Русский English Український

ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ    

Магистр ДонНТУ Гревцова А.И.

Гревцова Анна Игоревна

Факультет экологии и химической технологии

Специальность: Экология химических производств

«Вcе прелести единого налога»

Вступление

Я получаю второе экономическое образование, и хочу рассказать о всех достоинствах и недостатках упращенной системы налогооблажения для того чтобы все желающие в доступной форме могли прочесть и побольше узнать об этом. Следует отметить, что основная масса предпринимателей выбирает упрощенную систему налогообложения – единый налог. Это говорит о том, что выгоды единого налога очевидны, по крайней мере, для самих предпринимателей. Плательщик единого налога имеет право не платить шестнадцать налогов и сборов (обязательных платежей). Упрощенная система налогообложения – единый налог – основана на Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. №727/98 (далее – Указ №727), в котором и определены основные принципы применения единого налога. Необходимо сказать, что на упрощенную систему налогообложения – единый налог – могут перейти не только юридические, но и физические лица.

Законодательная база

Упрощенная система налогообложения – единый налог – основана на Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. №727/98 (Указ №727), в котором и определены основные принципы применения единого налога. В соответствии с требованиями Указа №727 на упрощенную систему налогообложения – единый налог – могут перейти следующие субъекты малого предпринимательства:

  1. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;

  2. Юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

Единый налог заменяет ряд налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями при использовании общей системы налогообложения, и представляет собой для юридических лиц определенный процент, исчисляемый в зависимости от объема выручки при осуществлении хозяйственных операций субъектов предпринимательства, находящихся на упрощенной системе налогообложения учета и отчетности. В настоящее время п.3 Указа №727 предусмотрены две ставки единого налога:

  1. 6% от суммы выручки, полученной за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС в соответствии с Законом об НДС;

  2. 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

Таким образом, если юридическое лицо избрало ставку единого налога 6%, то оно будет являться плательщиком НДС и, следовательно, на него будет распространяться требования и нормы Закона об НДС, если же юридическое лицо изберет ставку единого налога 10%, то плательщиком НДС оно являться не будет. Следует обратить внимание на то, что субъекты предпринимательства, избравшие 10% ставку единого налога, хоть и освобождены ст.3 Указа №727 от уплаты НДС, все равно уплачивают его в бюджет, но в иной форме, нежели предусмотренная Законом об НДС. Приняв во внимание это обстоятельство, можно будет более взвешено подходить к разрешению некоторых спорных вопросов, связанных с исчислением и уплатой единого налога, при осуществлении различных хозяйственных операций.

Порядок и сроки уплаты единого налога

В соответствии со ст.3 Указа №727 субъекты малого предпринимательства – юридические лица должны уплачивать единый налог ежемесячно, не позднее 20 числа следующего месяца, на отдельный счет Государственного казначейства Украины. После чего отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления денежных средств перечисляют суммы единого налога в следующих размерах:

Рисунок
20% – в Государственный бюджет Украины;        42% – в Пенсионный фонд Украины;
15% – на обязательное социальное страхование;        23% – в местный бюджет;

Следует отметить, что обязательное социальное страхование (15%) включает отчисления в Государственный фонд содействия занятости населения – 4%, и отчисления для возмещения расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством в связи с временной утратой трудоспособности, а также расходами, обусловленными рождением и погребением – 11%.
         В соответствии со ст. 5 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Закон №2181) налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать сумму налогового обязательства, указанную в представленной налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного п.п. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 Закона №2181. Вопросы о сроках уплаты единого налога дополнительно возникают у субъектов хозяйствования, уплачивающих его по ставке 6 %. Это связано с тем, что в отличие от Указа №727 п. 7.9 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено, что налогоплательщики, у которых объем налогооблагаемых операций за предыдущий календарный год менее 7200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (122 400,0 грн.), могут по своему выбору применять налоговый период, равный календарному кварталу

Уплата единого налога физическим лицом

Поскольку речь идет о физическом лице (физлицо – ЧП), то требование не создавать юридического лица воспринимается вполне нормально. При этом необходимо учитывать, что данное требование касается осуществления данным физлицом – ЧП вполне определенной предпринимательской деятельности (указанной в свидетельстве) и действует только в рамках этой деятельности. За физическим лицом, как гражданином сохраняется право быть наемным работником, приобретать акции, быть учредителем предприятия или общества с ограниченной ответственностью и т. д., но с обязательным условием раздельного учета получаемых доходов. То есть доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом по упрощенной системе, должны учитываться отдельно.
         Требования относительно количества лиц, находящихся в трудовых отношениях с физлицом, несколько размыты. Если относительно юридических лиц говорится о среднесписочной численности, то относительно физлица, возможны два варианта. Первый – общее количество лиц (работников), с которыми физлицо – ЧП вступало в трудовые отношения в течение года, независимо от их продолжительности (один день, месяц или год). Второй – количество работников, с которыми трудовые отношения у физлица – ЧП продолжались в течение всего года (период с 01 января по 31 декабря). Что касается величины выручки от реализации, то сумма, согласно законодательству равна 500 тыс. грн. Речь идет не о сумме всех поступлений, а о выручке. Однако, стоит отметить что не все, что поступает в кассу физлицу и на текущий счет, является выручкой, но только то, что поступает в кассу или на текущий счет (счета) физлица, может считаться выручкой.

Ограничения, определенные для юридических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения – едином налоге, также определены по двум параметрам – по численности работников и объему реализации. В данном случае относительно численности, все конкретно и понятно. Рассчитывается она в соответствии с требованиями Указа № 727 в следующем порядке. Среднеучетная численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех его работников, в том числе тех, что работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений. А относительно объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), то вопросы возникают аналогичные тем, что возникали по объемам выручки у физлица. Указанные требования в отношении и физлица – ЧП, и юрлица на едином налоге могут первоначально выполняться, но потом, по истечении определенного периода времени, вполне возможна такая ситуация, что какое-либо из указанных требований будет ими нарушено.
         Невыполнение требований, дающих право находиться на упрощенной системе налогообложения, не требует от физлица или юрлица на едином налоге прекращать их деятельность, им всего лишь необходимо перейти на общую систему налогообложения. В случае нарушения требований, установленных статьей 1 данного Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала). Если, например, во втором квартале юрлицом на едином налоге было нарушено требование относительно объема реализации продукции (более одного миллиона), то независимо от того, когда такое нарушение произошло, в начале квартала или в конце, с третьего квартала (с 01 июля текущего года) юрлицо на едином налоге, в соответствии с требованиями Указа № 727, должно перейти на общую систему налогообложения.

Дополнительные ограничения по единому налогу

Дополнительные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения – единый налог, введены самим Указом №727 и Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 г.» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. №2505 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 03.06.2005 г. №2642-IV (Законом №2505). Действие Указа №727 не распространяется на:

Законом №2505 с 01 июля 2005 г. были введены дополнительные ограничения. Упрощенная система налогообложения - единый налог, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на:

Рисунок

Ограничения, указанные в Законе №2505, установлены до принятия Закона «Об упрощенной системе налогообложения». В соответствии с Указом №727, субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения – единый налог, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами. Наличие таких ограничений обусловлено порядком расчета облагаемого единым налогом дохода. К ограничениям можно отнести и наличие только одной возможности в течение календарного года перейти на единый налог. Если вы в течение календарного года уже принимали такое решение, а потом вернулись на общую систему налогообложения, то в течение этого же календарного года вы не имеете право вновь вернуться на единый налог.

Единый налог – льготы

Следует отметить, что субъект предпринимательской деятельности (СПД), находящийся на упрощенной системе налогообложения (платит единый налог), освобождается от шестнадцати видов налогов и сборов (обязательных платежей), в состав которых входят:

Освобождение от налогов и отчислений, связанных с начислением заработной платы наемным работникам, касается только физлица - ЧП. Субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо, которое уплачивает единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисления и перечисления в государственные целевые фонды сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам, находящимся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи. Это касается только доходов физлица – ЧП, полученных им в рамках его предпринимательской деятельности, указанной в свидетельстве плательщика единого налога, и не распространяется на другие его доходы, например, как наемного работника. К льготам относится и то, что физлицо – ЧП, занимающееся несколькими видами деятельности, не должно оплачивать единый налог по каждому из них. В случае если физическое лицо – субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им приобретается одно свидетельство и уплачивается единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки. Субъекты предпринимательской деятельности – физические лица – плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.

Выводы

Как вывод следует отметить, условием применения упрощенной системы налогооблажение является ограничения по количеству работников: для физлиц – это не более 10 человек включая членов семьи, для юрлиц – не более 50 человек; а также ограничения по сумме выручки: для физлиц не более 500 тыс. грн. в год, для юрлиц – 1 млн. грн. в год. Главным недостатком является отсутствие специального закона, для регулирования ведения деятельности при использовании единого налога. Упрощенная система налогообложения имеет ряд достоинств: простота в определении единого налога; возможность самостоятельного выбора ставки налога, 6% или 10%; уменьшение количества налогов к уплате; возможность возврата на общую систему; простота ведения налогового учета; при ставке 10%, нет учета НДС; минимизация количества отчетности к сдаче.

Литература

  1. Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. №727/ 98
  2. Постановлении КМУ «О разъяснении Указа Президента от 3 июля 1998 г №727» от 16.03.200 г. №507
  3. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 г.» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. №2505
  4. Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. №2181-III
  5. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997
  6. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997
  7. Cайт Верховной Рады Украины: законодательство – http://zakon.rada.gov.ua/


ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ     Автобиография         


© ДонНТУ Гревцова А.И.