Факторы, влияющие на поведение потребителей Колесникова Е.В.
Материалы студенческой научно-практической конференции "Маркетинг",   Анализ новейшей отечественной литературы показывает, что в настоящее время экономистами продолжается фундаментальное изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей, и фокусирование внимания на данной проблеме будет осуществляться и в перспективе развития человеческой цивилизации. Проблема поведения потребителя на рынке является ключевой.
  Целями написания данной статьи является анализ и исследование факторов, влияющих на поведение потребителей.
  Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Как верно заметил один критик, маркетологи изучали потребителя как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя "на крючок", предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.
  Для выявления факторов, влияющих на поведение потребителя, следует выяснить: кто, как, когда, где, что и почему покупает, степень важности различных критериев товара на различных этапах процесса принятия решения о покупке, а также намерения потребителей.
Информация о поведении различных категорий потребителей в процессе и после совершения покупки полезна для правильной интерпретации данных о продажах и оценки результатов позиционирования товара.
  На поведение потребителя оказывает очень большое количество разнообразных факторов. Самое сильное влияние на поведение потребителя оказывают культурные факторы. Не менее существенным также является и влияние индивидуальных особенностей личности, семьи и ситуации.
Культура – определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения. Культура не включает в себя инстинкты и идиосинкразическое поведение как путь одноразового решения уникальной проблемы.
Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы (возможно с некоторыми поправками). Нормы – это правила поведения, выработанные на основе согласия всех ее участников. Культурные или общественные ценности объединяют разные группы людей, а индивидуальные являются устоявшимися (в том что касается целей) или инструментальными (поведение) нормами индивидуумов. Индивидуальные ценности могут не разделять все или хотя бы некоторые члены группы, хотя семейные, религиозные или национальные корни человека обычно влияют на его персональные ценности.
Еще одним важнейшим фактором, влияющим на поведение потребителя, является его семья. Семья – важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей.
Литература.
|