Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Свистун Татьяна Викторовна

                          Свистун Татьяна Викторовна

          Тема магистерской диссертации: «Обеспечение заданной точности отверстий,
обрабатываемых осевым инструментом»




 Автобиография




 Автореферат




 Библиотека




 Ссылки




 Отчет о поиске




Вернадский Владимир Иванович



























































Вернадский Владимир Иванович













































































































Вернадский Владимир Иванович

































Вернадский В.И. (вцентре) с семьей и учениками







































































































Вернадский Владимир Иванович

Индивидуальное задание

                                       ВЕРНАДСКИЙ
                  УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК


«Жить для других, жить открыто!»


Великі українці

Недавно в Украине закончился проект «Великі українці». Были названы имена ста личностей, которые оказали влияние на судьбу Украины, а также на мнение о ней. В их числе прозвучало множество имён деятелей культуры, науки, спорта и политики. В числе первых тридцати присутствует имя великого научного представителя нашей родины Владимира Ивановича Вернадского. Мне кажется, что несправедливо он остался позади С.Бандеры, Ю.Тимошенко и других лиц, ведь его вклад в мировую науку неоценим!



145 лет назад 12 марта 1863 года по новому стилю в Санкт-Петербурге в семье профессора Политехнического института родился мальчик, названный в честь деда Владимиром и ставший впоследствии личностью планетарного масштаба. В истории человечества можно назвать лишь несколько творческих личностей, гармонично сочетавших в себе глобальность рассматриваемых проблем, энциклопедичность, создание теоретических и экспериментальных первичных знаний, открытие новых разделов науки и формирование научных школ, практическую результативность, гражданственность и любовь к Отечеству, высочайшие нравственные качества. Среди этих людей нет первых и вторых. Они все первые.

В Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского хранится более 350 изданий научных работ В.И. Вернадского и его переписки, около 400 работ, связанных с развитием его работ и работ о нем. В архивах разных стран, в основном, в России, находится более 5 тысяч рукописных материалов.

Владимир Иванович Вернадский– человек нашей исторической эпохи – крайне противоречивой, переломной и в развитии науки, и в развитии техники и в развитии человечества в целом. Эта эпоха отразилась в его долгой жизни и творчестве, как в научном, так и в философском, повлияла на его гражданскую позицию, определила направление его нравственных исканий. [1, с. 213]

Главной идеей данной работы является ответ на вопрос: «В чем же состоит то огромное явление в истории нашей науки и культуры, которое сегодня мы нередко называем феноменом Вернадского?». Выбранный материал позволит прикоснуться к личности Вернадского, к его творчеству.

Мало кто из ученых, родившихся в середине прошлого века, остался до сих пор столь актуальным, современным, как Вернадский В.И.В последние годы его все чаще цитируют, на него ссылаются, им восхищаются.

Ученый

«Жизненность и важность идей познается лишь длительным опытом. Значение творческого труда ученого определяется временем» [2, с. 32].

В.И.Вернадский оставил неизгладимый след по всему возможному спектру деятельности ученого: новые знания и разделы науки, научные школы и ученики, новые научные организации и науковедение.

Разделы науки, научные направления, концепции, к которым причастен В.И Вернадский, разбивают обычно на две группы [4].

Первая из них включает те, основоположником которых он был или являлся участником их создания: генетическая минералогия; геохимия; радиогеология; учение о симметрии и нессимметрии как проявление качественно различных пространства-времени земных и космических тел и процессов; учение о живом веществом – совокупности растительных и животных организмов как геологическом факторе эволюции земной коры; биохимия; учение о биосфере; учение о естественных производительных силах как естественноисторическом фундаменте социального развития; концепции автотрофности; учение о ноосфере (от ноос - разум, термин , но не содержание, введен Леруа в 1929 г.); науковедение и история научной мысли.

По части направлений становление уже завершилось; учение о живом вещество и биосфере находится в развитии, а концепции, а учение об автотрофности человечества основными идеями которой является отсутствие происхождения жизни, начала во времени (вариант бессмертия), возможность превращения людей в существа, способные синтезировать пищу непосредственно из неживой природы; ноосфере – новом состоянием биосферы, образующемся под влиянием научной мысли и человеческого труда, в котором человек становится крупнейшей геологической силой (принцип ноосферы – научная мысль и ее природное бытие), еще ждут своего осмысления и развития. В эпоху ноосферы человек становится основной геолого-преобразующей силой, неконтролируемое и ненаправляемое действие которой может привести к вселенской катастрофе.

Вторая группа, охватывает направления, в которые В.И.Вернадский внес непреходящий по ценности вклад: геометрическая кристаллография, кристаллофизика, кристаллохимия, Теоретическая геология, теория строения силикатов, учение о газовом строении Земли, география, почвоведение, история природных вод, гидрология, гидрохимия, общая (теоретическая) биология, космическая биология, экология, космическая химия, радиохимия, метеоритика и космология, наука и научное мировоззрение, философские проблемы естествознания.

При этом поражает не количество охваченных им направлений, а качество исследований и анализа, объединяющихся в определенное мировоззрение, его эволюцию в эпоху научных революций.

В.И.Вернадский занимался всеми видами научной работы: теоретической, экспериментальной, полевыми экспедиционными исследованиями.

Экспедиции проходили в Смоленской области, в Полтавской, Нижегородской губернии, где земство организовало почвоведческие станции и музеи, на Урале, в Забайкалье, в Крыму, на Кольском полуострове. Был великолепным преподавателем. Из воспоминаний Л.Васильева: «Мы ждали его лекций как праздника. Они оживили мертвую природу. Камни заговорили» [4].

Академик Петербурской АН с 1912 г., зав. кафедрой, профессор Московского университета, откуда ушел в знак протеста против притеснения студенчества в 1911г.

Директор Геологического и Минералогического музея им. Петра Великого, превращенного из Петровской кунсткамеры в учреждение мирового значения.

Один из организаторов комиссии по изучению промышленных естественных сил при Академии Наук (КЕПС ) и первый председатель Совета из 56 человек (1915-1930гг.).

Руководитель Комиссии по истории знаний.

Организатор и первый руководитель Биогеохимической лаборатории (БИОГЕЛ), ныне Институт геохимии и аналитической химии АН СССР им. В.И Вернадского и многих других научных учреждений.

Атомная проблема. Речь 29 декабря 1910 г. в Санкт Петербурге «Задача дня в области радия»: «Перед нами открывается в явлениях радиоактивности источники атомной энергии миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению…В глубоком сознании лежащего перед родной страной долга я решился выступить на нашем публичном торжественном заседании, чтобы обратить внимание на открывающееся перед нами дело большой общечеловеческой и государственной важности – изучение свойств и запасов радиоактивных минералов России. Оно не может, оно не должно дальше откладываться!"

1911, 1914 гг. – радиевые экспедиции в Забайкалье, Закавказье, Среднюю Азию, на Урал. Первые экспедиции начались на средства Общества содействия успехам опытных наук и их применениям Х.С. Леденцова (Леденцовский фонд). Организация в 1921г. Радиевого института (сейчас им. В.Г.Хлопина) и назначение директором. Одно из лабораторных помещений разместилось в доме, где раньше была мастерская художника Куинджи, сотрудники называли его «Куинджевка». В Радиевом институте наряду с другими направлениями сложился один из двух мировых центров радиохронологии (второй в США).

Работа в институте Кюри, здесь сейчас висит его портрет.

В начале июне 1940 г. Вернадский получает письмо от живущего в Нью-Йорке сына Георгия с вырезкой статьи о начинающихся исследованиях по извлечению полезной энергии урана с припиской «Папа, не опоздайте!».

Уже 12 июня за подписью Вернадского, Хлопина и Ферсмана направляются записки в Совнарком и Президиум Академии. После поясняющего раздела они писали: « Мы считаем, что уже сейчас назрело время, чтобы Правительство, учитывая важность вопроса о техническом использовании внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые обеспечили бы Советскому Союзу возможность разрешения вопросов современной науки». Далее предлагались практические меры по развертывании работ по их финансированию, проектированию сверхмощного циклотрона, созданию государственного фонда урана и др.

30 июля Президиум АН создает Урановую комиссию в составе 14 человек – научной элиты того времени, многие из которых создавали затем ядерный щит страны. Председателем стал А.Ф. Иоффе, Вернадский отказался от председательства и стал заместителем.

Академия Наук Украины. Вернадский стал организатором и первым президентом (головой) АН Украины (1918). После установления на Украине довольно либеральной диктатуры П.П.Скоропадского министром просвещения стал известный на Украине, хорошо знавший Вернадского по работе в петербургском министерстве профессор Н.П.Василенко. Он получил одобрение у Гетмана создания в рамках формирования полноценной государственности своей Академии наук с необходимыми ассигнованиями и привлек к этой работе В.И Вернадского.

Нашей стране невероятно повезло. Созданием Академии занимался выдающийся, авторитетный в стране и Европе ученый, высоко образованный человек, читавший на всех славянских, германских и романских языках, специально изучавший академический опыт Европы, знавший изнутри достоинства и недостатки российской Академии, которая и была взята за образец. Человек с украинскими корнями, любивший Землю и народ Украины, обладавший огромным опытом общественно, парламентской и государственной деятельности. Непогрешимо порядочный в науке и жизни.

государственной, наконец, официальное положение П.Василенко в тогдашнем правительстве.

Работа была начата сразу в трех направлениях: создание Академии, научной библиотеки и новых научных и учебных заведений, в том числе Речь шла также о Ботаническом саде Академических музеях, фондах помощи ученым и др. Особенно быстро в этой стремительно меняющейся обстановке, когда бесхозными оставались ценнейшие собрания книг, создавалась библиотека, сейчас Национальная библиотека Украины, носящая его имя.

Заложенные В.И.Вернадским зерна дали обильные плоды. Академия Наук Украины в XX веке, привлекшая научную элиту Украины мирового уровня, щедро поддерживаемая стала одной из самых мощных и результативных в мире. Только за две предвоенные пятилетки бюджет Академии возрос в 20 раз. Не менее интенсивно развивалась Академия в послевоенное время под руководством Б.Е.Патона. В 1992г. число институтов и других организаций Академии превышало 100. "Фактически я был прав. И как бы то ни было, Украинская Академия оказала своим существованием большую услугу культурному росту Украины" [4].

Крым. В ноябре 1919г. В.И Вернадский уезжает в Ростов, затем в белый Крым, где задерживается и становится выборным ректором Симферопольского университета (сейчас Таврического университета им. В.И.Вернадского), образованного в 1916 г. одним из последних решений Государственного Совета. Война и революция забросила в Крым наряду с Вернадским таких известных ученых как физики А.Ф.Иоффе и И.Е.Тамм, биолог А.А.Любищев, геолог В.И.Лучицкий, геолог и палеонтолог Н.И.Андрусев, геолог и путешественник В.А.Обручев и др., которые преподавали в Симферопольском университете. Здесь же работал его ученик из МГУ С.П.Попов, будущий академик геолог Д.И.Щербаков.

Вернадский организовывает на Крымском полуострове КЕПС, которая объединяет разрозненные небольшие научные силы полуострова: биостанции, обсерватории, ботанический сад, музеи и библиотеки, созданный в Керчи Боспорский университет, где работал Георгий Вернадский. Крымская КЕПС стремительно двинулась вперед и уже через полгода вышел сборник с работами по морским, биологическим, минеральным ресурсам.

Наконец, с охранной грамотой наркома здравоохранения Н.А.Семашко (бывшего своего ученика) он возвращается с группой коллег в "профессорском" вагоне, прицепленном к санитарному поезду в Москву. Отсюда он просит освободить его от поста Президента АН Украины. В дальнейшем Вернадский всегда чувствует сопричастность с Украиной, осознает единство славянских народов и их право на свободу, никогда не порывает с Украиной, работающими здесь учеными. Последний раз он был здесь на двух научных конференциях в 1939 г.

Мыслитель

Мысли В.И. Вернадского о смысле жизни, устройстве общества, роли науки, образования, культуры, истории общества и науки и др., нельзя пересказывать, их следует приводить и размышлять весте с ним, использовать в своей жизни.

Дадим слово Вернадскому [4]:

«Мне уже выясняется та дорога, те условия, среди которых пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая».

«Общество тем сильнее, чем оно сознательнее, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с «общим благом»... чем ярче он является результатом работы большого числа людей, могущих мыслить».

«Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли».

«Из истории знания – и из своего внутреннего опыта – я знаю, какие неожиданные последствия бывают от случайных, необработанных, отдельно брошенных мыслей, если они коснутся воли и мысли искренней человеческой личности в нужный момент. Один такой случай оправдывает нередко труд жизни».

Вернадский считал философию и науку двумя принципиально разными способами познания. Философия безгранична, она размышляет обо всем: о человеке, его внутреннем мире и о самом мышлении. Наука же ограничивается реальным миром.

«История науки не делается этой коллективной работой. В ней выступают отдельные личности, резко выделяющиеся среди толпы или силой своего ума, или его ясностью, или широтой мысли, или энергией воли, и интуицией, творчеством, пониманием окружающего. Очень часто их открытия и стремления не могут даже быть поняты современниками: так далеко вперед уходит мысль отдельных лиц среди коллективной работы общества».

Еще в 1918 г. Вернадский в письме Н.П. Василенко размышлял о Европейской конфедерации.

Исключительно актуальна сейчас высказанная В.И. Вернадским еще в 1920 г. мысль: «…те вопросы, которые встали перед человечеством, выходят за рамки одного народа – они вечные».

Только Разум объединенного человечества, научная мысль и ее функция – наука способны решать стоящие перед человечеством проблемы. В.И. Вернадским неоднократно подчеркивается защитная и охранная роль науки в сохранении человечества и поддержке его морального здоровья.

Человек

Уверенная походка, прямой стан, легкость движений Вернадского привораживала всех, кто с ним встречался. Его лицо было пронизано красотой мысли. Скромный, всегда требовательный к себе и другим, он говорил, что «у меня не можно быть, у меня нужно работать». Ученый всегда строго придерживался детального распорядка дня, даже накануне Нового года он в десять часов гасил свет в своем рабочем кабинете и ложился спать [1, с. 18].

Благодаря врожденным задаткам, воспитанию и влиянию близких людей стиль жизни Вернадского характеризовался постоянным поиском новых проблем. Он мог в одно и то же время заниматься решением нескольких проблем, которыми он обычно продолжал заниматься многие годы. В отличии от многих ученых, стремившихся к узкой специализации, Владимир Иванович оставался универсальным мыслителем. Однако это не мешало ему выделить основную линию жизни: «Мне теперь уже выясняется та дорога, те условия, среди каких пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая…» [2, с. 60] .

Жена – Наталья Егоровна Старицкая. Образованная девушка из замечательной либерально настроенной, дружной семьи, блиставшая знанием языков, она нашла свое призвание, посвятив жизнь мужу и разделив с ним все. Дочь Нина пишет: «Когда я была моложе, я тоже не понимала, какую бесконечно важную роль она играла. Она была гением, его хранителем, его совестью и всецело разделяла все его увлечения. Были дни, когда жизнь его была в опасности, она всегда поддерживала твердость его духа. Она была совершенно необыкновенная женщина, громадной силы духа и любви» [4].

Они прожили вместе 56 лет, как писал Вернадский после кончины, «душа в душу, мысль в мысль».

Он был заботливым отцом. Его увлеченность науками передалась детям, как и он сам перенял ее у своего отца. Дети очень любили своего отца и уже взрослыми проводили с ним исследования, участвовали в экспедициях. Они стали продолжателями его идей и учений.

Что касается смысла, идеала и цели жизни, то для себя Владимир Иванович определил их в «доставлении наивозможной пользы окружающим», поскольку он считал, что его ценность, как и ценность всех остальных людей «оценивается не сама по себе, а по степени причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким» [2, с. 61].

« Меня следует определять как русского по культуре и всему укладу жизни – правда, русского вся жизнь которого непрерывно была связана с Украиной».

Украинский народ по праву гордится славой героев своей истории — подвигами казачества, великими свершениями государственных мужей и творцов культуры. Но как-то очень уж редко называют в этой «незабываемой шеренге» имя Вернадского. А ведь этот крупнейший натуралист ХХ века был потомком славного рода запорожских казаков, всегда считал Украину родной для себя землей, в его переписке можно встретить великое множество признаний такого рода: «Я так сильно чувствую свою связь и с Украиной, и с Киевом» (письмо к академику Н.П.Василенко, сентябрь 1921 года). Черты гражданина Украины и России и мыслителя мирового, даже космического масштаба сочетались в натуре Вернадского совершенно органично [3].

В.И Вернадский принял активное участие в деятельности земства, создавшего целый слой культуры, состоявший из земских врачей, учителей, агрономов, земских деятелей, многие из которых видели в земстве выход к конституции. Полная и правдивая история земства еще будет написана.

В.И Вернадский выдвинулся в Тамбовской губернии на ниве просвещения, – он оставил здесь после себя 300 школ. Вместе с друзьями он создал Комитет помощи голодающим, где в 1891-1892гг. кормилось до 25 тысяч человек, оказывалась помощь лошадьми, семенами. Участвует в съездах земских гласных, работе Бюро земских съездов.

Активно участвовал в создании в 1909г. «Союза освобождения», нацеленного на мирной эволюции режима путем введения конституции, который перерос затем в партию конституционных демократов.

Выборный член Государственного Совета от университетов и Академии. Активный борец вместе с С.Н Трубецким за автономию университета, академическую свободу, выборность ректора. Член Государственной Думы. В.И Вернадский постепенно выходит в лидеры либеральных демократов.

Товарищ Министра просвещения Временного правительства. 22 и 23 июня пишет большую статью «Задачи науки в связи с государственной политикой в России», где излагает, по сути, программу, с которой они с соратником С.Ф.Ольденбургом пришли в министерство: организация университетов в Перми и Ростове, создание учебных заведений нового типа в Иркутске, Ташкенте, Одессе и других, Академий в Украине, Закавказье и в Сибири.

8 ноября Ленин объявляет партию кадетов «врагами народа», ее руководителей предписывает арестовать и В.И Вернадский вынужден уехать на юг страны.

Полтава, Киев, Крым, возвращение в Москву.

Вернадский не мыслил себя вне своей Родины. Его арестовывали, травили в прессе. Репрессировали и уничтожали его друзей. Дети звали его за рубеж.

Он остался и продолжал служить своему Народу, своей Земле.

Он никогда не подлаживался в статьях, высказываниях, может быть, это и сохранило ему жизнь. Его размышления были динамичны, они могли корректироваться.

«Подлинная работа осуществляется тысячами интеллигентов – учителей, врачей, агрономов, инженеров, натуралистов. Их хватают за руки, затыкают им рот, ссылают и не дают пропитания, элементарного обеспечения. Но только они, а не грубая сила коммунистов, обеспечивают целостность страны».

В 1943 г. Вернадскому исполнилось 80 лет. Он был награжден орденом и Сталинской премией I степени – 200 тысяч рублей. Половину он отдал в пользу фронта, вторую – нуждающимся друзьям, в том числе репрессированным. Парадокс - деньги Системы, отправившей в ссылку человека, искалечившей его судьбу, попадают благодаря Вернадскому как помощь к этому же человеку.

В 1943г. Вернадский с дочерью совершил последнюю поездку по стране (Волга, Урал, Казахстан. По приезде в Москву суммировал свои дорожные впечатления в письме сыну Георгию: «Огромный сдвиг. Не только среднее, но и высшее образование – действительно всем. Все грамотные, всем желающим доступна высшая школа».

Плоды земской работы пошли впрок. Фундамент заложен безвестными и безымянными русскими интеллигентами: учителями, врачами, агрономами, учеными. Новые правители вынуждены развивать окраины. Культура же самоускоряется и углубляется благодаря энтузиастической работе отдельных личностей.

Россия выполнила свою великую миссию. Она завершила великие географические открытия. Идя «встречь солнцу», принесла знания в Среднюю Азию, в Сибирь, на Дальний Восток» [4].

Заключение

Так в чем же состоит феномен Вернадского? Главным образом – в необычайной, поразительной для нашего времени – времени всевозрастающей научной специализации – подлинно Ломоносовской энциклопедичности Вернадского, Ломоносовском размахе его интересов, устремлений, размышлений.

Перед вами фрагментарно, в рамках выбранного объема и ограниченных способностей автора, прошла долгая творческая, насыщенная событиями и неустанным трудом жизнь Владимира Ивановича Вернадского - Человека, Мыслителя, Гражданина, Ученого.

Он рядом с нами – своей Личностью и оставленным нам бесценным интеллектуальным и рукотворным наследством.

Он по-прежнему впереди и зовет за горизонт. Широкое понимание и торжество идей В.И. Вернадского еще ждет нас. Как пишет заместитель председателя комиссии НАНУ по разработке научного наследия академика В.Вернадского А.Шевченко [4], известные экологи Н. Полунин (Великобритания), Ж. Гринвальд (Швейцария) предлагают серьезно задуматься о вернадскианской революции, под которой они понимают разработку и реализацию планетарной концепции, охватывающей окружающую среду, науку, образование и направленную на прогресс и благополучие человечества.

Перед нами Ученый, который говорил (фрагменты записи в архивной «Хронологии» Вернадского за 1926г.): «Был у меня один молодой разговор, котором часто приходится вспоминать и чувствовать жизненную правду, мною тогда высказанную: на необитаемом острове, без надежды поведать кому-либо мысли и достижения, научные открытия или художественные произведения, без надежды выбраться – надо ли менять творческую работу мысли, или надо продолжать жить, творить и работать как будто живешь в обществе и стремишься оставить след своей работы в максимальном ее проявлении и отражении? Я решил, что надо именно так работать».

Перед нами Человек, который отстаивал свободу науки и образования, помогал голодающим и организовывал школы. Он боролся во всех инстанциях, вплоть до посещения Генерального прокурора Вышинского, за жизнь своего друга и единомышленника по «братству» Д.И.Шаховского, посылал ему, как выяснилось, уже расстрелянному, через приемную Берии свои брошюры и записку. Не переставая, боролся за судьбы своих любимых учеников: трудоустройство в лагерях и ссылке А.М.Симорина; перевод денег опухавшему от голода в Средней Азии Б.Л.Личкову и хлопоты о присуждении ему, ссыльному, докторской степени по совокупности работ (1943г.). Помогал бедствовавшим жене С.Ольденбурга и дочери В.Короленко, хлопотал о пенсии для вдовы Грушевского. И нет конца этому перечислению.

Он последним из «братства» покинул этот мир, высоко и достойно держа над головой как звезду для всех нас девиз «Жить для других, жить открыто!».


Cписок источников

1. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) / М.: Ленинград 1947. 352с.

2. Творческое наследие. Вернадский и современность// Сборник трудов международной научной конференции. 1998г

3. И. Сюндюков. Разум есть сила жизни//День. №26, 9 февраля 2002г

4. Ю. Киклевич. Великий Вернадский// Наука. №3, 2003г.

5. Гумилевский Л.И. Вернадский//http://vernadsky.lib.ru/





               На начало страницы



Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ