Главная страница ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ


Автобиография          Автореферат          Перечень ссылок           Индивидуальное задание          Отчет о поиске          Электронная библиотека


Журавлева Е.И.

Международные стандарты ИСО 9000:2000 в образовательном менеджменте

Первоисточник: http://www.quality21.ru/

Система качества (СК) – это управленческая система, основанная на структурированном наборе документов, который регламентирует основные аспекты производственной деятельности организации, включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и т.д.).
На сегодняшний день ИСО серии 9000 определен как национальный стандарт в 100 странах мира. С позиции потребителя сертификация системы качества поставщика служит гарантией стабильного получения качественного продукта в соответствии с оговоренной спецификацией.
Одна из главных особенностей модели ИСО заключается в универсальности требований. Требования стандартов ИСО можно применять для любой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, рынка, количества служащих и т.д., они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.
Основная концепция стандартов ИСО серии 9000 заключается в определении набора требований и рекомендаций к системе управления качеством организаций.
Для построения полноценной системы качества, основанной на модели ИСО, необходимо использовать большое количество вспомогательных отраслевых и ИСО стандартов.
Отличительной особенностью международных стандартов ИСО 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество.
Общность и универсальность стандартов ИСО 9000 заключается в том, что модели Обеспечения Качества не были разработаны для какой-либо специфической области - они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.
Стандарты ИСО серии 9000 представляют собой набор требований, которые охватывают те направления деятельности, которые в той или иной степени все равно выполняются на любом предприятии.
Требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду
Отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.
основное внимание уделяется улучшению качества применительно прежде всего к процессам, системам и статистике
объединение факторов качества (фокус на потребителя, фокус на процесс и его результаты, управление участием/ответственностью, непрерывное улучшение, проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20 %, проведе ние измерений, постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества).
ИСО 9000:2000: "Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия. Желаемый результат достигается более эффективно, если соответствующими ресурсами и работами управляют как процессом.
Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, предназначенных для некоторой заданной цели, способствуют эффективности и результативности организации.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации.
Способность организации и ее поставщиков создавать ценность усиливается посредством взаимовыгодных отношений.
С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом.
Результативность и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов.
Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству.
Одним из ключевых моментов внедрения TQM-подхода в образовательных учреждениях является этап создания Совета по качеству, который должен определить основные направления для улучшения процессов (но не их реализации).
Группы по улучшению процесса могут быть созданы для таких областей как: методы преподавания, критерии оценки студентов, методы оценки преподавателей, улучшение контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирование, улучшение условий проживания в общежитиях, помощь отстающим студентам и т.д.
В современных условиях университеты, использующие принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами.
Три системы должны изменить культуру университета: стиль руководства, практика набора студентов и сотрудников, внутриорганизационное общение. Культуру качества следует понимать комплексно. Она должна охватывать каждый процесс, каждый вид деятельности и каждого сотрудника. Университет должен принимать и применять следующую концепцию: качество - это степень удовлетворения запросов потребителя (студента, преподавателя, предприятия), степень пригодности выпускника вуза к эффективной работе.
Университеты должны настраивать системы управления качеством по своим собственным критериям, учитывая при этом существующие внешние стандарты и ограничения.