РУССКИЙ
УКРАИНСКИЙ
ENGLISH
ДонНТУ  Портал магистров ДонНТУ

Сербиненко Анна Александровна 


«ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА. ОТ ЧЁРНО-БЕЛОГО КИНО К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦЭФФЕКТАМ» 



Все, как один, лениво подносили ко рту разбухшее кукурузное зерно с весёлым названием «попкорн»… Комфортабельное, сотворённое по последним технологиям, кресло идеально подчёркивало плавный изгиб спины… Взоры неотрывно были направлены на огромную постоянно меняющуюся картинку… Мощные звуковые эффекты заставляли порой вздрагивать посетителей модного современного кинотеатра…



Такая картина вряд ли в наши дни кого-то удивит, не правда ли? Таким привычным и приятным делом стали уже походы в кино. Это и подходящее место для первого свидания, и отличный повод встретится старым друзьям, и не самый худший презент в честь знаменательной даты! Но, хочу вам сказать, что скорее всего, ходим в кино мы за эмоциями, чувствами, переживаниями и, несомненно, за хорошим настроением!!!


Сколько слёз, разбитых и влюблённых сердец, героев и неудачников, друзей и врагов, великих побед и горьких поражений отражаются ежедневно в «голубых» экранах наших телевизоров. Сколько кумиров, идолов и примеров для подражания находят телезрители в героях киноэпопей и киноисторий… И трудно представить, как обходилось без всего этого человечество «докиношной» эпохи!?


Но на самом деле первая из важнейших составляющих истории кино была проекция, которая зародилась еще в древние времена, когда первобытный человек мог любовался тенью своих рук на стене. Позже игра света и теней прошла сквозь все эпохи развития культуры от театра до кинематографа.


В эпоху немого кино без звука использовалась пленка шириной 35 мм, которая имела свойственные ей недостатки. Так первые пленки производились из легковоспламеняющегося химического вещества, из-за чего сильно перегретые проекторы нередко загорались.


В самом конце 1950-х качество цветопередачи в новых негативных кинопленках достигло вполне приемлемого уровня, однако ведущие кинематографисты, увлеченные разработкой новых не связанных с цветом киносредств в поиске инновационных художественных возможностей, несколько лет не обращали на них внимания. И только после того, как процесс открытия новых приемов с помощью черно-белой пленки замедлился, они стали больше обращаться к цвету.


В середине 1960-х годов множество крупнейших режиссеров переходят барьер технических проблем и снимают свой первый полнометражный цветной фильм, давая зрителю ощутить на себе всю возможность широкого использования цветовой гаммы.


Повышение светочувствительности черно-белой пленки в начале 1960-х к концу десятилетия привело к заметному изменению подхода к киноосвещению. Если раньше в условиях недостаточной освещенности – в помещениях и на натуре в темное время суток – приходилось применять значительную дополнительную подсветку, что делало свет в этих сценах достаточно условным и в конечном счете сказывалось на типе и степени условности светового рисунка в кинематографии в целом, то теперь появилась возможность снимать в сложных условиях лишь с минимальной подсветкой или вообще без нее.


И главными заметными новшествами были изменение формата кадра, новые приёмы освещения, средство перемещения камеры. Это способствовало как увеличению эстетического качества фильма, так и росту авторской свободы.


Эти нововведения – цвет, свет, формат и сложные перемещения камеры – укоренившись в нормативной киностилистике все вместе, привели к тому, что кино заметно изменилось. Теперь же появились возможности для проявления некоторого разнообразия и инноваций внутри этой четкой структуры, которая остается основой киноповествования и поныне.


История кинематографа небольшая, и известна даже точная дата его рождения - это 28 декабря 1895 года. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ "кинематографа братьев Люмьер".


Но все не так просто. Уже в 1888году проходили лабораторные и публичные демонстрации фильмов, но они носили случайный характер. Мало того, в том же 1895 году проходило приличное количество сеансов движущейся фотографии, но их изобретатели, как правило, не знали друг о друге, что послужило впоследствии причиной бесконечных споров о приоритете в кино. Почему в этом споре победили братья Люмьер? Да, просто потому, что их публичные платные сеансы оказались наиболее успешны с точки зрения коммерции.


Люмьеры не появились из неоткуда. Братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в Лионе. После многократных публичных сеансов происходивших начиная с марта 1895 года Люмьер заказывает в мастерских, руководимых Карпантье, свой "синематограф", который далеко превосходил все ранее созданные.


Техническое совершенство аппарата и сенсационное содержание новых фильмов Люмьера обеспечили им повсеместно триумфальный прием. Они создали известность в большей части земного шара слову "синематограф" (или его производным "синема", "сине", "кино" и т. д.), означающему новый вид зрелища.


Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик" - намечают пути дальнейшего развития кино. Первый фильм Луи Люмьера "Выход с завода" носил почти рекламный характер. Он впервые демонстрировался на конференции, посвященной развитию фотопромышленности во Франции. Устремляющиеся к выходу работницы в широких юбках и шляпах с перьями, рабочие, ведущие свои велосипеды, придают в наших глазах этому обычному чествованию наивную прелесть. В "Прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными.


Сначала на экране показали общий план пустого вокзала и рабочего, проходящего с тележкой по перрону. Затем на горизонте появляется быстро растущая черная точка. Вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Вагоны останавливаются у платформы. Толпа пассажиров направляется к вагонам, и среди них мать Люмьера, в шотландской накидке, с двумя внуками. Двери вагонов открыты, пассажиры входят и выходят. Между ними две невольные "звезды" фильма: молодой крестьянин из Прованса, с палкой в руке, и очень красивая молоденькая девушка, одетая во все белое. Крестьянин и девушка были сняты очень крупным планом, чрезвычайно четко.


В общем и целом, поезд стал символом кинематографа.


Новый фильм "Политый поливальщик" не обладал техническими достоинствами "Прибытия поезда". Секрет его успеха был заложен в сценарии. Сюжет несложен: маленький мальчик ставит ногу на резиновый рукав, чем вызывает тревогу у поливальщика, и направляет ему в лицо струю воды в момент, когда тот осматривает шланг.


В январе 1896 года в "Большом кафе" демонстрировали снятый "обратной съемкой" фильм "Разрушение стены". Благодаря этому приему, казалось, что стена внезапно восстанавливается из облака пыли.


Пройдёт не один десяток лет, прежде, чем немое чёрно-белое кино уступит место своему «продвинутому» потомку – цветному фильму, и события на экранах в точности будут повторять цвета и звуки из жизни.


И, как известно, нет предела человеческой фантазии…


Голливуд должен быть благодарен современным технологиям за возможность создавать невероятные эффекты, снимать масштабные батальные сцены, выводить на экран фантастических персонажей.



Технологии компьютерной графики (CGI) позволяют создавать трехмерные изображения объектов и персонажей. Первым полнометражным анимационным фильмом, созданным с применением этой технологии, стала «История игрушек»; до этой картины компьютерная анимация совмещалась с реальным фоном, использовалась для рекламных роликов и короткометражных мультфильмов.


Программа Massive, благодаря которой несколько тысяч актеров массовки, присутствующие на съемочной площадке, превращаются на экране в огромную толпу, применяется в основном для сцен грандиозных сражений (как в фильме «Властелин колец»), где каждый из воинов «думает» самостоятельно и двигается без помощи аниматора.


В трилогии «Властелин колец» была также применена технология Motion capture, благодаря которой появился удивительный персонаж Горлум.


Рекордсменом по спецэффектам стал блокбастер «Матрица», в котором с помощью технологии Bullet-time создавался замедленный вариант событий, происходящих за долю секунды, Нео «размножался» с помощью цифровых копий, надетых на статистов. Особенно сложными были эпизоды последней части трилогии, в которых события происходят под дождем: для передачи "поведения" воды на одежде и теле участников использовалась специальная моделирующая частицы программа.


Новым словом в кинематографии стал и абсолютный отказ от декораций, которые «дорисовываются» на компьютере. Так снималась лента «Небесный капитан и мир будущего» - актеры играли на фоне огромного голубого экрана, почти вслепую, ведь им приходилось ориентироваться по сложной сети проецируемых маркеров.


Для головокружительных воздушных схваток используется технология Wire - fu: актеров подвешивают на тросах. Этот метод использовался в фильмах «Ангелы Чарли», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Шаолиньский футбол» и других.


Не отстают от компьютерщиков и мастера косметических эффектов. Для работы над фильмами создаются новые типы долговечных протезов из силикона, которые не плавятся и способны передавать мимику актера.



Словом, современный кинематограф – необъятная индустрия, соприкоснуться с которой сегодня может каждый!!!


Больше информации об удивительном мире кино, его звёздах, самых престижных кинопремиях и кинофестивалях, о людях, которым мы благодарны за гениальные шедевры, о знаменитых кинокомпаниях и самых высокооплачиваемых актёрах, имена которых на слуху у каждого, можно найти по следующим ссылкам:


http://www.sovets.ru/business/success/1762.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84

http://hifilm.ru/

http://start.universalpictures.ru/

http://www.hollywood.com/

http://www.liverating.ru/n_id/1794/

http://www.warnerbrosrecords.com/

К началу страницы

©2008 ДонНТУ, Сербиненко А.А.