, и делая это с непревзойденным искусством. Обычно в его объяснениях присутствовало некое ядро или хотя бы зерно истины, которое он "умел обернуть множеством слоев интерпретаций, обязательно оставляя себе лазейку для бегства на случай, если его захотят проверить".

Нечего и говорить о том, что Геббельс (как и сам фюрер) никогда не ораторствовал “по бумажке”. Всё же его выступления не были импровизациями. Поведение Геббельса на трибуне, жестикуляция, владение голосом, риторические вопросы, рассчитанные паузы выдают в нем профессионала высокой квалификации. Он внимательно прослушивал записи своих речей, прежде чем пускать их в эфир, вставлял дополнительные овации там, где они казались ему недостаточными. В течение всей своей карьеры Геббельс не уставал подчеркивать, что пропагандист должен уметь объясняться на разных языках, чтобы находить подход и к образованным слушателям, и к простонародью, но в целях практической пользы нужно ориентироваться на среднего слушателя, "человека с улицы". Выступая неофициально, Геббельс не утверждал, что национал-социалисты были самыми эффективными пропагандистами во всей мировой истории. Напротив, в 1928 году он призвал воздать должное ряду исторических предшественников, включив в эту пеструю плеяду многих светских и духовных лиц, таких как Христос, Будда, Заратустра, Робеспьер, Дантон, Муссолини и Ленин. Он утверждал, что марксизм - это род сумасшествия и что он не имел своих "великих пророков", но зато создал талантливых агитаторов, таких как Бебель и Ленин, поставив их на службу своему безумию.

Интересно, что, говоря о важной роли ораторов и организаторов в современных массовых революционных движениях, Геббельс упомянул вместе и фашизм и большевизм, подчеркивая, что эффективное ораторское искусство гораздо важнее, чем знания и начитанность. Никакая статья, пусть она написана по законам самой строгой логики, не идет в сравнение с яркой и страстной речью. "Разве Муссолини был писака, а не великий оратор? - вопрошал Геббельс. - И что сделал Ленин, прибыв в Петроград из Цюриха: отправился в кабинет писать книгу или обратился прямо на вокзале к тысячам собравшихся людей?".

Пропаганда, как и всякая промежуточная связь, должна быть гибкой. Сама идея - это нечто жесткое, непоколебимое и неизменяемое, но метод, с помощью которого она "продается", должен быть удобным для приспособления к запросам и вкусам публики. "Выступая в провинции, я говорю совсем не так, как в Берлине, а для людей в Байрейте (городе Рихарда Вагнера) я нахожу совсем другие слова, чем для берлинцев! - объяснял Геббельс в 1928 году. - Все это - дело жизненной практики, а не теорий". Он любил также повторять, что пропаганда - это искусство, и обучение ей возможно только до определенного уровня, как игре на скрипке, а дальше все зависит от таланта.

Два столпа пропаганды – прославление и разоблачение. Режим утверждает себя в борьбе с врагами и чахнет без врагов. К числу особо выдающихся достижений Геббельса нужно отнести знаменитую мюнхенскую выставку 1937 года “Искусство вырождения”, истребление картин и сожжение книг. Литература была предметом особого попечения Геббельса – в конце концов он сам был писателем. В докладе “Умственный работник в борьбе за судьбу державы”, произнесенном в актовом зале Гейдельбергского университета в июле 1943 года Геббельс рассуждает о вреде интеллектуализма – излюбленная тема нацистской публицистики, где слово “интеллигент” было бранным. До сих пор привилегией руководить нацией пользовался слой богатых и образованных. Но революция опрокидывает старые алтари и воздвигает новые. Не интеллект, а железная воля, сильный характер и руководство – вот что необходимо. “Мы все состоим на суровой службе во имя исторической задачи, и суд грядущих поколений о нас и нашей эпохе будет зависеть от того, оказались ли мы на уровне этой задачи, выполнена ли она нами в том стиле и с тем успехом, которые обеспечат нам восхищение потомков”.

Во время 2-й мировой войны перед Геббельсом была поставлена задача поддержания морального духа нации. Его пропагандистская машина была нацелена на то, чтобы вызвать недовольство Советской Россией и побудить немцев держаться до окончательной победы. Эта задача становилась все более и более трудной, когда ход войны переломился в пользу союзников. Геббельс энергично работал, чтобы поддержать боевой дух немцев, постоянно напоминая им об их участи в случае капитуляции.

Вершина карьеры Йозефа Геббельса как политического писателя и самое знаменитое из его выступлений – речь о тотальной войне, произнесенная в пятницу 18 февраля 1943 года в берлинском Дворце спорта. После капитуляции 250-тысячной немецкой армии под Сталинградом был объявлен трехдневный государственный траур. По распоряжению Геббельса газеты вышли в черных рамках. Радиопередачи начинались с глухого барабанного боя. Спустя короткое время шеф пропаганды возвестил о тотальной войне.

Нужно сказать, что с самого начала у Геббельса – об этом свидетельствует дневник – были серьезные сомнения насчет перспектив военной кампании на два (а впоследствии на три) фронта. Стремительное продвижение вермахта в глубь России как будто развеяло эту неуверенность. “Фактически мы уже победили”, – записал он осенью 1941 года. В дальнейшем главной задачей министра пропаганды было убедить немецкое население, постепенно терявшее веру в победу, что у него нет другого выхода, как напрягать все силы, мобилизовать все резервы, принести любые жертвы – во имя собственного спасения. “Фюрер прислал ко мне Бормана, чтобы обговорить всесторонне вопрос о тотальной войне. При всей серьезности обсуждаемой темы для меня это – настоящий триумф: я констатирую, что все мои мысли и пожелания, которые я неустанно выдвигаю вот уже полтора года, теперь одним толчком предстоит воплотить в действительность”.

Речь Геббельса продолжалась два часа. В восемь, через час после ее окончания, она была передана по берлинскому радио, но так, как будто трансляция шла непосредственно из зала; в предварительном сообщении не говорилось, в каком часу начнется выступление министра пропаганды – вероятно, для того, чтобы союзная авиация не помешала Геббельсу (как это случилось незадолго до того с Герингом, чья речь было прервана из-за воздушной тревоги). Текст речи Геббельса о тотальной войне поступил на радио накануне, с указаниями министра, как надлежит ее подать. Речь сохранилась в виде звукописи и частично – на кинопленке. Зал неистовствовал, это была демонстрация преданности, восторга, полной потери человеческого достоинства. Успех в равной мере объяснялся специфическим подбором публики и взвинченностью оратора, который превзошел самого себя. “Я думаю, – записал Геббельс на другой день, – Дворец спорта никогда еще, даже в годы борьбы, не видел подобных сцен”.

Речь преследовала разные цели. Прежде всего она должна была поднять настроение, упавшее после катастрофы под Сталинградом. Речь была предназначена обосновать разработанные шефом пропаганды чрезвычайные меры, – для этого, между прочим, требовалось подавить сопротивление конкурентов Геббельса в высшей партийной и государственной бюрократии, оказать давление и на самого фюрера; речь должна была укрепить позиции Геббельса. И, наконец, она очевидным образом имела целью повлиять на западных союзников: авось угроза большевизма ослабит их волю сокрушить Германию.

Последняя большая речь доктора Геббельса по радио была произнесена 19 апреля, накануне дня рождения Гитлера. “В годину войны, в момент, когда, быть может, – хотелось бы верить, – в последний раз силы ненависти и разрушения сошлись на наших фронтах с запада, востока, юго-востока и юга, чтобы прорвать их и поразить империю смертельным ударом в сердце, я выступаю, как всегда это делал начиная с 1933 года, в канун 20 апреля перед народом, чтобы говорить с ним о фюрере...”

В апреле 1945, верный своему чувству мистической самонадеянности, Геббельс посоветовал Гитлеру остаться в Берлине в фюрербункере и, если потребуется, встретить там ослепительные мистические "Сумерки богов" (Gotterdammerung). Только таким способом, убеждал Геббельс, может сохраниться легенда о великом Гитлере. В политическом завещании Гитлер назначил Геббельса своим преемником на посту рейхсканцлера. Геббельс дополнил это собственным пропагандистским жестом. Сразу же после самоубийства Гитлера Геббельс и Борман предприняли последнюю попытку договориться с русскими. Когда стало ясно, что это невозможно, Геббельс решил покончить с собой. Магда Геббельс отравила шестерых своих детей и убила себя. Затем покончил с жизнью и Геббельс.

Список использованной литературы:

1. Шварцкопф К.Э. «Эволюция системы национал-социалистической пропаганды в период установления нацистской диктатуры в Германии»

2. Энциклопедия Третьего Рейха / под ред. Воропаева – М.: Локид-миф., - 1996.

3. Хазанов Б. «Творческий путь Геббельса» - magazines.russ.ru/october/2002/5/haz.html

4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. «Йозеф Геббельс - Мефистофель усмехается из прошлого». - Ростов-на-Дону, "Феникс". - 2000.

5. «Так говорил Геббельс: избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха» - http://hedrook.vho.org/download/goebbels.pdf