ДонНТУ-> Портал магистров ДонНТУ
Искусство флористики
Понятие флористики
Искусство флористики, - искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, - одно из древнейших искусств. Флористика - выражение фантазии, творческих порывов и чувств посредством живых и сухих даров растительного мира. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой. Существует несколько направлений искусства составления цветов.[1]
Флора - направление флористики, появившееся достаточно давно, но получившее второе рождение с изобретением технологии ламинирования.
Флораж или коллаж из растений, высушенных по определенной технологии и покрытый слоем ламинированной пленки, сохранит свой первозданный вид многие годы, практичен и неприхотлив. Он с одинаковым успехом может украсить стены квартиры и офиса, студии, салона или же автосервиса. Это - изысканный и практичный подарок на все случаи жизни, передающий чувства и вкус дарящего, его способность видеть и ценить красоту. Это достойный объект для применения в медитативных техниках. Наконец, это произведение искусства, которым можно просто любоваться. В отличие от других видов искусств, флористика «работает» с природным материалом, с частичками живой природы, и через эти произведения природа непостижимым образом передает нам свой «жизненный» потенциал. Картины и композиции из высушенных растений, также как и из живых растений, создают положительное психо-биоэнергетическое воздействие на климат помещения и людей, находящихся в нем.
Основные формы
Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. При этом важную роль играют три основные формы - прямоугольник, треугольник и круг. На них основываются почти все существующие формы или очертания. Конструктивные формы (такие, например, как деревянные ящики, рамки и т.д.) в большинстве своем прямоугольники. Все утончающиеся и заканчивающиеся верхушкой формы - треугольники. Все круглое, мягкое, колеблющееся заключено в круг. Каждая из этих трех форм является чем-то особенным в принципе формы и по существу. Основными формами, или изначальными, они называются потому, что из них возникают все остальные формы. Поэтому учение о форме подробно останавливается на основных формах, т.к. флорист знакомится с основными точками зрения о ее сути.[1]
Форма композиции треугольник

Треугольники
, а особенно длинные и острые - это самое яркое выражение стремления в пространство и динамики. Много растений заканчиваются остроугольной треугольной формой. Используя свойства треугольника, флорист может выразить самое главное в своей композиции. Вариации треугольника - остроугольные многоугольники в форме стрелы, клина и воронки , ломкие или с насечками линии.





Форма композиции прямоугольник


Форма прямоугольник.
Как никакая другая, эта форма олицетворяет статичность, крепость, построенность, конструктивность. Несмотря на то, что она не является цветочной, эта форма играет важную роль в цветочной композиции.Вариации прямоугольника - это другие четырехугольные формы, например, параллелограмм и трапеция. Очертания цветочного горшка, ступенчатые линии - это примеры вариации прямоугольных форм.





Форма композиции шар



Шар - это форма, которая имеет большую, по сравнению с объемом и с поверхностью, вместимость. Это геометрический феномен - замкнутый круг кажется ограничивающим, защищающим, сохраняющим, а также набухающим, зарождающимся и живущим. Ни одна другая форма не может так четко передать эти ассоциации. Круглая форма соответствует сути органического, и многие круглые формы имеются в арсенале средств композиции флориста. Вариации круга - дугообразные формы, овальные и яйцеобразные формы, формы купола, дубины, вздутия и дамбы.


Конструктивная форма экибаны

Конструктивные формы. Сосуды - такие как чаши, кадки, вазы, ящички, когда они геометрически четко сформированы. Например, кубические, цилиндрические формы и формы шара. Плакаты, надписи, ценники, свечи, пробковые кусочки, картинные рамы и многое другое - это так же примеры конструктивных форм. Переплетенные ветки, прямоугольная свеча, камни округлой формы - все это конструктивные элементы в едином линейно-массивном оформлении. Комочки или шары из соломы или мха, например, а также конструкции из бамбука или плексигласа тоже могут быть конструктивными формами. На рисунке (рис.2) такой конструктивной частью являются пирожные, украшенные цветами. Кольцеобразное разделение букета бидермейера или лента, опоясывающая венок и повторяющая его линии являются геометрически правильными формами. Они могут обозначаться как конструктивное поверхностное разделение.
Цвет и свет.
Для флориста важно знание о спектральных цветах, это объясняет явление цвета от предметов. Свет освещает вещи нашего окружения. Они частично отражают свет. Отброшенный свет встречается с нашим глазом и вырабатывает там ощущение зрения. Если отразить все выделяющиеся лучи света, предмет покажется белым. Восприятие черного возникает в том случае, если все лучи света поглотятся на основании свойств поверхности предмета. Объекты кажутся серыми, если одна часть всех лучей света отражает, другая поглощается.
Только в том случае, если из выделяющегося луча света выделить части определенной длины волны и поглотить, будут отражаться оставшиеся лучи другой длины волны. Это производит восприятие цвета в нашей зрительной нервной системе. Например, если поглощаются длинноволновые лучи, которые в спектре являются красными, то остальные цветовые лучи производят унифицированный зеленый оттенок. Итак, зеленые листы поглощают красную цветовую часть света и выигрывает тем самым энергию для ассимиляции. Если бы листья освещались только красным светом, то лучи бы поглотились и лист показался бы нам почти черным.
Мы знаем: свет является «пакетом» различных цветовых лучей. Каждый источник света имеет особенную структуру своего спектра. Если свет падает на предмет, то одна часть поглощается, а другая часть отбрасывается назад и производит при встрече с глазом человека цветовое восприятие.
А если сам свет содержит, например, части голубого цвета? Изменится ли от этого цвет предмета? Ответ на этот вопрос положительный. При солнечном цвете все цвета имеют «свой собственный» вид. При искусственном освещении голубые, фиолетовые и пурпурные цветы в желтоватом свете ламп накаливания кажутся приглушеннее и темнее в своем цвете, чем при дневном освещении. То есть, если цветочная декорация хорошо смотрится при свете лампы накаливания, все же лучше отказаться в ней от голубых цветов, в то время как желтые и оранжевые тона будут в ней смотреться привлекательно.
Контраст цветов.
Цветовой контраст.
Контраст свойств цветов, которые можно объективно установить, называютпервичным контрастом. Контраст субъективно воспринимаемых свойств называют вторичным контрастом. Первичный контраст играет при оформлениях решающую роль. Но вторичный контраст никогда не должен упускаться из виду. Цветовой контраст появляется при самом незначительном отклонении цвета. Уже в пределах одного, даже обозначенном как одноцветном бутоне, имеются незначительные контрасты, которые вызваны различной экспозицией формы или изменением пигментации по краям лепестков.
Чистый контраст, или качественный контраст Он отличает чистые цвета от смешанных или очень приглушенные, матовые от несколько оживленных и более чистых, будь это основные или вторичные цвета. Оливково-зеленый, например, чище, чем немного ржавый, песчано- коричневый и находится в качественном контрасте к коричневому. Смешанные цвета применяются обычно для больших поверхностей (нижний и задний планы), для сосудов и т.д. Смешанные цвета пассивнее, чем чистые, так что качественный контраст является в большинстве случаев также и контрастом активности.
Множественный контраст, или количественный контраст Он исходит не из множества воздействий, и не от фактического количества красок. Равные количества желтого и фиолетового, например, находятся как раз в количественном контрасте, так как желтый воздействует гораздо сильнее, чем фиолетовый, из-за силы своего света. Выбирать равные множества воздействий различных цветовых оттенков композиционно часто невыгодно, так как это может привести к конкурирующему воздействию и к неясному высказыванию красок. Количественный контраст требует объяснения иерархии, воздействия преобладающего цвета, так как другие цвета будут только дополнять его. В таком случае выражение экспозиции будет более отчетливым.
Символика цвета
Общие понятия о раскраске цветов в букете можно разложить на обобщающие толкования. Букеты из желтых цветов на Востоке, к примеру, символизируют солнце, свет. Такие букеты мира принято дарить при официальных встречах, визитах. Оранжевый цвет в цветочной композиции – символ урожая, плодородия, достатка. Даря такой букет кому-либо, иносказательно желают достатка и благосостояния. Синие и сиреневые цвета символизируют тонкость натуры, скрытность, желание находиться обособленно, независимо, скромно.
Такие букеты крайне неуместны для свадеб, свиданий. Фиолетовый цвет – символ дружбы, величия, достоинства и роскоши. Зеленый – символ покоя и мира. Но вот зеленовато-желтый цвет орхидеи, к примеру, может смутить женщину – букеты из таких цветов символизируют своенравие, распутный образ жизни. Белые цветы в большинстве стран принято дарить знакомым девушкам, с которыми не связывают глубокие отношения. Такие букеты символизируют спокойное течение отношений на уровне симпатий, дружбы. Но вот в Индии и некоторых странах Азии белый – цвет траура, и стоит иметь это в виду при составлении композиции знакомому из данных регионов.
Букеты розового цвета не несут сколь-нибудь существенной информации, кроме как положительного отношения. Такие букеты применимы практически в любой ситуации. К ним же можно отнести и букеты пестрых разноцветных цветов, как, например, огненные орхидеи или крапчатые астроэмерии.[2]
Литература.
1. Искусство флористики - принципы составления композиций, подбор цвета и формы. http://www.floralbook.ru/
2. Портал России. Раздел Флористика.http://russia.rin.ru/guides/6736.html
3. Иллюстрационный материал взят из следующих источников:
http://www.canadaroses.com/flowers/Categories/Occasion/Bouquet/ - Букеты ручной работы
http://bridgettesdetroitwedding.com/category/vendors/florists/ -Блоги флористов