| RUS | UA | ENG | 
|---|
|  | Козырева Екатерина ВладимировнаФакультет: электротехнический (ЭТФ) Кафедра: электрических станции (ЭС) Специальность: "Электрические cтанции" Тема квалификационной работы магистра: Анализ переходных процессов электродвигателей собственных нужд теплоэлектростанций на основе дискретных математических моделей Научный руководитель: д.т.н., проф., Сивокобыленко Виталий Федорович | 
|---|
| Автобиография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел | 
|---|
| РЕФЕРАТ
         | 
|---|
| АНАЛИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОСНОВЕ ДИСКРЕТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ | 
|---|
| 
 ВВЕДЕНИЕ
               
         Надежная и экономическая работа современных тепловых и
        атомных электрических станций в большой степени зависит от надежности работы
        механизмов собственных нужд. Основным видом привода наиболее ответственных
        механизмов собственных нужд ЭС являются асинхронные и синхронные двигатели 6
        кв. 95% мощности необходимой на собственные нужды приходится на
        электродвигатели [1]. Непрерывное увеличение единичной мощности блоков приводит к
        росту установленной мощности двигательной нагрузки, единичной мощности и
        пусковых токов АД и СД, что в ряде случаев затрудняет обеспечение успешного
        самозапуска и динамической устойчивости двигательной нагрузки при коротких
        замыканиях и кратковременных понижениях напряжения[6]. Это может приводить к
        аварийному отключению блоков электростанций и понижению надежности
        функционирования всей энергосистемы в целом. В некоторых переходных режимах
        (переключение питания на другой источник, отключение к.з. и др.) в двигателях
        могут возникать ударные токи и моменты, превышающие допустимые и значительно
    сокращающие срок их службы. | 
|---|
| 
 АКТУАЛЬНОСТЬ
        ТЕМЫ
         
          Для дальнейшего совершенствования и развития
        многомашинных систем электроснабжения актуальными являются разработка и
        создание математических моделей указанных систем, отличающихся высокой степенью
        адекватности реальным объектам и позволяющим исследовать особенности переходных
        и аварийных режимов, сократить сроки проектирования и расходы на натурные
        эксперименты [2]. При помощи цифровых математических моделей представляется
        возможным оптимизировать переходные процессы  систем
        электроснабжения с учетом характеристик существующего и разрабатываемого
    оборудования. При этом  одним из основных требований к математическим моделям является обеспечение их численной устойчивости и приемлемые затраты машинного времени на расчеты переходных режимов [7]. Для решения этой задачи одним из подходов является применение дискретных моделей, основанных на решении дифференциальных уравнений неявными численными методами интегрирования [1].  | 
|---|
| 
 ЦЕЛЬ
        РАБОТЫ
         
         Целью работы является разработка дискретных математических моделей трансформаторов, асинхронных и синхронных двигателей для анализа переходных процессов в системах собственных нужд 6 кВ ТЭС. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач: 1. создание метода определения параметров многоконтурных схем замещения трансформаторов, асинхронных и синхронных двигателей на основе заданных каталожных данных; 2. создание дискретных математических моделей на основе полных дифференциальных уравнений для основных элементов системы собственных нужд ТЭС. Для решения дифференциальных уравнений должны быть применены неявные методы интегрирования с использованием программы MathCAD 14; 3. разработка математических моделей многомашинной системы электроснабжения собственных нужд ТЭС на основе дискретных математических моделей схемы и с учетом их взаимной связи между собой; 4. математическое моделирование и анализ переходных процессов в системах собственных нужд ТЭС (к. з., перерыв питания, групповой выбег и самозапуск двигателя). | 
|---|
| 
 ОСНОВНОЕ
        СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
         
         В последнее время в связи с бурным развитием вычислительной техники, а также в связи с повышением требований к точности моделирования при разработке и создании высоконадежных систем электроснабжения АЭС, ТЭС и других ответственных установок с крупными АД и СД, значительно возрос интерес к математическим моделям в системах электроснабжения, основанным на полных уравнениях Парка-Горева как для машин, так и для всех элементов питающей сети [3]. Актуальным является создание универсальных моделей, позволяющих исследовать как кратковременные (АПВ, АВР, короткие замыкания), так и длительные (пуск, самозапуск) переходные процессы в группе машин с учетом их взаимного влияния, с учетом зависимостей параметров от вытеснения токов и насыщения магнитных цепей. Рассмотрим расчёт параметров и моделирование пуска асинхронного двигателя. Достоинство многоконтурных схем замещения машин переменного тока заключается в универсальности их использования как для расчета переходных, так и установившихся режимов работы[9]. Кроме того, информация об их параметрах весьма удобна для хранения в памяти и использовании при расчетах на АВМ и ЦВМ [4]. | 
|---|
| 
 Рисунок 1 – Схема замещения глубокопазного асинхронного двигателя 
 | 
|  | 
| Выполним
      расчёт параметров двухконтурной схемы замещения АД инженерным методом. Расчет
      выполняем в относительных единицах в следующей последовательности:
             Скорректируем
        значения номинальных КПД и коэффициента мощности:
             
 | 
|  | 
| 
 1)
        Определяем индуктивное сопротивление рассеяния статора
         
 | 
| 
 
 | 
| 2) Находим ток холостого хода, который принимаем равным току намагничивания 
 
 | 
| 3) Находим индуктивное сопротивление ветви намагничивания 
 
 | 
| 4) Определяем входные сопротивления двигателя в номинальном режиме при Sн 
 
 | 
| 5) Определяем входные сопротивления двигателя в пусковом режиме при S=1 
 
 | 
| 6) Находим проводимости ротора при номинальном скольжении 
 
 | 
| 7) Принимаем параметры первого контура ротора равными результирующему сопротивлению ротора в номинальном режиме 
 
 | 
| 8) Находим проводимости ротора в пусковом режиме 
 
 | 
| 9) Параметры второго контура ротора находим как разность между результирующей проводимостью ротора при S=1 и проводимостью первого контура ротора при S=1 
 
 | 
| Параметры, полученные инженерным методом, уточняем путём решения
      системы нелинейных алгебраических уравнений (СНАУ). Для этого составляем
      программы расчёта параметров схемы замещения более точным методом.
               Подпрограмма расчета входного сопротивления, тока статора, момента АД: 
 
 | 
| Подпрограмма расчета максимального момента:
               
 
 | 
| Подпрограмма расчета потерь в АД:
         
 
 | 
| Уточним параметры схемы замещения путём решения СНАУ с помощью блока решений Given – Minerr в пакете MathCad. Уравнения составляются из условия совпадения расчётных и каталожных токов статора, вращающих моментов при S=1 и SН, а также потерь в номинальном режиме: 
 
 | 
| Проверяем теперь совпадение расчетных значений токов, моментов и КПД с
      каталожными:
         
 
 | 
| 
 Рисунок 2 – Пусковая характеристика двигателя
               
 | 
|---|
| Рассчитаем вспомогательные коэффициенты для ДУ: 
 
 | 
| Составим в форме Коши систему дифференциальных уравнений АД: 
 
 | 
| Систему ДУ будем решать сначала известными явными методами, например, с помощью метода Рунге-Кутта, а затем это решение в дальнейшем будем сравнивать с результатами, которые получили с помощью неявных методов. Последовательность
        расчёта указана в главной программе AD_RK_1,
          в которой приведены также описанные выше подпрограммы. Время пуска задаем,
          например 6 сек. При шаге расчёта 0,314 радиан и зная, что одна секунда
          равняется 314 радиан, время пуска составит 1884 рад и потребуется 6000 шагов.
   
 | 
| В результате расчёта пуска АД получили следующие графики: 
 | 
| 
 Рисунок
        3 - Пусковые характеристики по фазам
               
 | 
| 
 Рисунок 4 - Частота вращения АД в процессе пуска
         
 | 
| 
 Рисунок 5 - Электромагнитный пусковой момент 
 | 
| 
 Рисунок 6 - Потребляемая мощность двигателя
             
 | 
| ВЫВОДЫ
               
         В результате магистерской работы планируется разработать универсальную
        математическую модель для анализа переходных процессов электродвигателей
        собственных нужд теплоэлектростанций на основе  дискретных математических моделей. С помощью этой
        программы возможно будет рассмотрение работы электродвигателей в разных
        режимах.
         
 | 
| СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Перхач
      В.С. Математичні задачі електроенергетики. – Львів: Вища школа, 1989. – 464 с.
   2. Сивокобыленко
      В.Ф., Лебедев В.К. Переходные процессы в системах электроснабжения собственных
      нужд электростанций: Учеб. Пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2002. – 136 с.
   3. Сивокобыленко В.Ф. Переходные процессы в многомашинных системах электроснабжения электрических станций: Уч. пособие/- Донецк, ДПИ, 1984. – 116 с. 4. Официальный сайт кафедры “Электрические станции” Томского политехнического университета. (Электронный ресурс) http://www.elti.tpu.ru 5. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования. Учеб. пособие для электротехнических специальностей вузов/ Крючков И. П., Кувшинский Н. Н., Неклепаев Б. Н.; Под ред. Б. Н. Неклепаева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергия, 1978-456 с. 6. Сивокобыленко В. Ф., Костенко В. И. Математическое моделирование электродвигателей собственных нужд электрических станций. Учебное пособие. – Донецк: ДПИ, 1979. – 110с. 7. Ойрех Я. А., Сивокобыленко В. Ф. Режимы самозапуска асинхронных двигателей. – М.: Энергия, 1974. – 96с. 8. Сивокобыленко В. Ф., Павлюков В. А. Расчет параметров схем замещения и пусковых характеристик глубокопазных асинхронных машин. – Электричество, 1979, №10. 9. Сивокобыленко В. Ф., Лебедев В. К. Определение параметров схем замещения для анализа режимов работы синхронных двигателей. – Электротехника, 1982, №12. 10. Сыромятников И. А. Режимы работы синхронных и асинхронных двигателей/ Под ред. Л. Г. Мамиконянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергия, 1974. – 96с. | 
|---|
| 
 ЗАМЕЧАНИЕ 
 При написании данного автореферата магистерская работа не завершена. Окончательный вариант работы можно получить у автора или научного руководителя после декабря 2010 года. 
 | 
|---|
| Автобиография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел | 
|---|