рус Портал магистров ДонНТУ  
Магистр Мороз Виктория Васильевна
 
 

Мороз Виктория Васильевна

Факультет экономики
Кафедра Экономики предприятия
Специальность: Экономика предприятия

Тема выпускной работы:
Формирование системной оценки развития потенциала предприятия
Научный руководитель: Шилова Лариса Ивановна


Инновационная политика и оценка инновационного потенциала крупных предприятий

Автор - Чупахина С.А.


Источник: http://gr.neftegaz.ru/ru/content/science/204.html

Описание

Современная экономическая обстановка, в которой осуществляют свою деятельность нефтяные и нефтехимические предприятия, характеризуется нестабильностью и неопределенностью. Устойчивое развитие предприятия в перспективе зависит от его способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.

Значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждое предприятие вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Инновации - залог успешного развития предприятия. Даже если постоянно модернизировать свои товары, рынки, на которые ориентировано производство, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию предприятиям, время от времени приходится обращать свой взгляд на новые рынки. Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под давлением конкуренции показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

Не вызывает сомнения, что сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Очень важно глубоко вникать в сущность и специфику инновационных процессов, протекающих по законам рынка, а в экономической политике активно использовать конкурентные стимулы к инновационному развитию отдельных предприятий.

В условиях современного экономического положения глубокий анализ и широкое обсуждение вопросов, связанных с взаимодействием инновационных и конкурентных отношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений на уровне различных отраслей и предприятий.

Масштабность и многопрофильность нефтехимического предприятия, сложность и наукоемкость продукции, длительный и дорогостоящий процесс разработки и постановки ее на производство, острая конкуренция на рынках химических товаров требует, особенно в сложных экономических условиях, разработки продуманной политики развития отрасли, рассчитанной на длительную перспективу.

Таким образом, переход предприятий к инновационному развитию требует разработки соответствующих методов управления. Одним из таких методов может стать оценка инновационного потенциала предприятия.

Как известно, понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

    Применительно к деятельности промышленного предприятия, научно-технической организации правомерно говорить о наличии у них общего или совокупного потенциала и его составляющих, а именно:
  • научно-технического потенциала;
  • производственно-технологического потенциала;
  • финансово-экономического потенциала;
  • кадрового потенциала;
  • инновационного потенциала.

Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Восполнить данный пробел в теории и практике управления должны методы оценки инновационного потенциала предприятия, которые позволят принимать рациональные управленческие решения и эффективно управлять не только инновационной деятельностью, но и предприятием в целом.

В этой связи изучение инновационного потенциала предприятия представляет особую актуальность. Существовавшая ранее система реализации научно-технических, технологических разработок и изобретений, известная как внедренческая, была рассчитана на иную модель хозяйствования, нежели рыночная экономика. С отказом от этой модели зачастую ликвидировались или ослаблялись те структуры, без которых невозможна и в условиях рыночной экономики полноценная инновационная деятельность, например, патентные службы. С другой стороны, в нужном качестве не создавались и не развивались такие инновационные структуры, которые связаны преимущественно с рынком, например, служба маркетинга. Это привело к тому, что инновационный потенциал во многом складывался стихийно, его структуре был присущ внутренний дисбаланс. Такое положение стало тормозом в реализации уже имеющихся научно-технических разработок и изобретений, вымыванию из структуры экспорта и с внутреннего рынка отечественной наукоемкой продукции.

Инновационный потенциал предприятия – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций. Или же, максимально возможное количество ресурсов, которые предприятие может вовлечь в сферу научно-технического развития производства при заданном размере ресурсных ограничений и без сокращения размеров конечного выпуска продукции.

    Инновационный потенциал состоит из четырех частей.
  1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике;
  2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию;
  3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла;
  4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Инновационный бизнес в мире считается самым выгодным, так как он обеспечивает конкурентоспособность базовым отраслям экономики. Поэтому, осознавая необходимость реализации системных мер в этом направлении, предприятия должны активно реализовывать комплекс мероприятий по формированию своей инновационной инфраструктуры.

    Для того чтобы оптимизировать осуществление интеллектуальной деятельности предприятия можно предложить следующие пути:
  • Создание плана действий по внедрение рационализаторских инициатив;
  • Развитие внешних и внутренних сетей, увеличение числа партнерских отношений в области научно-технических решений;
  • Укрепление корпоративной культуры основанной, ориентированной на культ инноваций;
  • Оптимизации процесса «Идея – инновация – инвестиционный проект».

Таким образом, основными целями в научно-технической и инновационной сфере развития нефтехимических предприятий будут являться стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий; повышение спроса на научно-технические новшества; развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере и комплексное техническое перевооружение нефтехимического комплекса.