Мои похождения в горы:

С самого детства родители возили меня отдыхать на Кавказ. Мы катались на лыжах, просто отдыхали. Это мое любимое место пребывания, поэтому я и решила взять один из вариантов горного отдыха в качестве индивидуального задания.

После 11-го класса, после всех изнуряющих экзаменов и рейтинговых испытаний пришла пора заслуженного отдыха. В качестве бонуса за успешное поступление, мой папа, заядлый турист, решил вывести меня на природу – сводить в поход. Поход не куда-нибудь, а по горам Северного Кавказа.

Уже за 2 месяца до похода начались сборы. Атаки магазинов и знакомых в поисках необходимого снаряжения, встречи с группой, распределение обязанностей. Люди попались очень приветливые и веселые.

Когда пришло время отправляться, моему волнению не было предела, это было мое первое знакомство с летним Кавказом…

Поход прошел просто замечательно, впечатлений осталось море. Особенно запомнился снег среди лета. Мы по нему катались и играли в снежки. Потом мне пришло пережить два изнурительных года в ожидании нового похода, который состоялся в августе 2007-го.

В подготовке к походу были учтены ошибки прошлых лет. Взяла вещи, которых не хватало в прошлом походе, и отложила ненужные. Но поход оказался совсем не таким, каким был прошлый. А полученный опыт мне очень пригодился. Мы уже путешествовали не по альпийским лугам и красивым водопадам, нашему вниманию большей частью представлялись суровые каменные пустыни и тяжелые подъемы.

И так, начнем с самого начала…

Все началось со сбора группы желающих. Как-то между делом я подсадила на походное дело своих самых лучших и близких друзей. Это уже обещало успех похода. Собирались до похода мы всего несколько раз, принимали участие в обсуждении маршрута и знакомились с остальными участниками. Время было летнее, хотелось отдыхать, поэтому родители взяли на себя большую часть сборов меня и моих друзей :)

Поход начинался в городе Мариуполь, который мы покинули жарким летним днем. И через 10 часов мы уже любовались горной прохладой и красивыми пейзажами в расчудесном горном поселке под названием Архыз.

Историческая справка
Архыз – это одна из жемчужин Карачаево-Черкесии - южной республики России. Он расположен в самом центре Западного Кавказа. Горный район Архыз - один из центров горного туризма и альпинизма на Кавказе – занимает верхнюю часть бассейна реки Большой Зеленчук. Общая площадь Архызского района составляет около 765 км 2. Архыз – это один из лучших и живописнейших уголков Кавказа. Глубокие зелёные долины орошаются чистыми, прозрачными потоками Большого Зеленчука. Вековые леса из кавказской пихты, сосны и ели соседствуют со сверкающими на солнце ледниками. София, Кизгыч, Дукка, Псыш и Архыз – это великолепные горные долины района с многочисленными водопадами, озёрами и скалами. Среди горноклиматических станций Кавказа Архыз выделяется своим исключительно благоприятным климатом. Высокое расположение долин (1500 – 2000 м над уровнем моря), сухой, чистый и прозрачный горный воздух, большая продолжительность солнечного сияния, теплый, ровный климат делают эту местность особо благоприятной для горноклиматического лечения.
Архыз – одно из наиболее посещаемых мест на Кавказе – край, удивительный по разнообразию речных долин и горных хребтов, растительного и животного мира. Самые высокие вершины Архыза – это Пшиш (3790 м), София (3637 м), Кизгыч-Баши (3445 м), Псыш (3503 м), Аманауз (3534 м) и Чучхур-Баши (3510 м). [1]

Я в национальной шапке ;)

Устроили мы ночлег на территории заповедника возле реки Большой Зеленчук. Устроили первый костер и насладились ночлегом в палатке под проливным дождем, которым нас встретил Кавказ. Провели мы там пару дней, пока оформлялись документы, да и не хотелось отправляться в дождь.

На следующее утро нас ничего не спасло от выдвижения в горы, и дождь нам уже не был помехой. Выдвинулись мы вдоль реки Псыш в сторону поляны Таулу. К счастью погода смирилась с нашим рвением и порадовала нас солнышком.

Поднимаясь по тропе

Когда мы попали на снежник мы здорово порезвились.

Забавы на снежнике

Особенно хорошо он смотрелся в контрасте с бурной растительностью и ярким солнцем.

Очень красивые ручные бабочки

И ручные бабочки тоже порадовали :)

В горах потрясающие своей красотой цветы

На поляну мы уже добрались к вечеру, промокшие и усталые. Быстро разбили лагерь и сладко уснули. На утро встали снова готовые отправляться в бой.

Следующим нашим пунктом назначения был перевал Орленок

Историческая справка
Перевал Орленок(1Б, 3000 м, сн-ос) Расположен в Софийском хребте юго-западнее вершины Кара-Джаш и соединяет долины рек Орленок (приток Софии) и Псыш.
От поляны Таулу у моста через Псыш около устья Софии подъем по дороге , а затем по тропе вверх по левому орографически берегу реки Софья до устья ручья Орленок. По левому орографически берегу ручья Орленок идет тропа. По тропе поднимаемся на первую ступень ущелья (2 часа от устья), здесь она теряется. Под взлетом на вторую ступень - озеро (не показано на карте), до него еще около часа. Подъем под перевал по осыпному травянистому склону крутизной 30°. Далее трава исчезает, склон постепенно выполаживается. В цирке под перевалом Орленок - озеро, подъем до него занимает около 1 часа. Подъем на перевал по крупной сыпухе крутизной 20° в обход снежника, чуть более 1 часа. Спуск слева по мелкой осыпи примерно 50 м. Далее начинается узкий камнеопасный кулуар 30-40°, протяженностю около 40 м. Далее спуск к ручью по травянистому склону до оборудованных стоянок. Рядом ручей с теплой водой. Далее спуск совпадает со спуском с перевала Караджаш.[2]

Мы долго взбирались в горы. Когда мы уже совсем устали и были в изнеможении, мы встретили пожилую женщину, продающую айран посреди гор. Удивительно, но это придало нам сил. И добрались мы до красивых озер. Желанию там остаться не было предела, но руководитель был неумолим, и мы продолжили путь. Озеро, на котором мы разбили лагерь ничем не уступало тем озерам и мы не пожалели, что прошли дальше, к тому же это приближало нас к вожделенному перевалу.

По дороге нас встретил еще один красивый снежник, заканчивающийся озером.

А позади меня снежник, сползающий в озеро

Путь к перевалу был тяжелым, учитывая, что мы еще немного заблудились и тем самым значительно усложнили себе дорогу. Взбирались мы на него по крупным «живым» камням со значительным уклоном.

Туристы :)

И наконец, мы взобрались на перевал. Думали, что все наши мучения позади, стали любоваться открывшимся видом на гору София и очень красивое озеро.

Но все только начинались. Спуск был еще более впечатляющим, чем подъем. Начался он с небольшого альпинистского упражнения, надо было слезть со скалы… Вах! Это было СУПЕР! А потом по крутому склону с сыпучими камнями был длинный спуск. К концу мы стали получать от него удовольствие, научились кататься, как по льду. :)

Спустившись, мы развалились на полянке и отдыхали,

Удобная полянка для отдыха на травке

но долго понежиться нам не удалось, надо было выдвигаться в дальнейший путь. И откуда только силы взялись?

Добрались до места стоянки мы только к вечеру. И там наблюдали красивую картину: облака были под нами и медленно поднимались на нашу долину, и вскоре мы уже оказались в густом тумане.

В долину наползает туман.

Дальше наш путь лежал на перевал Кара-Джаш. Это было мое второе посещение этого перевала. Я шла на него в предвкушении снова покататься на длинном широком снежнике, усевшись на «пенопопы».

Подъем на него оказался легче, чем я думала, наверное я все-таки немного выросла с прошлого похода )

Историческая справка
Перевал Караджаш (1А, 2960 м, ос-ск) Расположен в Софийском хребте юго-восточнее вершины Кара-Джаш и соединяет долины рек Гаммей-Чат (приток реки Софии) и Псыш.
GPS-координаты: широта - 43,27.449, долгота - 41,13.003
С дороги в долине реки София перебираемся на левый берег реки несколько выше устья ручья Гаммей-Чат по мосту из хиленьких бревен (GPS - широта: 43,29.141, долгота: 41,14.590). Мост виден с дороги. После переправы возвращаемся чуть вниз по течению (примерно 50-70м), переходим Гаммет-Чат и выходим на хорошую тропу наверх около отдельной группы хвойных деревьев на террасе склона. Тропа около часа идет по лесу, потом выводит в зону высокотравья. В верховьях Гаммет-Чата оасположено озеро Запятая - очень живописное место и много черники. С бараньих лбов впереди спадает несколько водопадов, а справа от них со склона сбегает основное русло реки. Идем вдоль него по правому по ходу берегу. Крутизна порядка 20°. Через час продвижения вверх подходим к скалам правого по ходу борта, вдоль них идет наиболее крутой участок подъема, но он довольно короткий (набор около 50 метров по склону 30°). Переходим реку по камням и продолжили подъем. По окончании крутого участка тропа траверсом уходит налево по ходу над бараньими лбами по заросшему рододендронами выполаживанию. Последний небольшой подъем выводит в цирк, в левой по ходу части которого есть озеро и стоянки. Из цирка начинаем подъем на перевал, обойдя гребень морены слева по снегу. Взлет на перевал по сыпухе не из легких, но все упрощается, если, заложив траверс налево от линии падения воды с перевала, выйти на тропу, плавно траверсирующую склон слева направо, и выходящую точно на перевал. С перевала открываются соседние отроги ГКХ, перевал Аманауз, вершина Пшиш, прямо впереди - небольшое озерцо. Спуск до озера простой, вдоль ручья. Здесь есть ночевки. Можно сходить на озеро Кратерное, расположенное в цирке левее. От озера уходим вниз над струящейся под камнями речушкой, оставляя слева озеро Кратерное, приближаясь к правой стене цирка. Спустившись до травы, уходим вправо на большую поросшую травой гряду. Тропа есть, но она не такая четкая, как на подъеме. Спуск по реке не рекомендуется - он выводит на сложные скальные участки. Вниз к реке с гряды спускаемся за последним маленьким озером, метров за двести до начала зоны леса. Замечательный вид: прямо напротив - вершина Пшиш "во весь рост". Лесная тропа довольно скоростная. Около устья ручья есть мост через Псыш (GPS - широта: 43,26.424, долгота: 41,10.783), восстанавливаемый каждый год, по левому берегу Псыша идет хорошая тропа. Слабая тропа есть и по правому берегу Псыша.[2]

Спустились с него мы в долину озер, где и провели несколько дней. У нас появилось свободное время на фотографирование цветочков, загорание и прочие развлечения, такие как купание в холодных озерах

Теплая водичка. Как можно не искупаться.

Но Тимур мужественно пробыл в озере дольше всех, делая вид, что 4 градуса это оптимальная температура для купания :)

Ну очень теплая водичка.

Далее наш путь шел через 3 озера на перевал Столичный. Мы не могли не остановиться и не запечатлеть эту красоту…

Я, Тимур и Вика.

После перевала мы спустились в долину София, где и провели остаток похода… Сходили на перевал Софийское седло, гуляли к водопадам…

Но затем наш инструктор решил, что все слишком просто и решили мы сходить на покорение вершины Надежда. Этот подъем и спуск был сложнее всего похода. Но мы получили массу удовольствия!

Позади нас гора София.
Мы и гора София.

Затем мы вернулись к истокам, в Архыз. Туда мы доехали на самом распространенном транспорте Кавказа – грузовой машине, перевозящей дрова, ну и нас заодно :)

Этот поход запомнился мне отличными впечатлениями и массой красивых мест. Этим летом я собираюсь освежить память и снова отправиться на Кавказ!

Полезные ссылки

1. http://www.snp.crimea.ua/rest/o_arxyz.htm Портал с подробным описанием возможных мест отдыха, в том числе и горного поселка Архыз.

2. http://wkavkaz.narod.ru/txt Сайт с описанием Западного Кавказа, его вершин и перевалов.