Украинский |Русский| Английский

Официальный сайт ДонНТУ

Портал магистров

 

 

  А вы увлекаетесь шахматами?

(Автор Комышан Иван Анатольевич)

Шахматы

Хобби у человека может быть необыкновенным. Например, собирание оторванных хвостов ящериц. Или, например, коллекционирование рассказов начинающихся со слова "однажды". Или... Да мало чему человек может отдавать все свое свободное время? Но может быть и вполне обычным, например, как у меня — шахматы. К тому же, на мой взгляд, вероятность найти единомышленника в этой области увлечений на несколько порядков выше, чем найти другого собирателя хвостов. )))

Так, однажды я захотел научиться играть в шахматы, поэтому и записался в шахматно-шашечную школу № 1, которая находиться на бул. Пушкина 28. Я думал, что это увлечение быстро угаснет, но не тут то было, на деле ничего подобного не произошло. Из простого увлечения эта игра стала для меня чем-то большим. Я стал ей посвящать почти всё своё свободное время. А это в свою очередь способствовало тому , что по шахматам я имею 1 разряд и много друзей. Поэтому, когда встречаешь по-настоящему увлеченного человека это всегда вызывает трепетные чувства. Казалось бы, доска 8х8, шестнадцать фигур с одной и другой стороны... В эту игру играют миллионы людей, существует она с незапамятных времен — что там можно найти нового? А спросите у любого шахматиста со стажем — сколько игр он сыграл по одному и тому же сценарию? Что вы говорите? Ни одной? Действительно, каждая игра, это противостояние умов, — это уникальное явление. И даже если до 6 хода события развиваются одинаково — это еще ни о чем не говорит... Но я затеял этот разговор вовсе не для того, чтобы поведать вам об уникальности шахмат. Из личного опыта, я собирался рассказать об о одержимости с которой шахматисты отдаются своему увлечению, а также немного из истории возникновения и правилах столь давней игры....

История шахмат

Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 ? 1 ? 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия.

Однако вопрос о том, когда и где появились впервые шахматы, - пока остается открытым. Поиском ответа на него в течении веков занимались историки, востоковеды, археологи и этнографы в России и за рубежом. В наше время, когда имеются сведения, свидетельствующие о постепенном изменении за сотни лет свойств движения фигур на доске, становится ясным, что изобретение шахмат не могло быть заслугой одного человека. История игры говорит о том, что творцом идеи и самой формы шахмат на 64-клеточной квадратной доске была коллективная мысль народов, из поколения в поколение усложняющая и совершенствующая правила игры.

Другие бездоказательные теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.

   Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

   Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе. Путь шахмат через разные культуры и языки можно провести так:

Путь шахмат

   Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Чарльману (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна- аль-Рашида. Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. Из Германии шахматы распространились в Италию и позднее в Англию. На диаграмме ниже представлен путь шахмат по Европе:

Путь шахмат

   К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни. Следующая таблица показывает соответствие русских и европейских названий некоторых из фигур:

Название шахматных фигур до нащих дней

   В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Наиболее древние писания, связанные с шахматами, принадлежат перу арабского автора 9го века Аль-Адли. Это описание, известное как Мансубы, обсуждается ниже. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира. Нижеследующая диаграмма иллюстрирует путь шахмат через века и страны

Путь шахмат через века и страны

Исторические варианты шахмат

   Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави ( среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Европейские и древние названия шахматных фигур

Правила
Доска и начальная позиция

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Каждая клетка имеет соответственное обозначение, например, c4. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета, а поле а8 — белое.

Играют два игрока. Каждый имеет набор фигур, в который входят:

Один игрок играет белыми фигурами, другой — чёрными. Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные — в тёмный. В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.

Ходы

Шахматная доска

Шахматная доска

Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Нельзя делать ход на поле, занятое своей фигурой. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Фигуры ходят следующим образом:

  • ферзь — на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали;

Основная статья: Ферзь
  • ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали;

Основная статья: Ладья
  • слон — на любое расстояние по диагонали;

Основная статья: Слон
  • конь — в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали;

Основная статья: Конь
  • пешка — ходит со взятием и без взятия по-разному:

    • без взятия пешка может сделать первый ход на 1 или 2 клетки вперёд (для белых вперёд значит в направлении возрастания номера строки, для чёрных — убывания), а последующие ходы — только на 1 клетку вперёд;

    • со взятием — на одну клетку левее или правее той, что впереди текущей позиции пешки;

    • если пешка доходит до противоположной стороны доски (для белых — до 8-ой горизонтали, для чёрных — до 1-ой горизонтали), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета (по его желанию), кроме короля (прохождение пешки);

Основная статья: Пешка
  • король — на одну клетку в любую сторону.

Основная статья: Король

Кроме того, есть два специальных хода:

  • рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут одновременно сменить положение (что, вообще, является ходом короля, и первым следует менять его положение на доске): король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера, если между королём и ладьёй, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

Основная статья: Рокировка
  • взятие на проходе — если пешка совершает свой первый ход на две клетки и при этом слева или справа от неё находится вражеская пешка, то на следующем и только на следующем ходу вражеская пешка может взять ходившую пешку, при этом переместившись на клетку между старой и новой позицией ходившей пешки.

Дополнительные ограничения на возможные ходы:

  • Поле называется находящимся под ударом противника или битым, если при своём ходе противник мог бы взять находящуюся там фигуру (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).

  • Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом[источник?].

  • Запрещено делать ход, если после него свой король окажется под шахом. Если король уже находится под шахом, то запрещены любые ходы, кроме тех, после которых шаха своему королю больше не будет. Устранить шах можно тремя способами: взять фигуру, под боем которой находится король (невозможно, если шахуют две фигуры одновременно), закрыться от шаха фигурой (невозможно, если шахует конь, либо шахуют две фигуры одновременно), отойти королём на не битое поле.

  • Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, такая ситуация называется мат.

  • Если король игрока не находится под шахом, но при этом невозможно сделать ни один ход, такая ситуация называется пат.

Итог игры

Игра может завершиться выигрышем одной из сторон или ничьей.

Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

  • На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.

  • Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент. Его противник объявляется победителем.

  • Один из игроков просрочил время. Его противник объявляется победителем, если при этом у него формально достаточно материала, чтобы поставить мат (подробнее см. в разделе «Контроль времени»).

  • Техническая победа — присуждается в официальном турнире игроку, если его противник не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени, либо прервал партию (начал партию, но отказался играть), либо в случае грубого нарушения правил турнира или неподчинения судье.

Ничья фиксируется в следующих случаях:

  • Пат.

  • Игроки согласились на ничью, то есть один из игроков при своём ходе предложил ничью, другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым.

  • Ни одной из сторон поставить мат в принципе невозможно (например, на доске остались только короли и одна лёгкая фигура).

  • Один из игроков просрочил время, но у его противника недостаточно материала, чтобы поставить мат.

  • Троекратное повторение позиции, причём повториться должно не только расположение фигур, но и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе). Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции, должен обратиться к судье.

  • Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в предыдущем случае, ничья фиксируется по требованию любого из игроков. Раньше в шахматном кодексе оговаривалось, что в позиции, где выигрыш достижим, но для него не хватает 50 ходов и это можно доказать, количество необходимых для ничьей ходов можно увеличить до 100. Данным пунктом, правда, никто ни разу не воспользовался, и впоследствии его отменили, было сделано исключение лишь для трёх типов окончаний — ладья и слон против ладьи, два коня против пешки и ладья с пешкой против слона с пешкой. В 1970—1980-х годах компьютерный анализ показал, что для многих других типов эндшпиля 50 ходов также не хватает, и кодекс был пополнен. Однако впоследствии все исключения отменили, и сейчас правило 50 ходов действует в любых позициях.

Правило «тронул — ходи»

  • Игрок, при своём ходе дотронувшийся до своей фигуры, обязан этим ходом ей ходить, а до чужой — её взять.

  • Если это невозможно, прикосновение к фигуре не влечёт никаких последствий.

  • Если игрок дотронулся до нескольких фигур, которыми можно ходить или которые можно взять, он должен ходить той или брать ту фигуру, к которой прикоснулся первой.

  • Если игрок хочет поправить неаккуратно стоящую фигуру, он должен сказать «Поправляю» (англ. I adjust, фр. J’adoube) и только после этого поправить фигуру. В таком случае прикосновение к фигуре не влечёт никаких последствий.

  • Игрок, сделавший ошибочный ход, обязан переходить, если возможно, той же фигурой. Если ошибочный ход замечен не сразу, партия должна быть переиграна с этого места. В блице, если игрок сделал ошибочный ход, а его противник в какой-то момент до конца партии это заметил, игроку засчитывается поражение.

  • Рокировка считается ходом короля. Поэтому при рокировке надо сначала сдвинуть короля, потом ладью. Если игрок по ошибке сначала сдвинул ладью, он должен делать ход ладьёй. Если игрок сделал незаконную рокировку (например, через битое поле), он должен вместо неё сделать ход королём.

Контроль времени

Все официальные партии (и часть неофициальных) используют контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

Шахматные часы

Шахматные часы.

В определённый правилами турнира момент начала партии судья запускает часы игрока, играющего белыми фигурами, независимо от того, пришёл он или опаздывает. Кроме того, правила турнира могут определять дополнительный штраф для опоздавшего игрока, например, удвоение времени опоздания.

Время игрока считается истёкшим, если флажок на его часах упал и этот факт заметил судья, или заметил один из игроков и обратил внимание судьи. При этом игроку, у которого упал флажок, засчитывается поражение, кроме следующих случаев:

  • Если на доске стоит мат, поставивший его победил, независимо от того, чей флажок упал.

  • Если на доске пат или ничья в соответствии с правилом троекратного повторения позиции или правилом 50 ходов, ничья засчитывается.

  • Если флажки упали у обоих игроков, независимо от того, у кого первого истекло время, засчитывается ничья.

  • Если тот из игроков, у которого флажок не упал, не может поставить мат в принципе, даже при самой худшей игре его противника, засчитывается ничья.

Существуют позиции, заведомо проигрышные, в которых у проигрывающего формально достаточно материала, чтобы поставить мат (например, ферзь против слона и пешки — ферзь, за редкими исключениями, выигрывает). Если игрок с выигрышной позицией попал в жёсткий цейтнот (острую нехватку времени), проигрывающий может тянуть время, надеясь, что его противник физически не успеет сделать ходы или из-за цейтнота допустит грубую ошибку. Многие турниры имеют правила, запрещающие такое.

Наконец, есть дополнительные технические правила:

  • Кнопку надо нажимать той же рукой, которой делается ход.

  • Игрок, которому необходимо вмешательство судьи (например, регистрация ничьи из-за троекратного повторения позиции), останавливает часы. Если судья сочтёт, что претензия игрока явно необоснованна, он может оштрафовать игрока, уменьшив его время или добавив время его противнику.

Заключение

Сейчас, мы имеем электронную почту, www, компьютеры стали мощнее и события стали развиваться с огромной быстротой. Появились замечательные шахматные программы, в Интернете начали работать серверы для игры по переписке, для игры on-line, информационные ресурсы... Казалось бы игра должна получить новый импульс, развитие... Однако на деле ничего подобного не произошло. Потому что с развитием компьютеров появилось новое увлечение — компьютерные игры. Они, в большинстве своем, проще и занятнее шахмат и, конечно же, многие предпочли их.

Поэтому в шахматы сейчас играют истинные поклонники этой игры. Я не говорю о профессионалах, это особый разговор, я не говорю о людях, которые в поездах таким образом убивают время — я говорю о тех увлеченных людях, которые, приходя с работы, садятся за компьютер не за тем, чтобы погонять в Квэйк или NFS, а за тем, чтобы играть в шахматы. Они не сидят в чатах, а если и делают это, то чат этот для непосвященных место запретное.

Они одновременно играют несколько партий, с людьми из разных стран, разного возраста, разного уровня. Они переключаются с одной партии на другую мгновенно и так же мгновенно могут разобраться в записи игры и расставить фигуры в соответствии с ней за считанные секунды. Они обдумывают ходы и комбинации по пути на работу, по пути с работы, во время обеда и иногда не слышат ваших вопросов. Они бывают жутко рассеяными и может быть даже вялыми, но это значит лишь то, что их мозг лихорадочно работает над решением очередной шахматной головоломки. Если им не напоминать, они могут забыть поесть, выгулять собаку, сходить в магазин. Они находятся в другом мире, непонятном для окружающих.

Но при чем здесь шахматисты? Так ведут себя все увлеченные люди. Это художники и дизайнеры, писатели и программисты, поэты и музыканты. Как видите, все это натуры творческие. Следовательно, шахматы - это творчество, искусство, если хотите. А людям свойственно приклеивать ярлычок "сумасшедший" к любому, кто увлечен чем-нибудь непонятным. Попробуйте поиграть в шахматы, попробуйте представить как будет действовать ваш противник на несколько ходов вперед, попробуйте представить себе то чувство, когда ловушка, которую вы готовили под носом противника, при его пристальном внимании, сработала... Вот тогда вы поймете, почему шахматист совершенно не понимает фразу "А, шахматы... Это так скучно". И перестанете, наконец, считать их сумасшедшими.....

Шаматы

Ссылки:

1)Шахматы — материал из Викпедии.

2) Шахматы — с чего начиналась теория?

3) Они были первыми. История шахмат в датах.

4) Правила шахмат на сайте ФИДЕ.

5) Базы данных шахмат.

6) История шахмат.

7) Шахматный юмор

8) " Все о шахматах ".

9) Шахматы: практика и теория. История, базы партий, ChessBase.

10) На сайте собраны практически все сильнейшие бесплатные шахматные программы, играющие в силу гроссмейстера. Программы для работы с базами данных, а также прямые ссылки для скачивания самих баз партий.