Магистр ДонНТУ Виляева Екатерина Петровна Автобиография   Автореферат   Библиотека   Перечень ссылок   
Виляева Екатерина Петровна

Факультет: Компьютерных информационных технологий и автоматики
Специальность: Автоматизированное управление технологическими процессами

БАКУ - ГОРОД ДЕТСТВА

Я выбрала данную тему для моего индивидуального задания, потому что, как упоминала ранее, родилась в этом городе. Так сложились обстоятельства, что прожить мне удалось в нем только 4 года со дня моего рождения. Однако для моих родителей это родной город. И вот чтобы углубить свои знания я хочу о нем написать.

Баку http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.htmlБаку - современная столица Азербайджана, культурный, политический и экономический центр республики, а также самый крупный каспийский порт и самый большой город Кавказского региона. По своей древности, величине территории и численности населения Баку является одним из самых древнейших и крупнейших городов Востока. Принято считать Баку “Городом ветров”, что связанно с иранским топонимом Bad-kube. Вероятно, такое необычное название было дано городу из-за сильных здешних ветров. По другой версии название происходит от персидского слова Багкух (Baghkuh), что означает «Гора Бога», и не редко сравнивается с иранским словом Багдад, что в переводе с иранского означает «Богом данный». Центральная часть города расположена амфитеатром, уступами спускающимися к Бакинской бухте. Планировка Баку прямоугольная, лишь в старой части города в пределах крепостных стен улицы кривые и узкие. В окрестностях города много грязевых вулканов и соляных озер. В черту города входит курортная зона Апшеронского полуострова с прибрежными пляжами. В Баку сосредоточена научная и культурная жизнь страны. Здесь расположены многочисленные театры, музеи, галереи, кинотеатры, университеты и библиотеки.

Листая страницы истории...

Баку http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.htmlБаку - это город с очень древней и богатой историей, упоминания о нем появляются в 5 в. Тогда Баку был известен как один из городов Кавказской Албании. Однако его возникновение датируется еще более ранним временем, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки: наскальные изображения -петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако, предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации. В рисунках, нашли отражение разные сцены охоты, обрядовые и ритуальные процессы, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев.

Причиной возникновения города на Апшеронском полуострове послужили различные факторы: выгодное географическое положение, теплый, сухой климат, плодородная почва, наличие природных ископаемых, а так же его центральное расположение на пересечении миграционных и торговых путей «Великого шёлкового пути», протянувшегося с севера на юг, с запада на восток. Со второй половины IX века Баку попал под владения Ширваншахов и стал одним из основных городов Ширвана. Население занималось ремеслами, торговлей, рыболовством, садоводством и нефтедобычей. В 1191 г. ширваншах Ахситан I временно перенес столицу государства из Шемахи в Баку.

В период нашествия монголов в XIII веке город пришёл в упадок. Но уже в следующем веке экономическая жизнь Баку вновь оживилась. Каспийское море в некоторых источниках даже упоминалось как Бакинское море. Из Баку вывозились различные товары в Золотую Орду, русские княжества, Иран и Среднюю Азию. В Баку до сих пор сохранились историко-архитектурные памятники — Бухарский карвансарай (XIV в.) и Мултанский (Индийский) карвансарай, что свидетельствует о торговых связях Баку c указанными регионами. В период правления ширваншаха Халиллулаха I (1417—1462) гг. в Баку проводились существенные строительные работы. Комплекс дворца Ширваншахов был создан в этот период.

В 1723 г. город был взят войсками Петра I во время Персидского похода, а в 1735 г. возвращен Ирану. Несомненно, многочисленные войны и феодальные усобицы не могли не сказаться отрицательно на развитии Баку, и в 30-х гг. XVIII в. он все еще оставался сравнительно небольшим по размеру городом. К тому же сократилась торговля, а объемы добычи нефти уменьшились. В 1747 г. Баку стал центром Бакинского ханства, существовавшего с 1723 г. В 1806 г. во время Русско-иранской войны (1804-1813 гг.) город заняли русские войска, и после ее окончания он вошел в состав Российской империи. С 1859 г. Баку — центр Бакинской губернии.

Под властью Российской империи Баку стал одним из промышленных и культурных центров Кавказа. Индустриальная добыча нефти способствовала развитию города. В 1847 году на Биби-Эйбатском месторождении впервые в мире механическим путем была пробурена нефтяная скважина. В Баку начался приток иностранного капитала, открылись офисы Ротшильдов, братьев Нобелей и прочих. Помимо нефтяной промышленности развивалось ткацкое производство, открывались механические заводы, табачные фабрики, мельницы, обрабатывающие предприятия и т. д. 8 мая 1883 года была открыта железная дорога Баку-Тбилиси. В город съехалось много мигрантов — русских, евреев, немцев, армян, иранских азербайджанцев и др. С нефтяным бумом расцвела культурная жизнь, открылись театры, было построена здание оперы. Баку стал известен как «Париж Кавказа». Толерантность местных жителей вызывало много положительных откликов. В Баку не доминировала ни одна из культур или религий. 28 апреля 1920 года Красная Армия вошла в столицу Азербайджана. В советское время Баку стал столицей Азербайджанской Советской Социалистической Республики и превратился в один из административных, промышленных, научных и культурных центров СССР. После распада СССР , 18 октября 1991 года была провозглашена суверенная Азербайджанская Республика. Баку во второй раз в истории XX века стал столицей независимого государства [1].

И немного об архитеркутуре и памятниках...

Любимым местом отдыха бакинцев и гостей столицы остается Приморский бульвар, который тянется на многие километры вдоль берега моря. Бульвар живописно украшен каштанами, платанами, пальмами. На бульваре - обилие современных кафе и ресторанов, кинотеатров, фонтанов. Отсюда на фуникулере можно подняться в Нагорный парк, откуда открывается захватывающая дух панорама города. Также от бульвара можно совершить настоящее морское путешествие на катере вдоль Бакинской Бухты. Во время морской прогулки гид знакомит туристов с интересными фактами и легендами из истории Каспийского Моря.

Что же касается исторической части города, то она расположена в другой части столицы и носит название «Бакинский акрополь». По сути это историко-архитектурный заповедник.

Здесь сохранилась крепость, которую называют Ичеришехер ( XII в.), Дворец династии Ширваншахов ( XV в.), минарет Сынык-Кала ( XI в.), Девичья башня ( VII - XII в.в.), «Баиловские камни» ( XIII в.), мавзолей Сейида Яхья Бакуви, караван-сараи - Мултани (ХV в.), Бухаpский (ХV в.), Моллахана (ХIII в.), многочисленные мечети - Мухаммада ибн Абу-Бакра, Мирза-Ахмеда ( 1345 г .), Молла-Ахмеда (ХIV в.), Джума (ХV-ХХ вв.), Лезги ( 1169 г .), мечеть-медpесе (1646-47 гг.), бани (XV-XIX вв.), тоpговый комплекс (ХVI-ХVII вв.), Дом Бакинских ханов (ХVIII в.) а также многочисленные богатые здания ХIХ в. Все здания изящны и украшены замысловатыми орнаментами и узорами. Также интересны собор Святых Жен-Мироносиц Русской православной церкви, колоритный иранский район, набережная (одна из красивейших в мире).

Ичеришехер http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.html

Большинство крупных памятников расположено в крепости Ичеришехер . Она включает в себя больше 10 мечетей построенных в разное время, начиная с 1078 г . (тогда было возведено первое здание города), Мечеть Мухаммада и несколько медресе. Неотъемлемой частью древнего города были и караван – сараи: Бухарский, Ханский (ХV в.), Мултани (ХV в.), Касым-бек, а также Базарная площадь. Все желающие могут заглянуть в Портал жилого или Ханского дома, соприкоснуться с условиями жизни средневековья. Наличие бань (хамамов) было обязательным в Азербайджане. В Ичеришехере есть Баня Гаджи Гаиба, Баня Ага-Микаила, Баня Гасым-бека.«Бакинский акрополь», «Старый город», «Внутренний город» - как только не величают этот уникальный исторический ансамбль, расположенный прямо в центре Баку. «Ичери шехер» - это сердце города. Именно в этом месте, на холме у самого моря зарождался древний Баку. Город разрастался и в XII веке по всему периметру его обнесли крепостными стенами. Поэтому «Ичери шехер» часто называют еще и крепостью.

Здесь также красуется крупнейший памятник старины - Дворец Ширваншахов , в архитектурный комплекс которого входят сам дворец, диванхане (место встреч иностранных послов), дворцовая мечеть с минаретом, Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, усыпальница Ширваншахов, восточный портал, и баня. Значительным местом во внутреннем городе является Дворец Ширваншахов, датируемый XV веком, когда шахи перенесли свою столицу из Шемахи в Баку. Комплекс ещё используется для проведения фестивалей народных танцев. В Ичери-Шехере находится Музей Археологии при Институте Истории и Этнографии НАН Азербайджана, рядом располагается ковровый цех, имеющий выставочный зал, где часто проходят выставки азербайджанских ковров. Комплекс Ичери-Шехер получил статус историко-архитектурного заповедника в 1977 году, а с 2000 года включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Девичья башня http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.htmlНу и венчает все это архитектурное великолепие Ичеришехер знаменитая «Девичья башня» («Гыз Галасы »). Она является одним из самых больших зороастрийских храмов мира: 28 метровая, 8 ярусная красавица, в которой могли укрыться более 200 человек, возвышается в юго-восточной части крепости. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет во внутрь проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.ата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера реставрировавшего сооружение. Чтобы датировать башню можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке [2].

Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города. Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня" имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, распложенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.

Девичья Башня http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.htmlВ XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города. В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).

Башня неоднократно реставрировалась - в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз - в 1960-х годах. К сожалению, во время реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.

Название "Девичья" встречается и в названиях других башен на территории Азербайджана и Востока и, видимо, означает "непокоренная", "неприступная". С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом, и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.

Изучая легенду можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму "Девичья башня". Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. "Девичья башня" называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году

В Ичеришехер много маленьких уютных магазинчиков и кафе, где можно приобрести сувениры и даже ковры, сотканные вручную, выпить вкуснейший свежесваренный кофе.

Наряду с другими памятниками старого Баку, большой интерес представляет Храм огня Атешгях. Этот уникальный памятник старины дает наиболее полное представление о последователях древней религии зороастризма. Он расположен в тридцати километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине поселка Сураханы Апшеронского полуострова. Храм зороастрийцев - огнепоклонников был построен на месте горящих выходов естественного газа и относится к XVII-XVIII векам. Зороастрийцы съезжались сюда для поклонения священному огню. Считается, что первый храм был построен в начале нашей эры. Однако к наиболее поздним относится главный храм-алтарь, возведенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. Во время XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь, друг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма — даванагари и гумруки.

Храм огня http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.html

Многочисленные монахи, жившие в Атешгях, почитали огнь, вели затворнический образ жизни, нанося себе увечия они верили, что, таким образом очищают свою душу. Отшельники вешали на себя тридцати киллограмовые цепи, лежали на негашеной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел. Сегодня Отешгях - это один из наиболее популярных памятников старины, пользующийся большим интересом путешественников. Сюда приезжают представители различных верований. Мусульмане приносят жертвоприношения, индуисты и огнепоклонники молятся.

Как не вспомнить главный праздник всех бакинцев и не только....

НОВРУЗ БАЙРАМЫНЫЗ МУБАРЕК !!!

Новруз-самый яркий, самый радостный из всех наших национальных праздников. Цель этого праздника-возродить народную традицию-приход Нового года. С 21 марта, со дня весеннего равноденствия, начинают удлиняться дни. Природа просыпается от зимней спячки. На деревьях набухают почки. На улицах можно встретить людей, осторожно несущих в руках сэмэни, обвязанную по традиции красной лентой. Новруз - один из древнейших праздников, и люди веками вырабатывали нормы этики, законы поведения. "Правильное" поведение в предпраздничные дни - одна из этических норм [3].

Рекомендации вошли в наши обычаи. Их можно разделить на:

-обычаи, связанные с общечеловеческими нормами поведения, которые воспитывают в человеке чистоплотность, любовь к ближнему, доброту, чувство товарищества, гостеприимство, и

-обычаи, берущие свое начало в огнепоклонничестве. Эти обычаи связаны с выработкой смелости, доброго отношения к природе, к растениям, к весеннему солнцу и огню-верному другу и защитнику людей на пороге развития цивилизации. И те, и другие-добрые обычаи. Они учат только хорошему. Вот некоторые из этих обычаев:

  • Перед Новрузом убирают дом и двор.
  • Перед Новрузом дают обеты дружбы, верности, любви.
  • В дни перед Новрузом нельзя отдавать из дома огонь, спички, керосин, бензин.
  • В Новруз нельзя грустить.
  • На все дни Новруза принято ходить друг к другу в гости.
  • В канун Новруза должны мириться все, кто в ссоре.
  • В Новруз нельзя сплетничать, осуждать кого-либо, обманывать.
  • В Новруз делятся сладостями с соседями, близкими, друзьями, с немощными больными, одинокими, неимущими.
  • В один из дней Новруза, обычно во вторник или четверг, ходят на могилы умерших близких.
  • На праздничный стол собираются семь обязательных предметов. Это-яблоко, чеснок, уксус, печеное, зелень, золотое изделие и сэмэни. Все названия этих предметов на фарси начинаются с буквы "син" (с). Кроме того, на стол ставят сосуд с золотой рыбкой, кладут зеркало и Коран. А еще в дни Новруза нам от наших предков-огнепоклонников остался культ огня. И поэтому в дни Новруза зажигают лампы, свечи, костры.

    Свечи зажигают для каждого из живущих в доме, свеча зажигается для тех, с кем простились навечно, в честь наших шехидов и еще одна свеча для тех, кто может неожиданно прийти на праздничный ужин. Пусть эти свечи осветят наши пути. Да сбудутся заветные желания каждого, да принесет Новый год в дома всех людей покой, тепло, согласие и любовь.

    И суммируя сказанное выше

    В Баку также множество парков, которые носят имя Гейдара Алиева. Его портреты и высказывания очень часто встречаются в городе. Вечером Баку меняет свой облик – превращается в город огней! На центральной улице Баку каждое здание подсвечивается. Пройдя мимо Филармонии имени Муслима Магомаева (шикарное белое здание), резиденции Президента, Фонда Гейдара Алиева оказываешься на Бакинском бульваре. Здесь царит ощущение мира и покоя. Здесь приятно прогуляться, выпить чай, подышать морским воздухом. В Баку в летнее время работает множество фонтанов. У каждого своя архитектура и настроение. Главный музыкальный фонтан «Семь красавиц» расположен на бульваре перед Домом правительства. Зрелище неописуемое. Вода меняет направление под ритмы музыки Чайковского и Гара Гараева.

    Хочется уделить особое внимание национальной кухне. Очень много мясных блюд, все виды шашлыков, люля-кебаб и т.п. Ну, пахлава – это отдельный разговор. Если хотите вкусно поесть, приезжайте в Баку.

    И вот мой рассказ подошел к завершению, надеюсь вам захотелось побывать в этом прекрасном городе. Лично для себя, копаясь в сетях Интернет, я нашла много интересной информации.

    Вечерний Баку http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.htm

    Список источников

    1. Туристический сайт http://www.alltravels.com.ua/
    2. Интересный сайт о Баку http://www.bakuhotels.ru/baku/history.htm
    3. Сайт о Баку и бакинцах http://www.ourbaku.com
    4. Фотографии были взяты из http://sayka-alekperova.narod.ru/foto.html