ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДонНТУ
СТРАНИЦА МАГИСТРОВ ДонНТУ

АВТОБИОГРАФИЯ   АВТОРЕФЕРАТ   ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ   ОТЧЕТ О ПОИСКЕ

  

Про «Формулу – 1»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

        При написании этой странички я стоял перед выбором, о чем лучше написать, о таком виде спорта как «Формула – 1» (рьяным болельщиком которой являюсь последние четыре года) или направлении в музыке « Metal» (музыку которую я с удовольствием слушаю). Но все-таки после раздумий остановил свой выбор на «Формула – 1». Почему о ней? Да все очень просто, спорт является неотъемлемой частью нашей жизни, а музыка дело личное каждого и навязывать свое, мне бы не хотелось. И так вернемся к выбранной мной теме! Многие, наверное, не знают что «Формула – 1» является «Королевой авто спорта», т. к. в этом виде спорта сосредоточены самые лучшие головы, спортсмены и тактики мира для достижения идеального результата. То есть болид (гоночная машина), представляет собой инженерное совершенство (в области механизмов, материалов, аэродинамики), объединенных с лучшими разработками в сфере электроники – для разработки и объединения которых как раз и нужны лучшие люди в своих сферах. Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу, как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Но все эти технологии в этом спорте не давали никаких результатов, если бы за рулем машины седел не опытный спортсмен (гонщик), поэтому перед тем как попасть в «Формулу – 1» гонщик проходит немало ступенек младших серий («Формула – 3», «Формула – Renault» и т. д.), в которых обязательно показывает свои чемпионские качества. Ну и конечно же объединяет все выше сказанное в этом спорте, стратегия – при неправильном ее выборе, это как показывает практика, даже при удачном подборе двух предшествующих компонентов успеха, обычно приводит к фиаско всей команды. Хотелось бы отметить что формула – это, прежде всего командный вид спорта, в котором важна слаженная работа всего механизма, а не личных качеств гонщика, для достижения заветной цели победы в кубке конструкторов и личного зачета для пилота. Ну и на последок «Формула – 1» это, прежде всего спорт для тех, кто любит технику, машины (как я) и у кого не так много времени, т.к. гран-при Формулы – 1 проводятся только по выходным и раз в две три недели.

        ИСТОРИЯ
                Рождение Формулы-1 (1950—1980)
                Золотой век (1980—2000)
                Двадцать первый век (2000—2008)
        ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
        ГРАН-ПРИ
                Свободные заезды
                Квалификация
                Гонка
                Чемпионат мира и Кубок конструкторов
        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ

        Корни Формулы – 1 лежат в чемпионате Европы автогонок Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Организации, участвующие в Гран-при, сформулировали первый регламент проведения чемпионата мира перед Второй мировой войной и запланировали его введение в действие на 1941 год, но вплоть до 1946 года эти правила не были формализованы окончательно. В 1946 году недавно образованная ФИА представила правила так называемой «Формулы – 1», которые вступали в действие с 1947 года. Вместе с тем, еще в том же году организаторы трех Гран-при провели гонки по регламенту «Формулы-1». В 1948 году к «Формуле – 1» добавился класс «Формулы – 2». Еще более младший класс «Формула – 3» был введен в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс «Формула – 1» предназначался исключительно для проведения мирового первенства, класс «Формула – 2» – для проведения первенства континента, «Формула – 3» – для национальных чемпионатов и так далее.
        В 1950 году ФИА было решено занести результаты отдельных гонок в классе «Формула – 1» в общий протокол чемпионата мира. Первый такой Гран-при прошел на английской земле на автодроме Сильверстоун. До 1958 года чемпионат мира был исключительно личным, затем очки стали начисляться и конструкторам болидов (так называемый Кубок конструкторов).
        Не следует однако полностью отождествлять класс «Формула – 1» и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире проводилось на порядок больше крупных гонок (в том числе и в наивысшем гоночном классе), нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колесами. Ситуация полностью изменилась в начале 1980-х, когда после «войны FISA-FOCA» был принят Договор согласия. С этого момента гонки в классе «Формула – 1» проходит только в рамках чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса «Формула – 1» и появилась гоночная серия Формула – 1, коммерческие права на которую отделены от спортивных, относящихся к ведению ФИА.

Рождение Формулы-1 (1950—1980)
Alfa Romeo Alfetta 159. За рулём этого болида Фанхио выиграл чемпионат мира 1951 года
Alfa Romeo Alfetta 159. За рулём этого болида Фанхио выиграл чемпионат мира 1951 года

        Первый чемпионат мира Формулы – 1 прошёл в 1950 году, его выиграл итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. Фарина лишь ненамного опередил своего партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие 7 лет 5 раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился одним из величайших гонщиков Формулы – 1 и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
        Первым технологическим новшеством в Формуле-1 стали заднемоторные болиды компании Купер. До этого в гонках Гран При 1934 – 1939 команда Auto Union уже использовала заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше, но эти болиды отличались очень сложным поведением на трассе, в то время как Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Джек Брэбэм (команда «Купер»), выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
        Начиная с 1958 года в Формуле – 1 началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
        В 1962 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы – 1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. В 1968 году Лотус выступила с ещё одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании Империал Тобакко. Это положило начало спонсорству в Формуле – 1.
        С ростом скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды экспериментировать в конструкции антикрыльев и других аэродинамических элементов. В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.

Золотой век (1980—2000)
Жан Алези (команда Феррари) на Гран-при Канады 1995 года
Жан Алези (команда Феррари) на Гран-при Канады 1995 года

        1981 год ознаменовался подписанием первого договора согласия — документа, регламентирующего отношения между командами Формулы – 1 и FIA. Согласно Договору все права на телевизионные трансляции гонок Формулы – 1 были переданы новообразованной компании «Управление и развитие «Формулы – 1», директором которой стал Берни Экклстоун. Эта же компания распределяла доходы от трансляций[1]. С тех пор Экклстоуна не без оснований называют «боссом Формулы – 1».
        1980-е годы были эрой турбомоторов. Первый двигатель с турбонаддувом был применён командой Рено в 1977 году. К 1987 году мощность моторов превышала 1000 л. с., что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колёсами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака[2]. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а в 1989 году турбодвигатели вообще были запрещены.
        В начале 1990-х годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, всё больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений.
        В 1992-м и 1997-м годах были заключены второй и третий Договоры согласия. Срок действия последнего истекает в 2007 году.
        В 1980-е годы в чемпионате образовалась группа так называемых топ-команд: McLaren, Williams, Ferrari, Бенеттон (в настоящий момент называется Рено). С 1984 года все чемпионаты мира были завоёваны этими командами, а в большинстве сезонов именно эти 4 команды занимали первые 4 места в Кубке конструкторов.
        Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира: пара Прост—Сенна, выступавшая вместе в команде McLaren, одержала 15 побед на 16 Гран-при (16-я победа досталась Герхарду Бергеру, который закончил гонку лидером на первом для Ferrari Гран-при без «Комендаторе» Энцо Феррари). Точка в соперничестве была поставлена в 1994 году, когда Ален Прост завершил свою карьеру, а Сенна попал в смертельную аварию на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Смерть одного из величайших гонщиков потрясла весь мир и сильно повлияла на стандарты безопасности. После гибели Сенны ни один пилот не умирал на трассе Формулы – 1.
        Стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в Формулы – 1 привели к огромному росту затрат. На начало XXI века бюджет многих команд Формулы – 1 составлял несколько сотен миллионов долларов в год[3]. Это привело к тому, что с 1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.

Двадцать первый век (2000—2008)
Ferrari F2004 выиграла 15 гонок из 18-ти в сезоне 2004. Михаэль Шумахер на Гран-при Канады 2004 года
Ferrari F2004 выиграла 15 гонок из 18-ти в сезоне 2004. Михаэль Шумахер на Гран-при Канады 2004 года

        Начало XXI века в Формуле-1 прошло под безусловным доминированием команды Феррари: с 2000 по 2004 гг. пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял ещё 2 титула в 1994 и 1995 гг., выступая за команду Benetton). Ему же принадлежит множество других рекордов в Формулы – 1. В 2001, 2002 и 2004 годах преимущество болидов Феррари было столь велико, что итальянская команда не оставила остальным ни единого шанса. Подавляющее превосходство одной команды над остальными могло быть одной из причин многочисленных перемен в спортивном регламенте.
        В первые годы XXI века FIA часто вносила существенные изменения в регламент. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки.
        Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны, и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков). Не все меры достигли объявленных целей, в частности, из-за невозможности менять резину в течение гонки, к финишу она изнашивалась настолько, что создавала опасность для управления болидом.
        Новая эра Формулы – 1 сопровождалась и скандалами. На Гран-при Австрии сезона 2002 лидирующий Рубенс Баррикелло по приказу своей команды Феррари пропустил вперёд своего напарника Михаэля Шумахера, чтобы тот набрал больше очков в борьбе за чемпионский титул. Это вызвало негодование среди зрителей, и с тех пор в Формулы – 1 запрещена командная тактика, то есть явные указания гонщику от руководства команд.         На Гран-при США 2005 года произошёл так называемый «шинный скандал»: в результате дефекта в шинах Michelin, который мог привести к серьёзным авариям, все команды, использующие резину этого производителя, отказались от участия в гонке. Были попытки разрешить ситуацию компромиссом, но они не увенчались успехом, поэтому на Гран-при США выступали всего 6 болидов.
        Эти события, недовольство команд распределением доходов от проведения Гран-при Формулы-1, постоянные смены регламента – всё это стало причиной колоссального напряжения в отношениях между командами и FIA. Некоторые автопроизводители приступили к разработке альтернативного чемпионата, в котором будут участвовать их команды в случае, если договорённость не будет достигнута.
        Начиная с сезона 2006 года вступает в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объёмом в 3 литра (которые использовались в Формулы – 1 в течение нескольких десятилетий) в пользу восьмицилиндровых с объёмом в 2,4 литра. Многие считают, что это коренным образом изменит Формулы – 1, в частности, пилоты отмечают изменения в манере вождения, необходимой для управления новыми болидами.
        Команды – «отступники» вскоре после начала чемпионата 2006 года переменили своё мнение после того, как, с одной стороны, новые владельцы коммерческих прав на серию (CVC Capital Partners) пообещали пересмотреть принципы распределения доходов, а, с другой стороны, ФИА установила жесткие правила по участию в чемпионате 2008 года: заявки на участие должны были быть поданы в недельный срок до 1 апреля 2006 года. Все одиннадцать команд-участниц сезона 2006 сделали это в срок, после чего был проведен конкурс на оставшееся вакантным место 12-й команды (согласно спортивному регламенту-2008 в чемпионате участвует не более 12 команд). В течение двух недель было решено, что это место достанется будущей команде Prodrive Дэвида Ричардса.
        2007 год преподнёс новые сюрпризы. 58-й сезон вошёл в историю благодаря двум громким событиям: феноменальному дебюту Льюиса Хэмильтона за команду Vodafon McLaren Mercedes и шпионскому скандалу между тем же McLaren Mercedes и Ferrari. Кроме того, впервые за много лет в борьбе за титул принимали участие четыре пилота от двух команд вплоть до последней четверти Чемпионата, а трое из них – до последнего круга последней гонки. Однако, не обошлось и без изменений в составе команд-участниц Чемпионата. Во-первых, в очередной раз была продана Jordan-Midland-Spyker, теперь получившая имя Force India. Во-вторых, дебют команды Prodrive был отложен на неопределённый срок в связи с тем, что новый Договор Согласия, разрешающий клиентские шасси, так и не был подписан.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

  • Каждая команда сама создаёт шасси для своего болида. Моторы и шины могут быть приобретены у стороннего производителя, как и происходит в современной Формуле – 1: практически все команды имеют партнёра-автопроизводителя, который поставляет им моторы. За соответствием машин техническому регламенту следят стюарды Международной федерации автоспорта.
  • От каждой команды в каждом Гран-при должны выступать два пилота на разных болидах. В случае, если команда не выйдет на старт гонки или выставит только один болид, это может караться штрафом.
  • Гран-при проводится с пятницы по воскресенье и состоит из свободных заездов, квалификации и гонки. Сезон состоит из различного количества Гран-при: от 7-ми в 1950 до 19-ти в 2005 гг. и обычно проводится с марта по октябрь.
  • За первые 8 мест на финише гонки пилоты и команды получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Трое первых гонщиков поднимаются на подиум. В честь победителя играет гимн страны, за которую он выступает, а затем – гимн страны, к которой себя относит команда победителя. Очки, набранные пилотами в гонке, прибавляются к их счёту в борьбе за титул чемпиона мира, а также к счёту их команд в борьбе за Кубок конструкторов.
  • ГРАН-ПРИ

            Страны и города в которых проходили или планируется проведение Гран-при Формулы-1.
            Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом. Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1.
            На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и гонке. Кроме того в свободных заездах в пятницу команда может использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2 машины.
            В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды. Очки, набранные запасным пилотом в гонке, будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов.
            Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта.

    Свободные заезды

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, каждая – длиной в 1 час. Две сессии проводятся в пятницу, одна – в субботу, перед квалификацией. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

  • Квалификация

            За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле – 1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы – 1».
            Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче – 15 минут. Третья – самая короткая – 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.

    1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 6 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 17-го по 22-е.
    2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 16 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 6 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 16-е.
    3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшее время прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.
            Эта процедура применима в случае участия 22-х машин, если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников. Если участвуют 20 машин, тогда после первой и второй сессии исключаются по пять участников.
            В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатами первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед тем, как выезжать для прохождения кругов. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины.

    Гонка
    Гран-при Канады 2005 года. Райкконен, М. Шумахер, Сато, Трулли
    Гран-при Канады 2005 года. Райкконен, М. Шумахер, Сато, Трулли

  • Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Обычно дистанция гонки составляет чуть более 305 км (исключение – Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до начала гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации. На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до старта гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг, во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в боевом режиме.
  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов в зависимости от трассы, машины и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество питстопов может многократно увеличиватся. Это бывает связано либо с неисправностью болида, либо со столкновениями машин гонщиков во время борьбы за позиции в гонке. Столкновения могут сопровождаться потерей целых частей болида таких как колеса, спойлеры и так делее.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (в Монако – 80 км/ч). Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе (см. #Интересные факты). На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики одновременно заправляют машину, меняют резину и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле – 1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 10 секунд.
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем – гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.

  • Чемпионат мира и Кубок конструкторов

            Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд — за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.
            За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Система начисления очков такова:

  • 1 место – 10 очков
  • 2 место – 8 очков
  • 3 место – 6 очков
  • 4 место – 5 очков
  • 5 место – 4 очка
  • 6 место – 3 очка
  • 7 место – 2 очка
  • 8 место – 1 очко
  • Если приведенные мной убеждения и рассказанное заинтересовало, то более подробно о всем и о многом другом вы сможете узнать на таких сайтах:

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЫЛОК
    1. Официальный сайт Формулы–1
    2. f1magazin.ru - Информационный портал о Формуле 1.
    3. Википедия – свободная энциклопедия
    4. Частный сайт о больших гонках – Крупнейший русскоязычный ресурс по Формуле 1
    5. Формула 1 на F1Top.ru — Первый автоспортивный – Ежедневные новости Формулы 1. Все о гонщиках, командах, трассах, галерея, форум, чат
    6. Энциклопедия Формулы-1 – статистика Гран-При, трасс, шасси, двигателей, шин и т. д
    7. FormulaMag – Сайт для страстных фанатов автогонок. Форум, фотографии, подкасты, видеоролики.
    8. F1Today.Ru Формула 1 Сегодня – Узнай больше о Формуле 1
    9. Мир Формулы–1
    10. Портал о Формуле–1


    АВТОБИОГРАФИЯ   АВТОРЕФЕРАТ   ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ   ОТЧЕТ О ПОИСКЕ