Портал магистров ДонНТУ Официальный сайт ДонНТУ












   Захаренко Артём Александрович

Факультет:  Геотехнологий и управления производством

Специальность:  Разработка полезных месторождений


  История советского автомобилестроения

Актуальность темы
Эта тема была выбрана мной не просто так. Дело в том, что многие мои друзья не знают об истории нашего отечественного автопрома. А я интересуюсь всем, что его касается, и мне как-то дико, что многим не интересна история советского автомобиля, хотя она намного увлекательнее чем, например, история таких автогигантов, как Ford и Dimler Crysler.

Историческая справка (http://domkrat59.narod.ru). Много интересных проектов применения паровых автомобилей было в Паровой автомобиль России. Изобретатель и предприниматель В.П.Гурьев предложил в 1837 году создать сеть деревянных (торцевых) дорог, по которым могли бы регулярно совершать рейсы паровые автотягачи с колесными прицепами летом и санными - зимой. Большое влияние на развитие конструкции автомобиля имели изобретения дифференциала (1828, О. Пеккёр, Франция), пневматической шины (1845, Р. Томпсон, Англия), передних управляемых колес на цапфах (1816, Г. Лангеншпергер, Германия),независимой подвески колес (1878, А, Болле, Франция) и др.
Широкое применение автомобиля, как транспортного средства начинается с появлением быстроходного двигателя внутреннего сгорания. Немецкий изобретатель Н. А. Отто построил 1876 году двигатель внутреннего сгорания (ДВС), топливом для которого служил газ. КПД этого двигателя оказался в три раза выше, чем у построенных в то время паровых машин. В 1897 году Рудольф Дизель создал ДВС , с воспламенением рабочей смеси не от искры, как у Н. А. Отто, а от сжатия. Двигатель Р. Дизеля показал еще более высокое значение КПД.
В 1885 Г. Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновым двигателем, а 1886 его соотечественник К. Бенц взял патент на трехколесный автомобиль с таким же двигателем мощностью 0,75 л. с. Последующие годы явились началом промышленного производства автомобилей. В1890 - е годы появились первые автомобили "Панар - Левассор", и "Де Дион - Бутон" (Франция), в 1892 году построил свой первый автомобиль Генри Форд (С Ш А) и начал их промышленное производство в 1903 году. Один из первых русских автомобилей "Руссо - Балт" (1908). Первый советский автомобиль был выпущен в 1924 году - АМО-Ф15, а в 1932 году в СССР началось массовое производство автомобилей ГАЗ-А.
С 1894 года регулярно устраиваются автомобильные гонки, которые сыграли большую роль в развитии конструкции автомобиля и их распространению. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км/ч, то уже через 5 лет она достигла 70 км/ч; в 1904 она достигла 100 км/ч и в 1907 - 114 км/ч, а так например абсолютный рекорд скорости в 1968 году составил 966,753 км/ч на автомобиле с газотурбинным и 658,667 км/ч с поршневым двигателем.

Пионеры автомобилестроения

ЯковлевИстория отечественного автомобильного дела начинается с первых русских автомобилей Яковлева и Фрезе, Лесснера, Пузырева, с автомобильных кузовов Брейтигана, П. Яковлева. Мастерские и предприятия, где рождались русские автомобили, находились в Петербурге - тогдашней столице России. И это было естественно - в столицу стекалась информация из Европы о новинках техники, сюда поступали из-за границы первые безлошадные экипажи.
В 90-е годы ХIX века появились первые иностранные автомобили и мотоциклы, открылись торговые отделения европейских автомобильных фирм. Конечно, масштабы автодела были более, чем скромные: несколько десятков машин и сотня другая энтузиастов. И все же 11 октября по старому стилю 1898 года по Петербургу состоялись первые в нашей стране автогонки на автомобилях и мотоциклах. В них приняли участие 6 машин. Победил Павел Николаевич Беляев, довольно состоятельный человек и большой поклонник технических новинок. Он выступал на трицикле "Клеман" с двигателем "Де Дион Бутон" мощностью 1,75 л.с. Первые гонки привлекли внимание петербуржцев. У магазина "Клеман- Гладиатор-Фебюс" прибавилось заказчиков. В 1902 году началось издание журнала "Автомобиль". Автомобили, мотоциклы, двигатели, шины магнето, карбюраторы - все поступало из-за границы, через торговые представительства иностранных фирм в Петербурге, которых было великое множество.
Первый в нашей стране автомобиль родился на берегах Невы. Инициаторами постройки первого отечественного безлошадного экипажа стали, как известно, два петербургских изобретателя - отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев (1857-1889гг.) и горный инженер Петр Александрович Фрезе(1844-1918гг.). Одному принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева" (ныне завод "Вулкан"), другому - Акционерное общество постройки экипажей "Фрезе и К°" в доме 10 по Эртелеву (ныне М.Морская улица) переулку. Е. Яковлев взялся изготавливать двигатель с одним горизонтальным цилиндром мощностью около двух лошадиных сил, и трансмиссию (двухступенчатую коробку передач и дифференциал). В этом он опирался на опыт К. Бенса, как и другие создатели автомобилей того времени Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, США.
Испытания состоялись в Петербурге в мае 1896 года, а в июне, после окончания отделки и подготовки, машину отправили на Всероссийскую промышленно - художественную выставку в Нижний Новгород, где она экспонировалась и совершала демонстрационные поездки. Машина Яковлева и Фрезе с двухместным кузовом весила около 300кг. и могла развивать скорость до 20 км/ч. Первое сообщение о ней поместила в №7271 от 8 июля (по старому стилю) 1896 г. петербургская газета "Новое время".
На ранней стадии автомобилестроения наряду с автомобильными заводами возникают и кузовные. Большинство заводов выпускали только шасси и покупатель, приобретая шасси, отдавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его пожеланиями изготовляли "кароссери" - так назывались тогда кузова. Свидетельством высокой оценки русских кароссери служит отчет о IV Международной автомобильной выставке проходившей в Петербурге в 1913 году. Среди ее экспонатов на стенде №29 были представлены пять автомобилей "Мерседес" с кузовами петербургской экипажной фабрики "Брейтигам".
В ряду других экипажных фабрик ведущие место занимали такие петербургские фабрики как предприятия "Фрезе", "Победа", "П. Д. Яковлев", "Отто" "Пузырев". Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных автомобильных выставках 1907-1913 гг. в России. На первой из этих выставок в 1907 году большой золотой медалью награждены кузова фирмы "П. Д. Яковлева".
Изо все этих экипажных фабрик лишь "Фрезе и К°" сделала попытку организовать выпуск легковых и грузовых автомобилей. С 1901 по 1904 гг. она изготовила несколько десятков машин с двигателем и трансмиссией "Де Дион Бутон", испытала экспериментальный тролейбус и автопоезд с электротрансмиссией. Но слабость производственной базы не позволило развить начатое дело.
ПузырёвВ 1909 г. был заложен "Русский автомобильный завод И. П. Пузырева". Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским " …завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров". Вторая задача - создать автомобиль отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших дорог.
В 1911 г. основная модель завода обозначалась "28-35", в 1912 г. "А28-40" была довольно проста по устройству, имела большой запас прочности и была несколько тяжеловата. Ее отличал высокая проходимость, дорожный просвет составлял 320 мм. и ряд других новшеств.
На автомобилях Пузырева впервые в мире все передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами - изобретение завода, защищенное привилегией. Рычаги переключения передач размешались уже не снаружи кузова, а внутри его, картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа. Рабочий объем двигателей был до 6325 см3, а мощность до 40 л.с.
На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 г. И. П. Пузырев экспонировал три машины - открытую с семиместным кузовом торпедо и закрытую с пятиместным кузовом лимузин - обе 40-сильным двигателями, а также спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем.

Первые русские автомобили

Среди петербургских пионеров автомобилестроения почетное место в ряду изобретателей-экспериментаторов занимают И. В. Романов и А. Кегресс.
Первый русский автомобильИпполит Владимирович Романов много и плодотворно работал в области электроники. Он создал совершенные для своего времени аккумуляторы, электродвигатели, подвесную электрическую железную дорогу. Построенный по его проекту опытный участок такой дороги длинной 200 метров эксплуатировался с 1899 года в Гатчине. Одновременно Романов занимался конструированием автомобиля с электрическим двигателем и аккумуляторами - электромобиля. Первое упоминание о нем относится к 1899 г, когда в Санкт-Петербурге состоялись испытания опытных образцов. Изобретатель не пошел по пути приспособления электродвигателя к конному экипажу, а создал свою оригинальную конструкцию. Его первых двухместные самоходные фиакры имели передние ведущие и задние управляемые колеса. И сегодня, когда легковые автомобили с приводом на передние колеса получили широчайшее распространение, мы видим их предтечу и в электромобилях Романова. Необычной была компоновка машины, которая предназначалась для работы в качестве наемного экипажа- фиакра, сегодня мы назвали бы его такси. Позади пассажирского отделения находился отсек с аккумуляторами, а над ними помещалось сидение водителя. Запаса энергии аккумуляторов (их масса составляла 48% общей массы машины) хватало без подзарядки на 64 км пути, т.е. почти как у современных электромобилей. Скорость экипажа достигала 38 км/ч.
В начале 1901 г. на улицах столицы прошел испытания электрический омнибус И. В. Романова, который преложил городским властям открыть регулярное пассажирское сообщение на десяти маршрутах с использованием своих машин. Санкт-Петербургская городская управа в акте 4114 сделала после испытаний заключение, что "...омнибусы, построенные по этой системе, представляются удобными и безопасными для уличного движения и общественного пользования". Летом того же года городская дума удовлетворила ходатайство изобретателя и разрешила начать эксплуатацию электрических омнибусов.
Один из десяти утвержденных маршрутов охватывал самые оживленные магистрали города: Адмиралтейская площадь - Невский проспект - Знаменская площадь. С 8 ч утра до 11 ч вечера омнибусам предстояло совершать на каждом маршруте рейсы с 5-ти минутными интервалами. При этом общее число машин не должно было превышать 80-ти. И. В. Романов построил несколько 15-ти местных омнибусов с задними ведущими колесами и цепной передачей. Интересная особенность конструкции состояла в том, что каждое колесо приводилось самостоятельным электродвигателем, благодаря чему отпадала необходимость в дифференциале. Очень легкий омнибус (его масса без нагрузки-1600 кг) при общей мощности электродвигателей 6 л.с. развивал скорость до 11 км/ч.
И.В. Романов не располагал собственным производством и должен был размещать заказы на машины и их агрегаты по разным фирмам. Городская дума не намеривалась финансировать организацию пассажирских перевозок омнибусами Романова. Немалые помехи создавали конкуренты, контролировавшие в Петербурге трамвай, а также извозный промысел. В конечном итоге талантливый изобретатель оставил попытки внедрить в эксплуатацию свои электромобили и стал заниматься другими областями электротехники.
Еще одним видным изобретателем, жившим в те годы в Петербурге, был француз Адольф Кегресс (1879-1944). Его занимала проблема повышения проходимости автомобиля в условиях суровой русской зимы. В 1909 г. он предложил использовать широкую ленту из верблюжьей шерсти (сегодня ее назвали бы гусеницей), натянутою между барабаном, прикрепленным к заднему колесу, и дополнительным роликом.
Каждую зиму в окрестностях Царского Села под Петербургом, Кегресс испытывал переоборудованный автомобиль "Мерседес" с 45-сильным двигателем. Вместо задних колес у него были гусеницы (с 1913 г. -резиновые), а рядом с передними - лыжи. Таким образом, машина имела низкое удельное давление и могла двигаться по зимним дорогам.
В 1914 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге была заложена первая партия полугусеничных машин. Опытные образцы таких машин (одна на шасси автомобиля "Мерседес", другая на шасси "Руссо-Балт С24-40") экспонировались в мае 1913 г. во время IV Международной автомобильной выставки в Петербурге. На свое изобретение А. Кегресс получил в России две привилегии - авторские свидетельства: 18февраля 1912 г. и 31 мая 1914г. (даты по старому стилю).
Некоторые машиностроительные предприятия старого Петербурга - станкостроительный завод "Д. Скавронский" и другие - брались за производство автомобилей, но недостаточная производственная база, необходимость больших капиталовложений, отсутствие опыта быстро сводили на нет все начинания.
Первый русский автомобильТолько предприятия, располагающее собственным производством, высококвалифицированными кадрами, могло рассчитывать на успех. "Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод П. А. Лесснер", который взялся в 1904г.за выпуск автомобилей, можно отнести к числу таких предприятий. Руководство завода пригласило на должность инженера-консультанта известного русского конструктора автомобилей и двигателей Бориса Григорьевича Луцкого. В те годы он работал в немецкой фирме "Даймлер и Лесснер", купил лицензию на производство сконструированных для нее моделей. Любопытно, что в соответствии с договором, между изобретателем и петербургским заводом: "С каждой стороны мотора автомобиля, построенного обществом "Лесснер", должна быть фирменная табличка "Луцкой-Даймлер" и порядковый номер".
Первую машину - пожарный автомобиль с двигателем мощностью 12…15 л. с. "Лесснер" выпустил в 1904 г. В следующем году он получил уже крупный заказ на 14 почтовых фургонов для Петербургского почтамта. Эта модель с двухцилиндровым двигателем мощностью 8 л. с. развивала скорость 30 км/ч и считалась довольно надежной и долговечной.
С 1906 по 1909 гг. типаж автомобилей "Лесснер" включал в себя легковые автомобили с двигателями мощностью 12, 22, 32 и 90 л. с. грузовики и фургоны грузоподъемностью 1,2 и 2т., автобусы, пожарные автомобили в общей сложности 13 моделей. Конструктивными особенностями этих машин являлись цепная передача к задним колесам, маховик со спицами, выполнявшими роль лопастей вентилятора. На модели мощностью 90 л. с. устанавливался шестицилиндровый двигатель - редкость для тех лет.
В 1907 г. на автомобильной выставке в Петербурге завод "Лесснер" получил большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России". Правда и в то время и позже кое-кто считал, что "Лесснер" ничего серьезного не предпринимал, а просто купил у фирмы "Даймлер моторен гезельшафт" право на использование ее патентов, выписывал из Германии детали и целые узлы "Мерседесов" и собирал из них автомобили.
Завод мог разрабатывать и создавал автомобили оригинальной конструкции, но нуждался в контрактах на большие партии машин, без чего конкурировать с зарубежными фирмами, чьи автомобили при ввозе в Россию облагались очень маленькими пошлинами, было почти невозможно. Попытка заинтересовать военное ведомство и другие государственные учреждения результата не дала, и в 1910 г. завод прекратил производство автомобилей.

К мировой известности

ВАЗ (Волжский автомобильный завод) строился при техническом сотрудничестве с итальянской фирмой ФИАТ. В мае 1966 года был подписан договор, а уже в январе 1967 года невдалеке от города Тольятти был вынут первый ковш грунта на строительстве завода.
В качестве образца для основной модели был взят автомобиль ФИАТ-124, который в 1966 году был признан лучшей моделью года. Однако молодой коллектив конструкторов Волжского автомобильного завода, в то время возглавляемый главным конструктором Владимиром Сергеевичем Соловьевым, проделал большую работу по совершенствованию ФИАТ-124: автомобиль надо было приспособить к нашим дорожным и климатическим условиям.
2101В 1971 году была пущена первая очередь Волжского автоза¬вода, с конвейера сошли малолитражки ВАЗ-2101. Затем создали Волжское объединение по производству легковых автомобилей (АвтоВАЗ).
В 1972 году вступила в строй вторая очередь завода, и стали делать универсалы ВАЗ-2102.
Через несколько месяцев была пущена третья очередь завода начался 2101выпуск автомобиля люкс ВАЗ-2103.
Затем приступили к изготовлению модели ВАЗ-21011 —автомобиля улучшенной конструкции с более мощным двигателем. В 1976 году освоено производство комфортабельной машины.
ВАЗ-2106, а в 1977 году начался выпуск автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
2105В настоящее время налажено серийное производство автомо¬биля ВАЗ-2105, который является базовой моделью нового семейства «Жигулей».
С 1982 года начато производство автомобиля ВАЗ-2107 с повышенной мощностью двигателя (77 л. с.)
Впервые в нашей стране начат выпуск автомобиля с приводом на передние колеса ВАЗ-2108. Это машина с трехдверным кузовом. У новой модели по сравнению с прежними автомобилями более просторный салон, хотя длина ее уменьшилась на 120 мм; на 100 кг стала легче масса; на 20% снизился расход топлива.
Новая модель значительно комфортабельнее автомобиля ВАЗ-2105, который, кстати, по результатам конкурса, проведенного журналом «Ауто-цайтунг» (ФРГ), попал в десятку лучших моделей мира
Успешно работает Волжский автомобильный завод и над созданием электромобилей. Фургоны ВАЗ-2801 с электрическим двигателем уже ряд лет проходят испытания в Москве. Эти автомобили имеют грузоподъемность 240 кг и запас хода 80 км при максимальной скорости 60 км/ч.