Фалевич В.В.
     
ДонНТУМагистры
Биография

Автореферат

Библиотека

Каталог ссылок

отчет о поиске

Индивидуальное задание

Факультет: Горно-геологический

Специальность: Экологическая геология

Тема выпускной работы:
«Влияние отходов угледобывающего предприятия на окружающую природную среду
(на примере ш. «Полтавская» Г.П. Орджоникидзеуголь)»

Руководитель: доктор геологический наук  Волкова Т.П.

         

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КИЕВУ

      Киев - старинный центр славянства. Был основан славянским князем Кием, его двумя братьями и сестрой. Впервые упоминается в летописях в 860 г.
        Говорить об истории, культуре, архитектуре, искусстве этого города можно много. Но мне хотелось бы не просто рассказать об этом чудесном городе, а поделится своими незабываемыми впечатлениями, прикоснуться к таинствам старины и современности.

1 КРЕЩАТИК

            Центральная магистраль и деловой центр столицы Украины пролегает от Европейской до Бессарабской площади проходит через Старокиевский и Печерский районы города. Застройка Крещатика началась с конца 18 ст. Во времена Киевской Руси эта местность представляла собой покрытую лесом долину, в которой протекал ручей. В давние времена она была местом охоты, где киевляне расставляли сети для ловли дикого зверя (отсюда и древнее название - Перевисеще). Позже она называлась Крещатой долиной. В документах 16-17 ст. эта местность известная по названию Евсейковой долины; в документах 18ст. - под названием Пески. Из озера в районе нынешнего Майдана Незалежности (Рис.1) вытекал ручей, который в районе Бассейной сливался с Кловом. Вдоль ручья долиной пролегал путь на Васильков.



Рисунок 1- Майдана Незалежности

            В районе Майдана Незалежности проходили валы, которые окружали город. Там, где теперь начинается Софиевская улица, была Лядська брама. От нее через долину шел Ивановский путь из старого города на Печерск. В начале 18 ст. через Крещатик был проложен путь с Подола на Печерск (настоящие Владимирский спуск и улица Михаила Грушевского). Первые жилые деревянные дома появились на Крещатике в 1797 г. в районе между Европейской площадью и Майданом Незалежности
            В 1803 г. в начале улицы (на перекреске Крещатика и Трехсвятительской улицы) построен первый в Киеве городской театр (архитектор А. И. Меленский; с этого времени Крещатик называли Театральной улицей), это деревянное сооружение 1851 г. было снесено, вместо него построен по проекту архитектора О.В. Беретті трехэтажный отель "Европейский". В 1834 - 69 начало употребляться и название Крещатик. Постановление об официальном утверждении названия принято в 1869 г.   
        Первым каменным домом на Крещатике был дом Головинского, до 1849 г. в нем располагалась губернская почтовая контора с отделением для дилижансов. В 1978 - 82 гг. на его месте построено новое помещение музея В. И. Ленина. Сейчас это Украинский дом, в нем проводятся разнообразные выставки, концерты, конференции и т.п. Застройка и формирование Крещатика как улицы начались с 30 - 40-х гг. 19 ст. В 70 - 80-х гг. 19 ст. На Крещатике возводятся в основном трехэтажные дома с магазинами, помещениями для контор и банков. Крещатик становится главной улицей города. Ее продлили до Бессарабской площади (общая длина достигла 1,2 км). На пересечении Крещатика и Бессарабской площади в середине 19 ст. стоял двухэтажный отель, который принадлежал архитектору В. О. Беретти. В нем 1846 г. останавливался Т.Г.Шевченко. На противоположной стороне в доме Сухоставских жил историк М. И. Костомаров, у которого бывал Шевченко и прочие члены Кирилло-Мефодиевского братства.    
        В 1876 г. на Крещатике сооружен дом Городской думы. В 1890 г. по Крещатику проложен первый маршрут конки (конного трамвая); 1892г. первый в Росси, второй в Европе электрический трамвай связал Крещатик с Подолом. В 1894 г. возле Городской думы построена большая электростанция. В 1904 г. мостовую заменили гранитными кубиками. В начале 20 ст. Крещатик - торговый центр города. Во время ВОВ подавляющее большинство домов на Крещатике и близлежащих к нему улицах было разрушено. В процессе послевоенного восстановления улица было значительно расширена и перепланирована. Застройка кон. 19 - нач. 20 ст. сохранилась между ул. Б.Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко, Площадью Независимости и Трьохсвятительською улицей.

2 KИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

            На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская, Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры (Рис. 3).


Рисунок 3- Киево-Печерская Лавра

        Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.
    Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами и была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах. Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий, монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг.
            К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета..В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи. После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской окупации - 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печорской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.


Рис. З- Древнейшая стена оставшаяся от старой церкви

3ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

        Золотые ворота - главные ворота старинного Киева. Свое название получили от схожести с константинопольскими Золотыми воротами. О строительстве их, вместе с Софиевским собором, упоминается в летописи 1037 г. Но из записей путешественников 16-17 ст. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) известно, что уже тогда Золотые ворота были полуразрушенными
        В конце 17 ст. перед воротами, в связи с реконструкцией фортификационных сооружений города, построены земляные бастионы, а уже в середине 18 столетия руины когда-то главного въезда в город были засыпаны землей. Киевляне снова увидели старинный памятник в 1832 году, когда К.Лохвицкий провел археологические раскопки Золотых Ворот. После этого они получили вид двух параллельных стен длиной 25 и 13 метров, и высотой около 8 метров. Затем велись работы по укреплению руин: на отдельных участках сделан ремонт старинной кладки, возведены контрфорсы, территорию вокруг памятника окружили чугунной изгородью. В таком виде Золотые ворота сохранились до нашего времени. Однако от атмосферных осадков памятник разрушался и дальше, что чрезвычайно беспокоило ученых. 1970 года было принято решение возвести над развалинами павильон, который не только защищал бы ее, а и воссоздавал первоначальный вид сооружения. Реконструкция, которая закончилась в 1982 году (реставраторы - Е. Лопушинская, М. Холостенко, С.Высоцкий), воссоздает Золотые ворота в таком виде: основная часть - это башня с зубцами высотой 14 метров; с фасада башня имеет дополнительное выступ - "маленькую башню"; проезд ворот перекрывается с одной стороны подъемными деревянными воротами, обитыми металлом, с второго - створами ворот, выполненными по образцу старинных ворот, которые сохранились в памятниках Новгорода и Суздаля. Церковь воспроизведена в виде тринефного четырехстолного однобанного храма. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, присущий для древнерусских зданий того периода. Пол храма украшен мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивами старинного пола Софии Киевской.При реконструкции памятки воспроизведены части валов, которые примыкали к башне. С внешней стороны они имеют обдерненные откосы. По верху вала проходят деревянные укрепления. Со стороны города на фасаде можно увидеть складские помещения, расположенные в древности в крайних срубах вала. Внутри восстановленных частей вала размещается экспозиционное помещение музея Золотые Ворота и ступени, которые ведут на гребень, откуда открывается замечательная панорама города.


Рис. 5- Панорама города с Золотых ворот

4 АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ - АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК

            Жемчужина барокко - Андреевская церковь заложенная 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Построенная в 1749 - 54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска (название от Андрея Первозванного). Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещенны декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена. К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.Внутреннее обрамление Андреевкой церкви, разработанное В.В.Растрелли, более близкое к стилю рококо. С 1958 г. Андреевкая церковь - филиал заповедника Софиевский музей. В 1978 - 79 гг. проведена очередная реставрация. Андреевский спуск, Андреевский спуск пролегает от Контрактовой площади к Владимирской и Десятинной улице. Верхняя часть Андреевского спуска образовалась на пути, который уже со времен Киевской Руси связывал Старый Киев (Гору) с Подолом, пролегая между Андреевской и Замковой горами
            В 1711 г. по приказу тогдашнего киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен, и он стал пригодным для пользования не только для пешеходов и всадников, но и для проезда запряженных конями и волами телег. Название Андреевской спуск получил, в 18 ст. от Андреевской церкви. В 1920 переименованный на ул. Г.В.Ливера. В 1944 г. было принято решение о возвращении ему исторического названия; в 1957 - принято повторное решение. Существует легенда, соответственно которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св.Андрей пришел в Киев и построил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье. Основная застройка улицы выполненная в 90-х гг. 19-го ст. и в начале 20 ст. Ныне, отстроенный в старинном виде, спуск - это место выставки-продажи живописи и изделий народного творчества под открытым небом. В любой день, в любую погоду всегда можно увидите здесь множество художников, которые демонстрируют свои работы, образцы прикладного искусства - украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое. На спуске царит атмосфера конца 19 - начала 20 ст. Улица славится тем, что в дома №13 жил писатель М.О.Булгаков автор романов "Белая гвардия", "Дни Турбиних". В этом доме расположен музей Булгакова. (рис 7 ).


Рис.7 -Дом, где проживал Михаил Булгаков

5 СОФИЕВСКИЙ СОБОР

            Собор Святой Софии был построен в 11 веке и находится в самом центре Киева. Сохранились и дошли сквозь века 260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Едва ли где-то в Европе можно найти столько фресок и мозаик 11 века, которые сохранились в одной церкви. Собор окружают монастырские здания 17 века, выполненные в стиле Украинского барокко. Внутреннее убранство Собора почти не изменялось. В 18 веке появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - этот источник искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться этим дивом Византийской и Старинной Русской архитектуры. Великий Князь Ярослав, названный "мудрым", был очень важной фигурой в истории ранней Киевской Руси. В первой половине одиннадцатого века он руководил большим государством Киевская Русь, которое охватывало значительную часть Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одним из огромных цивилизованных государств в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с государствами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде, его сестры были женами членов королевских семей Польши и Чехии; его сыновья были женаты на византийской и немецкой принцессах, одна из его дочерей, Анна, стала женой короля Франции, вторая - короля Венгрии, а третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент Собора Святой Софьи.

6 ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

            Построенный в 1862 - 82 гг. Первоначальный проект разработали архитекторы И.В.Шторм и П.И.Спарро, позже его переработал архитектор О.В.Беретті. В сооружении собора принимали участие архитекторы Ю.Бернгардт, К.Я.Маєвський, В.М.Ніколаєв. Владимирский собор построен в так называемом русско-византийском псевдостиле. Собор в плане - традиционный древнерусский шестистолпний триапсидний храм, но увенчанный 7 башнями. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые выполнили 1885 - 96 русские художники В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.О.Врубель, украинские - В.Д.Замирайло, С.П.Костенко, М.К.Пимоненко, польские - П.О.Сведомский, В.О.Котарбинский, под руководством профессора А.В.Прахова.

7 МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ

            Мариинский дворец постороен 1750 - 1755 гг., который проектировал Б.Растрелли для графа Розумовского. В 1744 году императрица Елизавета, дочь Петра І, во время посещения Киева, самая выбрала для него место. Сооружением дворца руководил выдающийся русский зодчий И.Мичурин. Главный фасад Мариинского дворца "смотрит" на Мариинский парк, заложенный 1874 г. в пейзажном стиле. Аллеи этого парка - извилистые, будто "вписанные" в ландшафт. С противоположной стороны дворца - Городской (Царский) Сад, заложенный 1743 г. на основе старинного Регулярного сада (основанного еще Петром І). Его стиль - классический регулярный: сеть прямых аллей, которые перекрещиваются под прямым углом. Дворцовый комплекс имеет строго симметричную композицию. Главный двухэтажный корпус и одноэтажные боковые флигели образовывают широкий двор. Архитектура дворца решенная в стиле барокко: выразительное компонование объемов, богатая пластика фасадов. На протяжении своей многолетней истории дворец неоднократно реконструировался. Значительная реконструкция была осуществлена в 1868-1870 годах после большого пожара, который уничтожил деревянный второй этаж и все парадные помещения. При восстановлении дворца надстроили каменный этаж, фасады насытили новыми пластическими деталями, а интерьеры переработали в формах классицизма с элементами барокко и ренессанса. Работы проводились под руководством академика архитектуры К. Маєвського. Год их окончания - 1870-й - вычеканенный в картуше на фасаде, обращенном в парк. До Октябрьской революции дворец был резиденцией царской семьи.
            Дворец очень пострадал в период Великой Отечественной войны: бомба, которая попала в него, разрушила центральную часть здания. В 1945 - 1949 годах дворец отстроили под руководством украинского архитектора П.Алешина, и с этих пор он стал местом торжественных приемов. В 1979 - 1982 годах, после тщательных исследовательских работ, дворец реставрирован преимущественно в формах архитектуры конца XІ столетия. Упорядочение территории выполнен на основе чертежей, одобренных в свое время Б.Растрелли. Форма фонтанов, рисунок зеленых насаждений имеют традиционный для XVІІІ столетия характер. Фонтаны украшены парными скульптурными композициями - копиями скульптур середины XVІІІ столетия, которые хранятся в музеях страны. Из вестибюля дворца на второй этаж, где расположенные парадные залы, ведут мраморные ступени.
     Важными элементами художественного оформления дворца являются предметы декоративно-прикладного искусства, которые принадлежат преимущественно ко второй половине XІ столетия, а также мебель и люстры (старинные и выполненные современными мастерами в духе XVІІІ-XІ столетий), картины известных мастеров живописи. В некоторых залах сохранились небольшие фрагменты настенной живописи, выполненного художником К.Аллиауди во второй половине XІ столетия, и реставрированные в 1982 году. Замечательный паркетный пол дворца воссозданный во время последней реставрации. Составленный из ценных пород дерева, он поражает красотой рисунка и совершенным мастерством исполнения. Это историческое сооружение презентует нашу страну в мире как государственная резиденция. Ее называют Президентским Дворцом. В нем проходят торжественные государственные события - награждение, приемы, вручение верительных грамот Послами иностранных государств, саммиты и встречи официальных делегаций на высочайшем уровне.

Более подробно про достопримечательности города Киева можно прочитать на следующих сайтах:
http://www.interesniy.kiev.ua/
Интересные экскурсии по Киеву.

http://www.delfin-tour.ru/direction/ua/kiev-dost.html
Информация о Киеве, отдых, достопримечательности.

http://www.kievhotels.ru/excurs.htm
Экскурсии по Киеву.

http://www.hotels-kiev.com/rus/sights.htm
Достопримечательности Киева.

http://www.kievportal.com/
Информационный портал г. Киева.

http://vkyev.ru/description/about.html
Общая информация о Киеве.