RUS| ENG ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Куринная Анна Валерьевна

Реферат выпускной работы магистра по теме:

"Оптимизация управленческой структуры предприятия при внедрении КИС"

Выполнила: Куринная А. В.

Биография | Библиотека | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность внедрения КИС на предприятия
1.2 Цели и задачи работы
2 ОБЗОР ВНЕДРЕНИЯ КИС
2.1 Стадии проекта разработки и внедрения КИС
2.2 Проблемы внедрения КИС на Украине
3 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
ВЫВОДЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


ВВЕДЕНИЕ

     Движение, скорость, постоянные изменения — таков девиз современного мира. Расстояния и время перестают быть ограничениями. И сегодня очень часто успеха добивается уже не тот, кто самый умный и богатый, а тот, кто хотя бы на шаг впереди других.

     Как же не отстать от жизни и не оказаться далеко позади конкурентов? Как сохранить стабильность экономического роста? Как сохранить достигнутые позиции на рынке? Или современный бизнес — это гонки без победителей?

     Исчерпывающие ответы на эти вопросы, увы, пока не найдены. Совершенно ясно одно — в век информационных технологий только при широком использовании информационных систем можно достичь уровня "бизнеса со скоростью мысли".

     Однако бережливый собственник или ответственный исполнитель не будет тратить деньги на то, чтобы просто отметиться в списке "охваченных" информатизацией. Он хочет видеть отдачу от вложенных средств, рассчитывает получить эффективное решение задач предприятия, причем своего, а не гипотетических компаний и холдингов, "успешно автоматизируемых" в рекламных буклетах. Рачительному хозяину и собственнику необходима реальная автоматизация всего предприятия.

     Эффективность функционирования самых разнообразных компаний во многом зависит от используемой информационной системы. В настоящее время на рынке информационных технологий предлагаются различные программные продукты для корпоративных информационных систем, которые достаточно сильно различаются как по функциональным возможностям, так и по стоимости (как внедрения, так и дальнейшей эксплуатации).


1.1 Актуальность внедрения КИС на предприятия

     Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления — вот первоочередные задачи руководителя предприятия. Для повышения эффективности работы предприятия и оптимизации всех бизнес-процессов целесообразно внедрение КИС.

     Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью описания и разработки методов и рекомендаций по организации внедрения КИС таким образом, чтобы не просто автоматизировался существующий на предприятии порядок и схемы документооборота, а усовершенствовался или даже оптимизировался. Научная новизна работы заключается в применении различных оптимизационных моделей для проекта по внедрению КИС.


1.2 Цели и задачи работы

     Целями моей работы являются:

    1. Изучение опыта внедрения аналогичных систем.
    2. Формализация этапов внедрения, проблем и неудач, возникающих на различных этапах от выбора до внедрения.
    3. Выработка рекомендаций, которые позволят компании, внедряющей КИС, минимизировать риски.
    4. Построение моделей, позволяющих оптимизировать информационные потоки внутри корпорации, а в конечном итоге и всю систему управления предприятием.

     Исходя из поставленной цели, задачи работы:

    1. Изучение различных аспектов успешного внедрения АС в следующих направлениях:
      • критерии выбора КИС и её конфигурации;
      • этапы "предпроектного обследования";
      • принцип создания и построения рабочих групп по внедрению;
      • оптимизация документооборота и структуры управления;
      • организационные и психологические аспекты, способствующие или препятствующие успешному внедрению.
    2. Обзор и анализ существующих автоматизированных систем управления предприятием с учетом мировой практики и обзора рынка Украины.
    3. Предполагается демонстрация АС 1С:Предприятие для конкретного предприятия.
    4. Планируется построение и использование оптимизационных моделей.
2 ОБЗОР ВНЕДРЕНИЯ КИС

2.1 Стадии проекта разработки и внедрения КИС

      Основные стадии проекта разработки и внедрения КИС включают:

    1. Анализ опыта других предприятий (обычно близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.), связанного с внедрением КИС.
    2. Определение целей проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач и возможности внедрения принципиально новых управленческих технологий.
    3. Определение укрупненных показателей эффективности бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, и формирование первоначальных критериев успешности проекта.
    4. Определение приемлемого финансового плана-графика проекта.
    5. Организация тендера и выбор управляющей (внедряющей) компании.
    6. Подготовка персонала компании к проекту изменений, разработка новой политики мотивации труда.
    7. Утверждение проектной методологии.
    8. Управление проектом организационных изменений.
    9. Утверждение модели управления проекта.
    10. Разработка и утверждение плана-графика обследования.
    11. Управление проектом обследования. Построение и утверждение бизнес-модели "как есть".
    12. Представление и согласование полученных результатов.
    13. Анализ бизнес-модели «как есть», разработка и утверждение бизнес-модели "как должно быть".
    14. Управление проектом реорганизации бизнес-процессов.

      Процесс реализации алгоритма оценки эффективности потенциального внедрения КИС можно представить в виде следующих основных этапов:

    1. Определение возможных основных целей внедрения КИС.
    2. Формирование исходной информационной базы входных данных.
    3. Экспертная оценка наборов качественных и количественных характеристик компании и внедряемой системы.
    4. Обработка собранных данных. Алгоритм определения наиболее подходящей оценки основан на построении правил нечёткого логического вывода.
    5. Анализ и интерпретация полученных результатов, рекомендации по принятию инвестиционного решения.

     Принципиальная схема алгоритма представлена на рисунке 1:

Алгоритм решения задачи эффективности затрат на корпоративную информационную систему
на распределенном предприятии
Рис. 1 Алгоритм решения задачи эффективности затрат на КИС
на распределенном предприятии

2.2 Проблемы внедрения КИС на Украине

      Основными проблемами, возникающими при внедрении КИС, в Украине являются:

  • недостаточное внимание руководства к внедрению проекта;
  • отсутствие чётких целей;
  • хаотичные бизнес-процессы;
  • недостаточное финансирование;
  • неготовность к изменениям;
  • низкая квалификация кадров;
  • нестабильность законодательства;
  • коррупция.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

      Традиционно управление изменениями относится к такому разделу современной теории управления, как управление проектами (УП). При этом можно выделить три общих раздела УП:

    1. Календарно-сетевое планирование и управлени.
    2. Методы управления проектами, носящие обобщающий, интуитивный и качественный характер.
    3. Механизмы управления проектами, рассматривающие математические модели систем управления проектами и учитывающие активность поведения их участников.

      Существующие на сегодняшний день результаты исследования корпоративного управления проектами не учитывают или учитывают не в полной мере перечисленные выше признаки. С другой стороны, имеющиеся модели и методы управления и методы программно-целевого планирования и управления не отражают специфики корпораций.

      Таким образом, целью данной работы является разработка и исследование эффективных механизмов управления корпоративными программами.

      Далее рассмотрим следующие математические модели:

  • модель системы управления корпоративными программами;
  • модели и методы оптимизации структуры управляющей компании.

      В модели системы управления корпоративными программами производится сравнение реализация корпоративной программы под руководством корпоративного центра и управляющей компании, а также решается задача выбора управляющей компании.

      Пусть корпоративная программа состоит из n проектов, каждый из которых реализуется соответствующим активным элементом (АЭ). Множество проектов обозначим I = {1, 2, .., n}.

      Стратегией i-го АЭ является выбор действия j. Выбор действия требует от i-го АЭ затрат, относительно свойств которых предположим, что Ci — неотрицательная неубывающая функция, равная нулю в нуле.

      Предположим, что j-ый центр (подразделение корпорации) оценивает эффективность реализации корпоративной программы в соответствии с показателем (агрегированным результатом деятельности АЭ) zj.

      Обозначим Hj(zj) — доход j-го центра от реализации корпоративной программы, где:
z = (z1, z2, …, zn) — вектор результатов деятельности,j є K.

      Предположим, что каждый из центров осуществляет финансирование доли затрат на корпоративную программу. Зависимость между размерами затрат центров и результатами деятельности АЭ назовем функцией стимулирования.

     Таким образом, суммарное стимулирование, получаемое i-ым АЭ:
     i є I

      Целевые функции центров и АЭ имеют вид:
     j є K, i є I.

      Относительно информированности участников и порядка их функционирования предположим, что сначала центры одновременно и независимо выбирают функции стимулирования и сообщают их АЭ. Затем АЭ одновременно и независимо выбирают свои действия, которые не наблюдаются центрами — последним становятся достоверно известны только агрегированные результаты деятельности. В качестве концепции равновесия используется равновесие Нэша. В общем случае задача управления заключается в нахождении множества эффективных по Парето равновесий игры центров.

ВЫВОДЫ

     Планирование внедрения компьютерных информационных систем, по сути дела, является реформированием системы управления предприятием. Поэтому грамотно подготовленный план позволит избежать множества проблем, возникающих при внедрении системы и ее последующей эксплуатации. Изменение системы управления в первую очередь связано с применением новейших методов работы с информацией. Реформирование касается процессов управления бизнес-процессами, планирования, контроля. Применение КИС в определенной степени меняет роль финансовых функциональных подразделений, повышая роль ответственности их руководителей. Происходит это еще и потому, что руководители предприятия получают возможность непосредственного контроля над любыми результатами деятельности каждого подразделения.

     Наряду с изменением сущности информационных потоков происходит также снижение трудоемкости выполнения стандартных операций. Один и тот же документ проходит через различные подразделения предприятия, которые вносят в него необходимые изменения. Без применения компьютерной информационной системы каждый отдел создавал бы свои документы с самого начала. Информационная система нужна организации для того, чтобы обеспечивать информационно-коммуникационную поддержку ее основной и вспомогательной деятельности.

      На практике большинство структур предприятий не оптимальны: инструментарий обработки рынка беден, внутренние взаимодействия противоречивы, управление неэффективно. Такое положение вещей объясняется объективным отсутствием достаточного управленческого опыта у руководителей, знаний о практической эффективности методов взаимодействия с рынком, быстрым изменением экономической ситуации. Неоптимальная структура часто способна приносить прибыль и обеспечивать выживание предприятия, поэтому и сохраняется в неизменном виде до наступления кризиса.

      Реально оптимизация корректирует методы обработки рынка предприятием (либо внедряет новые), устраняет противоречия и дублирование во внутренних взаимодействиях, снимает проблемы, возникшие из-за несовершенства структуры. Проблемы, возникшие из-за несовершенства управления, поддаются решению через оптимизацию оргструктуры ровно в той мере, в какой поддается коррекции управление. Значительную пользу приносит диагностика, предшествующая оптимизации, выявляющая действительные проблемы предприятия, которые впоследствии, при правильной их корректировке посредством КИС, будут полностью устранены.

     Таким образом, в работе был произведён анализ существующих корпоративных информационных систем и проанализированы этапы их внедрения на предприятия, а также проблемы, возникающие на данных этапах и способы их устранения. Также в работе рассмотрены основные этапы, необходимые для реализации и внедрения КИС на предприятие, приведены критерии, в соответствии с которыми производится оценка эффективности внедрения КИС, а также рассматривается специфика управления в корпорациях и математичесик модели, позволяющие наиболее эффективно выбрать и внедрить КИС на любое предприятие.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
    1. Гламаздин С.Е., Новиков Д.А., Цветков А.В. Управление корпоративными программами: информационные системы и математические модели.- Москва, 2003
    2. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений. - Киев, 2006
    3. Черненко М. Проблемы управления украинскими предприятиями.//Корпоративные системы.-2002, № 4.
    4. Чадаев В., Шеметова И. Информационные системы. Создание и внедрение. - Москва, 2004.
    5. Зайцев М.Г., Верюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. - Москва, 2007.
    6. Конюховский П.А. Математические методы исследования операций. - Санкт-Петербург, 2001.
    7. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. - Москва, 2001.
    8. Бережная Е.В, Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. - Москва, 2002.
    9. Хазанова Л.Э. Математические методы в экономике. - Москва, 2002.
    10. Косорукова О.А., Мищенко А.В. Иследование оперраций. - Москва, 2003.

     * На момент написания реферата работа находится в стадии разработки. Защита планируется в декабре 2008г. Полный текст работы и все материалы могут быть получены у автора после указанной даты по адресу: kurinnajaanna@rambler.ru

Биография | Библиотека | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание