RUS | UKR | ENG | ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Горожанкин Борис Вячеславович

Тема выпускной работы: «Моделирование деятельности предприятия по торговле антрацитовыми углями»

Горожанкин Борис Вячеславович

Факультет: Факультет вычислительной техники и информатики

Специальность: Экономическая кибернетика

Руководитель: доцент кафедры ПМИ Карабчевский Виталий Владиславович

Материалы по теме выпускной работы: | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Выбор хвостатого друга

Сенсор

Самые первые мышки появились ещё в 60-х годах ХХ века. Были они оптико-механические, что означает, что для определения положения мыши выполнялось посредством «шарика», который вращал валики (вертикальный и горизонтальный), вращение валиков дальше преобразовывалось в движения курсора на экране. Конечно, первые мышки были очень неудобными, неточными и обладали ещё множеством недостатков. Большинство из них был устранено с переходом на оптический сенсор.

Genius GM-6 1987 года выпуска. Даже сейчас драйвера на неё можно найти, правда, только для Windows 98

Рисунок 1 - Genius GM-6 1987 года выпуска. Даже сейчас драйвера на неё можно найти, правда, только для Windows 98.

Рисунок 2 – Внутреннее строение мыши Genius GM-6. Шарик вращает 2 валика – горизонтальный и вертикальный, 2 сенсора (красного цвета на конце валиков) по движениям валиков определяют направление движения мыши

Рисунок 2 – Внутреннее строение мыши Genius GM-6. Шарик вращает 2 валика – горизонтальный и вертикальный, 2 сенсора (красного цвета на конце валиков) по движениям валиков определяют направление движения мыши.

Механические мышки быстро потеряли актуальность и сейчас их можно встретить только в музеях, посвященных истории компьютерной технике. С появлением оптических мышей механизм распознавания движений был существенно переработан и на сегодняшний день они наиболее популярны. Основу такой мыши составляет сенсор, который «фотографирует» поверхность очень много раз в секунду, а потом мышиный процессор, сравнивая 2 «фотографии» определяет вектор движения. Для повышения эффективности сенсора такие мышки обычно обладают характерной красной подсветкой. Были так же созданы некоторые разновидности оптической технологии: инфракрасный сенсор и использование нескольких сенсоров. Инфракрасный сенсор называют оптическим сенсором 3-го поколения. На данный момент этот сенсор обладает уже запредельными характеристиками, по сравнению с другими оптическими сенсорами.

Принцип работы оптической системы. Свет от диода фокусируется под датчиком, отраженный свет попадает на датчик в виде матрицы 8х8, 16х16, 32х32 пикселей и помещается в буфер. Потом сравнивается 2 фотографии и по ним строится вектор движения

Рисунок 3 – Принцип работы оптической системы. Свет от диода фокусируется под датчиком, отраженный свет попадает на датчик в виде матрицы 8х8, 16х16, 32х32 пикселей и помещается в буфер. Потом сравнивается 2 фотографии и по ним строится вектор движения.

Развитием оптической технологии стал лазерный сенсор. Идея его в том, что поверхность подсвечивается лазером, из-за чего фотографии поверхности становятся более контрастными. Это позволяет увеличить DPI с 1800 (максимум для оптического сенсора) до невероятных 4000. Первые лазерные сенсоры по остальным характеристикам были немного хуже, чем лучшие оптические сенсоры. Сейчас уже технология дошла до совершенства, и лазерный сенсор стал отличной заменой оптического. Однако ещё встречаются лазерные сенсоры, которые на определенных поверхностях и конфигурациях компьютера ведут себя непредсказуемо. Но такие случаи редки и быстро выявляются в процессе эксплуатации.

Одна из самых популярных оптико-механических мышей прошлого века Mitsumi ECM-S3102

Рисунок 4 – Одна из самых популярных оптико-механических мышей прошлого века Mitsumi ECM-S3102.

Основные характеристики мыши

DPI (dots-per-inch) – количество точек на дюйм (1 дюйм = 2.54 сантиметра), этот параметр указывает сколько раз мышь посылает измерений на один дюйм. Например, 800 DPI означает, что, проехав один дюйм, операционной системе будет передано 800 измерений. Отсюда следует вывод: чем больше DPI, тем точнее мышь. Чаще всего встречаются мыши с 800, 1600, 2000 DPI и более. Однако при увеличении DPI так же и увеличивается скорость передвижения курсора. Мышь с 1600 DPI будет двигаться в 2,5 раза быстрее, чем обычная мышь. Это не очень удобно при работе в офисных приложениях, в графических пакетах и т.п. Уже при 1600 DPI курсор «бегает» по рабочему столу очень резво и управлять им достаточно сложно. А из-за этого быстрее устает рука. Стандартная офисная мышь имеет 400-800 DPI и для обычной работы в офисных приложениях этого вполне достаточно. Для чего же тогда нужна большая чувствительность сенсора? Для компьютерных игр. И именно благодаря компьютерным играм мышки начали активно эволюционировать: из динозавров с валиком до современных очень удобных и технологичных мышей с лазерным сенсором. И сейчас технология достигла высочайших высот в повышении комфортности использования электронного грызуна.

Logitech M-UAE96. Стандартная недорогая офисная мышь. Хорошая сборка, подходит для обеих рук, не требует драйвера. Технические характеристики минимально подходят для использования. Если нужно работать в чем-то отличном от офисных приложений, то лучше купить другую мышь

Рисунок 5 – Logitech M-UAE96. Стандартная недорогая офисная мышь. Хорошая сборка, подходит для обеих рук, не требует драйвера. Технические характеристики минимально подходят для использования. Если нужно работать в чем-то отличном от офисных приложений, то лучше купить другую мышь.

Внутренности Logitech M-UAE96. По центру располагается сенсор, левее него диод, справа – кнопки

Рисунок 6 – Внутренности Logitech M-UAE96. По центру располагается сенсор, левее него диод, справа – кнопки.

Высота отрыва – эта характеристика указывает, на сколько нужно поднять мышь над рабочей поверхностью, чтобы мышь перестала считывать информацию о передвижении. В основном эта характеристика важна только для игроков, которые играют с маленькой чувствительностью. В этом случае приходится очень часто отрывать мышку от рабочей поверхности. Поэтому чем меньше высота отрыва, тем лучше.

Частота опроса порта USB. По умолчанию мышь и ОС обмениваются сообщениями 125 раз в секунду. Некоторые мыши позволяют увеличить эту величину до 500 и 1000 раз в секунду. Это делает движения курсора более плавными и точными, от чего пользоваться грызуном становится удобнее. Переход с 125 до 500 герц очень заметен, но уже выше 500 разницы практически не чувствуется. Имеет смысл покупать новую мышь только ради увеличения этой характеристики? Я думаю, что нет. При чем, есть возможность разогнать программно порт USB. Кроме того, без драйвера мышь сама не может разгонять порт свыше 125 МГц. Но помните, что увеличенная частота опроса порта может негативно сказаться на быстродействии компьютера. На старых машинах при 1000 герц загрузка может достигать 30-50%, поэтому делать это нужно очень осторожно.

SKYPE-MOUSE, мышь для IP-телефонии. Чаще всего используется с программой SKYPE при живом общении через Интернет. Не очень удобна в использовании из-за небольшого размера

Рисунок 7 – SKYPE-MOUSE, мышь для IP-телефонии. Чаще всего используется с программой SKYPE при живом общении через Интернет. Не очень удобна в использовании из-за небольшого размера.

SKYPE-MOUSE в развернутом виде. Кнопки и сенсор становятся неактивными, и мышь исполняет роль телефона

Рисунок 8 - SKYPE-MOUSE в развернутом виде. Кнопки и сенсор становятся неактивными, и мышь исполняет роль телефона.

Другая важная характеристика – это максимальная скорость движения мышки без срыва курсора. В обычных мышках при очень резком движении мышкой курсор перестает слушаться и едет (или просто стоит на месте) в любом направлении, кроме нужного. В новейших мышах этого практически не случается. Эта скорость обычно указывается в дюймах или сантиметрах. 1 дюйм равен 2,5 сантиметра, поэтому перевод может осуществляться «на лету». На практике обычный пользователь не сможет разогнать мышку до скорости 1 метр в секунду (40 дюймов), поэтому зачастую большая скорость и не требуется. Но небольшой запас не будет лишним.

Несколько лет назад, когда только начали появляться первые мыши с оптическим сенсором, главным параметром мыши считалось DPI. Сейчас взгляды на это немного изменились. Дело в том, что кроме первой проблемы увеличения DPI, когда мышью с ростом DPI становится очень сложно управлять, есть ещё одна. Некоторые производители мышек начали хитрить и увеличивать DPI программно, используя экстраполяцию. Это отрицательно сказывается на точности мыши. Эффект от этого можно увидеть, если, например, в Windows увеличить чувствительность мыши через панель управления. В этом случаем мышь будет перемещаться рывками, перепрыгивая через несколько пикселей.

Выбор мыши

Долгое время мышь не считалась чем-то таким, чему нужно уделять внимание. Чаще всего выбору мыши не уделялось много внимания. И оно было не нужно, потому что все мыши были одинаково плохи. Сейчас времена немного изменились. Появилась масса манипуляторов различной формы, расцветки, характеристик. В том числе огромное внимание уделено комфорту при использовании мышей. С одной стороны, характеристики мышей уже достигли того порога, что дальше некоторые характеристики увеличивать просто не имеет смысла. Как много человек смогут заставить двигаться мышь со скоростью 2 метра в секунду?

Игровая мышь Razer Krait на матерчатом игровом коврике Steel Series

Рисунок 9 – Игровая мышь Razer Krait на матерчатом игровом коврике Steel Series.

Одной из проблем, с которыми можно столкнуться при выборе хвостатого друга, состоит в том, что для опробования мыши нужно некоторое время около 1-2 недели. Главное не забывать, что в течение 14 дней со времени покупки можно обменять купленную мышь на деньги или взять другого хвостатого друга. Главное только не повредить товарный вид. За 14 дней руки привыкнет к новому манипулятору и будет понятно, где и что мешает. Обязательно нужно выбирать ту мышку, с которой руке будет удобно. Так же нужно проверить качество сборки, чтобы в мышке ничего не тряслось, кнопки с колесиком не шатались, если это не предусмотрено конструкцией Иначе использование может стать кошмаром. Следующий важный фактор – это коврик или его отсутствие. Недорогие мыши (5-10 долларов) могут зачастую обойтись и без коврика. Чего не скажешь об их более дорогих собратьях. Покупать дорогую мышь и дешевый коврик то же самое, что покупать Феррари и ставить на неё колеса от Запорожца. Но обратите внимание, что не все коврики оптимально взаимодействуют со всем манипуляторами. Например, на пластиковых ковриках мышь двигается быстрее взамен точности, а на матерчатых - ситуация обратная. Так что подбирать коврик нужно индивидуально к каждой мышке.

Неудачный вариант офисная мышь и игровой матерчатый коврик

Рисунок 10 – Неудачный вариант. Офисная мышь и игровой матерчатый коврик.

Когда выбираете мышь, в первую очередь необходимо определить для чего она покупается: для офисной работы, домашнего использования, работы в различных графических пакетах, для игр.

Заключение

И последнее, не забывайте, что хорошая мышка может сэкономить некоторое количество нервных клеток и повысить комфорт при общении с железным другом. Но хорошие вещи обычно стоят дорого, и после использования хорошей мыши не всегда будет просто вернуться к обычным офисным мышкам.

Литература:

1. http://www.ixbt.com/peripheral/mice-sensor.shtml

Статья "С точки зрения оптических мышей". Автор Владимир Сирота. Статья рассматривает строение и общие принципы работы оптических мышей. В целом статья не идеальная, но подходит для понимания основ работы оптической мыши.

2. http://www.ixbt.com/peripheral/cheapmouses-p3-microsoft-mitsumi.shtml

"Теория бюджетных манипуляторов. Часть 3". Автор Владимир В. Борзов. Старая статья описывает недорогие опто-механический мыши. Может использоваться только как историческая справка.

3. http://www2.razerzone.com/gaming-guide/

"The gamers guide - for gamers. By gamers". Небольшое пособие на английском языке, которое описывает основные характеристики мыши и особенности поведения мыши в играх. Желательно прочитать геймерам.

4. http://assets.logitech.com/logitechpress/index.cfm?template=node_content&node=1116&asset=35161

Справочные материалы для прессы от компании Logitech.


ДонНТУ>| Портал магистров ДонНТУ| | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание